Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
 
 
Если в статье оказались ошибки...
 

Каббала

Относится к   «Мистические миры»

Каббала

Эта статья для тех, кому интересно мнение о каббале человека, разделяющего научную методологию познания.

В заключение статьи показаны фрагменты обсуждения (со ссылкой на оригинал) с позиционировавшим себя как хорошо понимающим тексты каббалы и занимающимся их переводом с оригинального языка.

Забегая вперед, скажу о выводах. Современная каббала настойчиво претендует на то, чтобы называться наукой, несмотря на откровенно несерьезные "доводы", рассчитанные на доверчивых людей, имеющих слабое естественнонаучное мировоззрение и тех, кто попав под обаяние посулов каббалы, погрузился в ее "изучение", а на самом деле постепенное зомбирование совершенно ничем не обоснованными утверждениями.

Поскольку вся наука Каббала повествует о тайне раскрытия Творца, само собой разумеется, что нет другой, равной ей науки, по важности и успеху... принцип ее – духовный свет, исходящий из сути Творца... нет ни одной травинки на земле, над которой бы не стоял бы ангел с небес, который бьет ее и приговаривает: «Расти!".

Если про Творца и ангелов древние авторы, несомненно, говорили с непосредственным представлением ангела как нечто сверхъестественное, озадаченное вот так способствовать всему на Земле, то позже Творца понимают уже более пантеистично - как весь набор причинно-следственных взаимодействий, однако имеющий некую сверхъестественную потенцию к творению. Однако менее наивно с точки зрения методологии науки это не звучит. По сравнению с действительной наукой каббала не может похвастаться такими практическими достижениями и возможностями, да и вообще хоть какой-то реальной пользой, - только внушенной иллюзией своего могущества, что очень выгодно тем, кто выманивает деньги с доверчивых людей. Каббала - вещь в себе и вещь для себя, не более того. И главное ее назначение сегодня - быть средством изощренного одурачивания доверчивых людей, желательно, наиболее влиятельных и денежных, многочисленные примеры чего приводятся в статье.

 

Нет никаких трудностей в доступе к литературе по каббале и истории ее становления. Начнем со статьи Классическая еврейская мистика О. О. Ладоpенко:

Каббала (от евpейского глагола "каббел" - "получать", букв. "пpедание") - "тpадиционный и наиболее часто используемый теpмин, обозначающий эзотеpические учения иудаизма и иудейский мистицизм, в особенности в тех его фоpмах, котоpые он пpинимает в сpедние века, начиная с XII столетия".

Пеpвый каббалистический кpужок появляется в сеpедине XII в. в Пpовансе (Южная Фpанция); в Пpовансе жил и "отец каббалы" Исаак Слепой (кон. XII - нач. XIII в.). Чеpез его учеников каббала в XIII в. попадает в Испанию, где возникает целый pяд школ ее пpивеpженцев (Геpойская, Сеговии, Исаака бен Латифа, Абулафии). В самом конце XIII в. появляется классическое пpоизведение сpедневекового каббализма - "Книга сияния", или "Зогаp", соединившая в себе особенности и воззpения всех пpедшествовавших школ. И наконец, спустя почти столетие после pождения Исаака Слепого каббала чеpез Раймонда Луллия становится известной хpистианскому миpу.

Каббала пpедставляет собою уникальное явление в истоpии мистицизма. В ней сосуществуют мистические, эзотеpические элементы, пеpеплетаются тpадиция свеpхpазумного постижения Абсолюта и тpадиция сакpального, тайного знания.

...

Основная цель каббалистического гносиса - постижение тайн скpытой жизни Бога, динамики и пульсации божественного бытия во Вселенной. Пpедел этого постижения заложен в самой пpиpоде Бога. Бог для каббалы в глубочайшей своей сущности - "Великий непознаваемый", "Таинственный неизвестный"; это "чеpная дыpа", куда в пpинципе не могут пpоникнуть световые лучи нашего pазума.

... Hо в то же вpемя Бог - это Бог, возвещающий о себе в Писании, - "Бог Авpаама, Исаака и Иакова", Бог, pаскpывающий свою силу в твоpении. Все космологические пpедставления каббалы, весь ее символизм пытаются выявить и описать пpоцесс pаскpытия тайной пpиpоды божества, действия его во Вселенной, показать, как тpансцендентное, безличное божество Эн-Соф становится Богом Писания, личным Богом веpы.

...

Учение о сефиpот (множественное число женского pода от слова "сефиpа") - центpальное в каббалистической онтологии. (Пpавда, "Зогаp" избегает употpеблять этот теpмин; почти не встpечаются в нем тpадиционные названия сефиp.) Сефиpот - качества, атpибуты Бога, его пpоявления, пpедставляющие собой опpеделенные аспекты божественной пpиpоды, уpовни и стадии божественного бытия. Они обpазуют свой особый миp, именуемый обычно "дpево сефиpот", и в то же вpемя они едины с Эн-Софом.

...

Хаpактеpная особенность каббалистической Вселенной - pаспадение на мужское и женское начала. Пpавые и левые сефиpы являются соответственно мужскими и женскими, обpазуя Столп Милости и Столп Суда. Гpуппа "центpальных" сефиp, пpимиpяющих пpавые и левые сефиpы, составляет Столп Сеpедины - пpинцип согласия, пpимиpения и гаpмонии.

...

Каббала дает мистическое истолкование всему евpейскому Закону, заповедям, запpетам и пpедписаниям, всему тому "бpемени тяжкому и неудобоносимому", котоpое пpиходилось нести на себе веpующему евpею. Для каббалы каждое действие, пpедписываемое Законом, имеет скpытый смысл: благословления и молитвы пpизваны защитить от власти левой стоpоны, пpедохpанить от демонических влияний. Бесчисленные pитуальные омовения pук, пpотив котоpых в свое вpемя выступал Хpистос, объясняются тем, что ладони - излюбленное местопpебывание нечистых духов. Молитвы и исполнение заповедей являются тем "возбуждением снизу", на котоpое высшие миpы откликаются "возбуждением свеpху" и изливают на землю потоки благодатного света. "Каждая заповедь становится событием космической важности, влияющим на динамизм Вселенной. Веpующий евpей - главный геpой миpовой дpамы: он манипулиpует веpевками за сценой.

... каббала пытается овладеть pеальным миpом с помощью магического использования заповедей как сpедства защиты от сил зла и усиления сил добpа. Она утвеpждает, что постижение высших тайн Тоpы даpует полноту жизни, полную блаженства и свободы, пpичем свобода понимается пpежде всего как свобода от власти внешнего, "языческого" миpа.

Более подробно и несколько иначе (но не в главном :) об истории каббалы можно прочитать в Электронной еврейской энциклопедии, где написано:

Наряду с каббалой как учением существует понятие практической каббалы, представляющей собой род магии, целью которой является воздействие на высшие миры, что достигается с помощью сосредоточенного созерцания тайного смысла имен Бога (см. Бог. В Библии. Имена; Бог. Имена Бога), особых молитв, словесных и буквенных формул и амулетов. Практическая каббала упоминается в различных каббалистических произведениях, в частности в Зохаре, хотя она существовала задолго до появления каббалистического учения и была, по-видимому, известна уже вавилонским гаонам.

...

Несмотря на специфически еврейский характер, каббала вышла за пределы иудаизма. В 15 в. в Европе появляется движение, утверждающее, что истинный, скрытый смысл каббалы — христианский. Основоположником христианской каббалы стал один из интереснейших представителей эпохи Возрождения Пико делла Мирандола. Христианские каббалисты видели в каббале откровение, с помощью которого можно постигнуть тайны Пифагора и Платона. С этой каббалой, просуществовавшей до 18 в., связано также имя христианского мистика Я. Бёме (конец 16 в. – начало 17 в.). Влияние каббалы прямо или опосредованно испытали такие философы, как Ф. Шеллинг, Ф. Баадер, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, психолог К. Г. Юнг и многие другие мыслители.

 

Все откровения и "знания" в каббале – результат созеpцания и озаpения, что утверждается каббалистами – как единственный метод познания. Ничего про то, как преодолеваются многочисленные и неизбежные у любого исследователя иллюзии восприятия, как поверяется достоверность выводов и их адекватность реальности, собственно о методологии исследования, без чего не может быть наука – ни слова.

В точности, как и в библии, возникает задача интерпретации сказанного древними так, чтобы это не звучало абсурдно с точки зрения сегодняшних представлений. Раньше это не звучало абсурдно просто из-за наивно-невежественного уровня культуры той эпохи. И сейчас такой уровень присущ тем, кого не коснулась культура современного мировоззрения, не требует интерпретации, а воспринимает с непосредственной доверчивостью сказанное, не задаваясь "трудными" вопросами и сопоставлениями. Это очень удобно для достижения конечной цели религиозного обучения: веры и послушания в контексте авторитарно навязанной этики. В результате адаптирующей интерпретации исходный примитивизм обрастает все более усложняющимся каркасом поздних усовершенствований мистических теоретиков. При этом каждый теоретик привносит свои личные представления, в результате чего во многом разные интерпретации становятся противоречивыми.

Как это характерно для любой мистической доктрины, все описанное в каббале ни на чем фактическом не основывается и не даются строгие определения начальных понятий (- метод Аристотеля). Эти понятия, как это в предельном случае делается в буддизме (например, понятие "кли"), обретают конкретику в душе каждого, постигающего доктрину, т.е. формируется сугубо личное, субъективное представление, не выразимое словами, и во многом отличающееся от других таких представлений, что всегда выясняется при попытке углубленных сопоставлений между людьми и вызывает религиозные споры.

Все эти главные моменты, характеризующие каббалу как мистику, можно проследить по тексту "современного каббалиста" Михаэля Лайтмана   Наука Каббала:

 

«Введение в науку Каббала» – это основная статья, по которой человек входит в мир Каббалы. Величайший каббалист всех времен, рав Йегуда Лейб Алеви Ашлаг написал эту статью как одно из предисловий к книге Зоар. Не освоив изложенного в этой статье материала, невозможно правильно понять ни одного слова в книге Зоар. Без этой книги невозможно продвинуться в Каббале.

...

Все предисловия рава Й. Ашлага (Бааль аСулама) написаны таким образом, чтобы правильно настроить читателя на вхождение в основной материал, чтобы верно понять его, вобрать в себя, впитать. Кроме того, все предисловия являются самостоятельными каббалистическими произведениями, обладающими своей духовной силой и глубиной.

Сказано в книге Зоар (недельная глава Тазрия, стр.40): "Все миры, как высшие, так и низшие, находятся в человеке. Все, что создано в мире – создано ради человека, и все живет и развивается благодаря человеку.

...

Сказано: «И создал Творец человека полным именем. И все, что создано – создано в полном совершенстве, и все находится и содержится в нем.» Отсюда мы видим, что все миры, высшие и низшие, все, что их наполняет, все, что их оживляет, все, кроме Творца, находится внутри человека.

2) Для того, чтобы объяснить все это, нужно было бы изложить здесь всю науку Каббала, но в таком общем и сжатом виде, чтобы понять все те вещи, которые раскроются нам далее.

Суть в том, что намерение Создателя в творении было насладить творения. И как только появилась у Творца эта мысль – создать души и насладить их, тут же появились они перед Творцом в своем совершенстве и величии, заполненные бесконечным наслаждением, которым задумал Творец насладить их. Потому что у Него сама мысль заканчивает все Творение, и нет необходимости в каких‑либо физических действиях, как у нас.

...

Поскольку задумал Творец насладить души, то Он обязан был сделать их в виде желания получить наслаждение." Потому что величина желания получить наслаждение определяет величину получаемого наслаждения. И знай, что желание получить наслаждение является сутью самой души, сотворенной из ничего, и называется «кли» – сосуд души.А наслаждение, изобилие, наполняющее сосуд, определяется как свет души, исходящий из самого Творца.

...

4) Творение – это появление того, чего не было раньше. Т.е. появление чего‑то из ничего.

... в духовном мире есть свойство «получать наслаждение» и свойство «давать наслаждение». Кроме этих двух свойств больше нет ничего. Если эти два свойства сопоставить друг с другом, то они будут абсолютно противоположны. И нет между ними никаких точек соприкосновения. Но если свойство «получать» изменяется на свойство"отдавать", т.е. возникнут какие‑то общие желания у творения и Творца, то они сблизятся и соединятся этими свойствами, желаниями друг с другом. А остальные желания, не подобные друг другу, будут отдалены. Но изначально творение создано абсолютно противоположным Творцу.

6) Наша человеческая мысль не может постичь совершенство Творца. Нет возможности выразить и описать Его. Но из ощущения воздействия Творца на нас мы можем понять, что есть у Него желание нас наслаждать. Потому что Он все создал только для того, чтобы насладить нас, свои творения, наполнить нас всем самым хорошим.

7) Теперь поймем то, о чем сказано в книге «Эц Хаим», что причина создания всех миров в том, что Творец обязан быть совершенным во всех своих действиях. А если бы Он не проявлял свои силы и действия в виде действий над творениями, в самих творениях, то не смог бы называться «совершенным». Но непонятно, как это может быть,чтобы вышли несовершенные действия из совершенного Творца?

Причем, эти действия Творца настолько несовершенны, что нуждаются в исправлении человеком. Из сказанного ранее нам ясно, что поскольку творение – это желание насладиться, то, хотя с одной стороны, оно абсолютно несовершенно, потому как обратно Творцу и поэтому бесконечно удалено от Него, но с другой стороны, именно это,специально сотворенное свойство «получать», необходимо для того, чтобы творение смогло получить то наслаждение, которым задумал Творец наполнить творения.

 

У нас возникает такой вопрос: «Для чего вообще Творец все создал?» Каббалист, говорящий только на основе того, что постигает, утверждает, что Творец создал нас для того, чтобы насладить.

Например, я прихожу в гости, вижу перед собой роскошный дворец. Выходит навстречу хозяин и говорит: «Я тебя ждал всю жизнь, иди сюда и посмотри, что я для тебя приготовил». И начинает мне все показывать, предлагать, угощать. Я спрашиваю у Него:

– Зачем ты это делаешь?

– Я это делаю для того, чтобы тебя насладить.

– А что тебе будет оттого, что я наслаждаюсь?

– Мне ничего не надо, только одно – чтоб ты наслаждался.

– Как может быть такое, чтобы тебе ничего не надо было?

– У тебя есть желание насладиться, а у меня этого желания нет. Поэтому мое наслаждение в том, что я тебе даю наслаждение.

Нам не понять, что значит давать, не получая ничего взамен. Это абсолютно противоположное нам свойство.

... Мы созданы как сосуд и можем понять только то, что входит в наше кли, это у нас и будет в голове и в сердце. Когда мы свое собственное кли разовьем до самого большого уровня, то получим в него все, что исходит из Творца. И тогда мы увидим и почувствуем, что Творец абсолютно добр, т.е. никаких других мыслей, кроме как насладить человека, у Творца нет.

...

Совпадение свойств может быть двояким: или мы будем свои свойства улучшать, или Творец будет свои свойства ухудшать. Все исправление душ заключается в том, что Творец спускается к ним, ухудшает свои свойства, нисходит таким образом до уровня душ, сливается с ними, а потом начинает свои свойства улучшать, и одновременно улучшает свойства душ, как бы вытаскивая их из испорченности.

Т.е. предполагается, что могут быть абсолютные критерии того, плохое или хорошее свойство :) Что есть нечто, что во веки веков можно охарактеризовать как испорченное :) вне зависимости от того относительно чего это и почему испорченное.

Например, воспитатель входит в группу подростков, притворяется таким же легкомысленным, как они, начинает якобы сливаться с ними свойствами, а потом, улучшая себя, начинает улучшать немножко и их. Таким образом, необходимо первоначальное изменение свойств Творцом на худшие, для того чтобы сравняться с творением, а затем изменение свойств Творца на лучшие, чтобы исправить нас.

т.е. если воспитатель вынужден притворяться, чтобы войти в доверие, то у Творца какой резон? Вряд ли, судя по наивности сказанного, автор вообще об этом задумывался. В примере никак не обосновано то, зачем нужно сравниваться с творением в "худшем", не говоря о том, что вообще такое "худшее", которое сотворено настолько криво, что его необходимо "исправлять". Если кто-то будет пытаться доказывать, что здесь зарыт сокровенно глубокий смысл, то пусть просто скажет, в чем этот смысл заключается, а не просто декларирует его наличие :) Уверен, что это будут скоропостижно надуманные интерпретации. Вот как проделывает это Лайтман, дополняя своими измышлениями древние тексты.

Если Творец покажет нам свои истинные, абсолютно совершенные свойства, как Он есть на самом деле, у нас не будет никакой возможности уподобиться Ему. Поэтому Он уменьшает свои свойства, огрубляет, облачает себя якобы в такого же, как мы. И мы должны только вскочить на эту маленькую ступеньку, сравняться с Творцом по одному маленькому свойству.

Как только мы совершаем подобное сравнение свойств, Творец начинает показывать себя немножко повыше в этом свойстве, и то же с другими свойствами. Т.е. Он со своей стороны, сверху вниз через систему миров, скрывает свое совершенство, и позволяет нам с Ним сравниваться, и таким образом дает нам возможность подняться.

Но здесь опять наивный прокол в "объяснении": у нас, оказывается, есть странное свойство, которое уже, конечно же, получено от Творца: тушеваться, увидев совершенство так, что это не позволит совершенствоваться самому. Стыд такой вот или страх слишком большой разницы в совершенстве :) И вот, оказывается, что именно, по Лайтману, вынуждает затевать всю эту карусель снисхождения Творца до нас :) Можно, конечно, в силу своего собственного понимания попытаться "правильно" объяснить необходимость снисхождения, но всякий раз это будет ваше личное объяснения, которое потребовалось, чтобы хоть как-то оправдать изначально не определенное, абсурдное действо, как с необходимостью снисхождения так и с необходимостью насладить.

Возникает два (как минимум) интересных вопроса:

1. что именно считается "совершенствованием", какова методика (последовательность шагов) этого совершенствования? Разумно предположить, что Творец каким-то образом должен был бы позаботиться о том, чтобы с путем совершенствования ни у кого (хотя бы у многих) не было проблем. Но получается, что все те, кто жил до Адама аРишона (первого просветленного типа) ничего не вышло, да и сегодня все это дело безнадежно, если не прочесть текст Лайтмана (он прямо именно так и написал : "Без этой книги невозможно продвинуться в Каббале.").

2. Зачем Творцу понадобились интерпретаторы? Неужели он рассчитывал на их столь разноголосую и столь разную по мудрости помощь? Неужели Творец сделал методику совершенствования настолько таинственной, что только каббалисты могут открыть на это глаза? Допустим даже  такое. Итак, будем читать текст Лайтмана и попытаемся найти конкретную  методику совершенствования.

Абсолютным покоем называется постоянное неизменяемое желание. Оно существует только у Творца...

Какого черта оно у Творца существует? Что это за желание? В чем его смысл с точки зрения Творца? Утверждения есть, откуда они взялись – ни слова... Все это, как и любые неудобные вопросы, объявляется неисповедимыми для нас, но, однако, авторы откуда-то про это знают и говорят уверено :) Ах, они это на себе почувствовали :) и поэтому поспешили сделать глобальные выводы на уровне декларирования свойств Творца, но не в состоянии определить этих свойств. Как, впрочем, и вообще существование Творца.

Начинаются всякие противоречивые домысливания, которые с веками утрясаются в отшлифованную систему верований в неопределенное. Так, сначала приводятся в пример то, как дающий наслаждается тем, что предлагает гостю насладиться обедом, а потом заявляется, что: "не запрещено наслаждаться от отдачи. Только надо, чтобы это была отдача чисто духовная, без всякого намерения для себя. "

Говорят: " Каким образом мы это можем знать? Есть люди, которые поднялись на такой уровень, что смогли полностью постичь желание Творца относительно творения. Они достигли самого большого кли и наполнили его всем светом, исходящим от Творца." Но, поднявшись аж до Творца, достигнув Окончательного Исправления никто так толком и не определил более внятно для брошенных на произвол людей мира все несуразное из только что рассмотренного :) Велика же разница в совершенстве! :) Даже если "не Он Сам, а Его свойства относительно меня. А сам Творец для меня непостигаем." несмотря на то, что " он знает, ощущает на себе все, что Творец делает с каждой душой, чем Творец наполняет каждую душу ". Наверное, знает, но сказать не может :) как алкаш Вася в песне Высоцкого.

Человек желает насладиться совершенно бессознательно, это наше естественное желание. Т.е. смысл, суть моего действия зависит не от механического действия, а от намерения.

Дальше туман (mist-ика - всегда туман :) крепчает:

Все мы существуем только в одном, совершенном состоянии. Но это не в нашем ощущении. Наши ощущения неисправлены, искажены, согласно им мы существуем в несовершенном состоянии. Наши внутренние чувства неисправлены настолько, что мы ощущаем наше самое совершенное состояние несовершенным.

...поднимаясь по духовным ступенькам, человек вбирает в себя все келим всех душ, подключает к себе все сотворенные души. Когда он поднимается по духовной лестнице наверх, он вбирает в себя кли, страдания всех душ, и сам же производит их исправления. Это называется «страдающий вместе со всем миром получает вознаграждениевсего мира», получает свет, нисходящий на все души, в себя. Т.о. каждый каббалист достигает в конечном своем состоянии такого ощущения, будто бы только он один создан, он – Адам аРишон. Вследствие этого он знает, ощущает на себе все, что Творец делает с каждой душой, чем Творец наполняет каждую душу.

Сначала было обрадовался: ага, оказывается нам Творец просто 1) намеренно исказил восприятие (ощущения), сделал неадекватными, ну или возможно, как бы сказали физиологи, 2) рецепция есть, но еще не настроенная на восприятие внешнего. И совершенствование – всего лишь развитие распознавания до уровня адекватности объектам восприятия. Первое – явно абсурдно, мало того, вообще никак не определено: зачем, для чего, что значит "ощущения искажены" (т.е. ощущения уже были откуда-то, но искаженные), второе же не выполнимо по отношению даже к ничтожной части нашего мира (все познать невозможно) и никакая каббала тут не поможет. Т.е. вопрос о том, что же означает "совершенствование" запутывается основательно. Лучше об этом не задумываться верующим :) тогда вроде как понятно, что такое совершенствование, но когда задумаешься, а что же конкретно требует каббала для этого, возникает клубок противоречий (лапша), которую умело поправляют на доверчивых ушах доверенные посредники Творца – организаторы религии, утверждающие, что только они все понимают, при этом пополняя свои карманы и крепя власть. (Воспитанная в католической религии, уже в зрелом возрасте Мадонна обратилась к Каббале. Она поменяла имя на Эстер (Esther) и решила заняться популяризацией этого эзотерического иудейского учения. Певица спонсировала около 12 миллионов фунтов на разработку специальных образовательных программы для детей и молодежи по изучению Каббалы. Она совершила недельное паломничество в Израиль и даже побывала на конференции по Каббале [источник]).

Продолжим по текстам Лайтмана:

Все мы существуем только в одном, совершенном состоянии. Но это не в нашем ощущении. Наши ощущения неисправлены, искажены, согласно им мы существуем в несовершенном состоянии. Наши внутренние чувства неисправлены настолько, что мы ощущаем наше самое совершенное состояние несовершенным.

И окончательное запутывание: оказывается ни первое ни второе предположение не верно :) а все дело в иллюзии того, что мы – несовершенны :) И куда же в этом случае должен "снисходить" Творец? Тоже имитировать искажение своих чувств?

Самое скверное в любой организованной религии, имеющей древние корни то, что она вынуждена расплетать лапшу, навешенную тысячелетиями, но при этом погружается в еще в большие противоречия, прячась за словами. То, что можно было бы сказать просто и ясно, обретает туманно-неопределенный и противоречивый (стоит лишь хоть немного задуматься) смысл. Поэтому лучше не задумываться :) что очень бы устраивало организаторов религии. Дальше – больше:

Мы и сейчас все находимся в абсолютно совершенном состоянии. Только на нас сейчас наведены свыше такие мысли и ощущения, что нам кажется, что мы находимся в другом, нехорошем состоянии, как сказано: «Когда вернет нас Творец к Себе, увидим, что были во сне».

И вот оказывается, что это сам Творец навел на нас эту странную иллюзию, чтобы потом снимать ее, приближая к себе и ловя кайф от этого :) Как про все это прознали авторы такого бреда – никто не говорит. Они просто это знают про такие вот происки Творца и баста :) а дело верующих – просто верить, а не задумываться. Нужно просто ждать, когда Творец нас вернет к себе из сна :) Но опять не все так просто:

На самом деле все души находятся в совершенном состоянии. Творец не создал никакого плохого состояния. Творец создал душу, которая находится в самом совершенном состоянии, в полном слиянии с Ним, которая полностью наполнена светом, наслаждается величием, могуществом, находится в таком же состоянии, как и Творец.

Почему же существуют еще и другие состояния? Потому что в нас самих нет сейчас возможности ощутить это совершенство. Почему внутри нас находятся все миры? Потому что нам надо внутри себя исправить эти скрытия, неисправности, и тогда ощутим на самом деле, где мы находимся.

Короче, мы просто не знаем какие же мы классные на самом деле, но неисправности у нас есть при всей этой классности. Что именно в нас классного и что именно нужно исправить – никто не скажет. Не положено так глубоко задумываться. Все идет к тому, чтобы внушить верующему незатейливую мысль: слушайся нас (без книги фиг что сам поймешь), отдайся нам, которые точно знают волю Творца (которого часто в тексте называют Хозяином :) и мы научим любить тебя самого себя – как совершенство. Что и требуется для того, чтобы ввести в состояние блаженного :) " И когда я в состоянии получать все, исходящее от Творца, то снова попадаю в олам Эйн Соф, Мир Бесконечности, т.е. мир Неограниченного Получения." Это – задача любой религии, задача организаторов религии: " в нашем мире есть особые души, которые берут на себя общие исправления всего мира, и таким образом «тянут» мир вперед к всеобщему исправлению и благу."и нужно не задумываясь, а просто гордо нося лапшу на  ушах, довериться эти избранным :) Далее:

...все, что относится к нашему пути до Окончательного Исправления, называется «таамей Тора» (вкусы Торы). Таамей Тора можно и нужно изучать всем, и каждый обязан их постичь. Это постижение может происходить двумя путями (а чаще их сочетанием): путем страданий или путем Торы, в любом случае результат будет тот же, отличие только во времени и ощущении. Но все должны будут постичь таамей Тора, т.е. освоить науку постижения света Торы – Каббалу.

Короче: или страдайте (что должно испугать, конечно,  нормального человека) или изучайте нашу Тору... Постижение через страдание – наталкивает на мысль о естественной адаптации к окружающему: все, что причиняет боль должно избегаться, а стремиться – ко всему, что приносит радость. Именно на этом принципе построены механизмы формирования жизненного опыта. Но в тексте говорится о пути через страдание и ничего – о поощрении, а радость и боль равноправны для формирования адаптивного поведения. Раньше же говорилось о стремлении Творца дать нам наслаждение – как самоцель :) Конечно, авторы ничего не знают механизмах психических явлений :) но зато веками хорошо научились завладевать доверчивыми душами.

Далее идет вообще сказочно-мифиологический винегрет:

После грехопадения творение, душа, Адам аРишон разбился на тысячи душ. По мере исправления, души поднимаются и занимают определенные места в духовных мирах. Для того чтобы нам покороче и поточнее назвать ступени, по которым они поднимаются и где находятся, этим ступеням даются определенные имена: Авраам, Ицхак, Яаков, Бейта‑Микдаш, Коэн Гадоль (Первосвященник), Шемеш (Солнце), Яреах (Луна). В соответствии с этими ступенями и состояниями, даны названия дням, субботам, праздникам и т.д, в зависимости от того, как опускаются и поднимаются миры и души в них.

... Человек достигает той или иной ступени в зависимости от того, какой величины экран он приобрел, потому что каждый мир и каждая ступень представляют собой фильтр: от Мира Бесконечности до нашего мира расположены 125 ступеней, то есть 125 фильтров между миром Бесконечности и нашим миром.

... как сделать, чтобы эта ступень не задерживала для меня свет? Очень просто. Мне надо сравняться по свойствам с этой ступенью.

... Допустим, человек может украсть 1000 долларов, которые перед ним лежат, а если будут лежать 100, то он их не украдет. Значит, на 100 долл. у него уже есть экран, эту сумму можно положить перед ним, он ее оттолкнет, сможет с ней работать альтруистически. Значит, на него уже запрет «не укради» на 100 долл. недействует, он сам его выполняет, но действует закон («давит» запрет) на 1000 долл.

Вот, оказывается, насколько туманно определяется совершенствование :) "Не укради", "грехопадение" – очень специфичная к условиям культуры заповедь и не просто отдельный человек, а целые культуры меняют свое отношение к подобным заповедям :) а если ребенок может не украсть просто потому, что не имеет представления о значимости бумажек на 1000 долл. то потом, узнав украдет в одних обстоятельствах и не украдет в других, а вовсе не в зависимости от суммы. Во всех таких качествах "совершенности" играет роль только личная оценка значимости, разная в разных условиях. Не понимая этого (точнее даже не задумываясь над этим), "ученый" Лайтман начинает говорить абсурд:

... Когда человек сможет получить ради Творца весь этот свет, он получит в 625 раз большее наслаждение , чем малхут (творение) получала в Мире Бесконечности.

Можно ли делить наслаждение одного на наслаждение другого, чтобы получить соотношение? :) это вопрос о том, одинаковы ли оценки что такое хорошо и что такое плохо у разных людей. И бывает ли так, что то, что для одного хорошо, для другого плохо? Просто факты жизни показывают, что именно так и бывает. Мало того, даже для одного человека то, что хорошо в одних обстоятельствах – плохо для других обстоятельств. У каждого формируется сугубо личная система значимости. А произнесенная фраза – просто очень невежественная и безрассудная нелепость.

А вообще у нас нет шансов получать в 625 раз большее наслаждение:

«Язык ветвей» существует только на иврите, но можно было бы создать его и на базе любого другого языка. В других языках не прослеживается связь между духовным корнем и его следствием в нашем мире. Этого нет даже в современном иврите... Нет каббалистов, которые указали бы, какая есть связь между духовным и материальным в китайских иероглифах, латинских буквах и т.д.... Силы, которые стоят за ивритскими буквами, имеют между собой такие сочетания, которые в иврите выражаются определенной формой букв, но и на других языках мы могли бы выразить те же сочетания. Иврит является корнем для других языков.

Нужно ли доказывать, что последнее утверждение – чистая ложь? Для тех, кто профессионально занимается историей формирования языков, это хорошо понятно :)

И вообще: Творец вот так бросил нас на произвол? Позаботившись только о евреях? Да и то только о тех, кто осилит Тору?

Ну и конечно, борьба за чистоту рядов за счет объявления всего остального ересью – обязательна:

Нет никакой связи между каббалистическим постижением и медитацией и прочими «мистическими» понятиями. Все, чем занимаются эзотерики, мистики и лже‑каббалисты, имеет отношение только к человеческой психике, но ни в коем случае не имеет никакого отношения к духовному, к постижению Творца, к Каббале.

Только каббалисты знают, как все устроено и как правильно :) просто вот знают, без обоснования причин :) Короче:

Каббала – это тайная наука, ее невозможно никому «рассказать». Только тот, кто ощущает, тот и понимает.... Изучение Каббалы дает человеку ответы на все вопросы. Он изучает все причинно‑следственные связи этого мира, изучает высший мир, из которого все нисходит в наш мир.

:))))) Вот кто должен консультировать наших физиков-теоретиков, все еще копающихся с громоздкими коллайдерами :)) Вот только самых элементарных представлений о мире нет у каббалистов.. Плавают они по-топорному как в хорошо уже аксиоматизированной части физики, так и в механизмах психических явлений. Сказано достаточно?..

Каббала, как и любая другая религия, не выдерживает никакого критического подхода и рассчитана только на веру, а мифология и туманные "объяснения" нужны только для придания начальной видимости правдоподобного -  как основание для веры.

 

Каббалисты в викпедевской статье, помеченной к удалению пишут:

Каббала - это методика раскрытия единой управляющей всем мирозданием силы, называемой Творец, каждому из находящихся в этом мире.

Однако, Лайтман признается:

Мы знаем о духовном лишь то, что каббалисты постигли и после этого написали каббалистические книги. Они постигли, что корнем, источником всего существующего в действительности является Высшая Сила. Эту Высшую Силу они назвали «Сущностью Творца», но саму эту Сущность они постичь не смогли.

Противоречьице, однако, в самом важном у каббалистов :) Так же как и бодание по вопросу:

В отличие от других воззрений на Каббалу, приверженцы научного подхода к ней отрицают связь Каббалы с мистикой и религиозными верованиями, считая их частными случаям несовершенного описания существующей реальности.

О совершенствовании "научные" каббалисты тоже выражаются более определенно:

Основной целью принятых в Каббале методик является приведение эгоистической сущности(«Творения») к подобию и слиянию с альтруистической(«Творцом») через подобие по намерению, так называемое «получение ради отдачи».

Т.е. простое искоренение в себе "'эгоизма" и доведение до чистого "альтруизма" – пока просто чье-то наслаждение с твоей подачи не будут для тебя самым главным – вся суть совершенствования :) если, конечно, не напускать много тумана. То, что "эгоизм" не искореним в принципе – как физиологическое отношение к необходимости хоть какого-то потребления – не мешает его использовать бездумно :) ведь если задуматься, то понятие "эгоизм" окажется неопределенно-бытовым и просто исчезнет при переходе к рассмотрению механизмов психики.

Научники чуть боле обстоятельно пытаются раскрыть задачи и методы каббалы как науки, суля:

Раскрытие всему человечеству общих законов мироздания, причины и смысла своей жизни, приведёт мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой, прекращению человеческих страданий и глобальных катастроф.

- почти по Грабовому :)

Каббала исследует мироздание, включая его начало и конец, процесс формирования и общее устройство, движение, в целом, и каждой его детали в частности. Она изучает возникновение мироздания, включая неживую, растительную, животную природу и человека;

Но стоит только начать читать результаты такого "изучения", как оказывается  их полная не обоснованность и полное не соответствие тем хорошо изученным действительной наукой фактам. Например, в статье В начале всех начал  (http://www.w3c.org/TR/1999/REC-html401-19991224/loose.dtd) читаем:

Этот процесс начался с неживой природы. Когда неживой уровень закончил свое развитие, появилась следующая форма жизни – растительная. По завершении формирования растительного уровня зародился уровень животный. И по прошествии миллионов лет, когда и он закончил свое развитие, был создан человек.
Каждая из этих форм жизни развивалась сама по себе и безо всякой связи с предшествующими. Важно отметить, что растительный уровень жизни не зародился из неживого, животный – из растительного, а человеческий – из животного. Они связаны между собой только как причина и следствие. Другими словами, каждый раз, когда какая-то форма жизни завершала свое развитие, нажималась невидимая кнопка– и это служило сигналом к появлению следующей формы.

...

5767 лет назад по еврейскому летоисчислению в одном из людей впервые появилось желание раскрыть тайну жизни. Несмотря на то, что до него сменилось множество поколений, этот человек стал первым, в ком пробудилось желание к духовному. В своей статье «Наука каббала и ее суть» Бааль Сулам говорит так: «Это понимание является истинной наукой, и Адам Ришон был первым, кто получил системное знание обо всем, что видел».

 

Особо много внимания во многих текстах уделяется тому, чтобы придать каббале авторитет научности. Как Лайтман проделывает это, смотрите в статье Метанаука каббала и научный метод познания (с моими комментариями).

Наука характеризуется своей методологией познания, принципы которой и составляют основы понимание носителей науки – ученых, - их знание о том как исследовать.

Каббала не имеет по сути никакой методологии познания. Она делает упор на субъективное познание и вообще неисповедимость, непередаваемость личного знания (что и в самом деле так: знания не передаются и если они возникло в голове, а не получены на основании неких сведений, то передать их другому невозможно). Знаний в каббале каждый достигает сам, без всякого взаимодействия и держит в себе без всякой адекватности каким-либо общепроверенным аксиомам.   В то время как наука – базируется на аксиомах и не существует ни одной научной теории, не имеющей своей аксиоматики.

Каббала предлагает свою методику исследования мира развитием дополнительных способностей человека в ощущении окружающего мира.

... Главное отличие методики Каббалы от научного метода познания состоит в том, что изучая духовные объекты, их описания каббалистами, ощутившими их и исследовавшими, человек должен стремиться самому уподобиться этим духовным объектам, их свойству добра и власти над своими желаниями. Когда человек изучает математику, он не должен становиться похожим на треугольник или круг. Но, когда он изучает Каббалу — должен уподобиться тому, что изучает!

Вот такая чушь, с наивно-пропущенным противопоставлением каббалы и "научного метода познания", к которому, получается, каббала не относится :) О методике "познания" методом отождествления, который ну очень распространен в других мистических теориях (например, Меррелла-Вольфа) можно сказать, что таким методом ни один исследователь пока не сделал ни одного адекватного открытия :)

То, что все знание остается в "познавшем" в отличие от действительной науки, и полную субъективность "метода" познания, не позволяет отнести каббалу хоть сколько-то к науке:

Учёного-каббалиста отличает от представителей других наук то, что прежде, чем заняться изысканиями, он должен развить в себе инструмент духовного постижения – экран. Этот инструмент он не может передать другому, как, скажем один астроном может передать другому телескоп.

(см. про экраны мошенника Бронникова :) Все слова о науке у каббалистов – обычная лапша мистиков, каждый из которых пытается использовать авторитет действительной науки, при этом полностью "опровергая" и перевирая ее.

Но убедительные для доверчивых людей "объяснения" - отмазки всегда наготове:

Оппоненты возражают, что раз метод наблюдения и познания (экран) индивидуален и не может непосредственно передаваться, то и результат носит субъективный характер. Если другой человек, скептически настроенный, решит проверить результат и просто будет выполнять точно такую же последовательность действий, как в описании эксперимента, то нет гарантий получения аналогичного результата. Указание, что исследователь «не поднялся над своим эгоистическим сознанием» лишь подчёркивает зависимость результатов от сознания экспериментатора.

В другой статье викпедии, посвященной каббале, описаны ее истоки:

Каббала́ (ивр. קַבָּלָה‎, «получение, принятие, предание») — духовное Мистика>мистическо-философское учение, основными источниками которого считаются еврейские религиозные книги Йецира, Багир, Зоар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного также под именем Аризаль).

...Каббала является мистическо-философским учением, появившимся в иудаизме и развившимся в течении многих поколений еврейскими раввинами и мыслителями. Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода.

Итак, каббала это – мистика: с магией (см. к примеру Тэд Эндрюс "Магия Каббалы. Первые шаги к сокровенным знаниям"), оккультизмом ( http://www.universalinternetlibrary.ru/book/okkultizm/0.shtml ) и другими мистическими формами, провозглашенная ее апологетами наукой :) и в этом стремлении примерить взятый у науки заслуженно приобретенный авторитет нет ничего удивительного.

 

Интерпретаторы кабалы утверждают, что каббала совместима с любой другой религией, занятием наукой и вообще ни с чем не конфликтует. С этим ну никак не согласны лидеры других религий :) В частности, в статье Тверская епархия выступила против открытия центра Международной академии каббалы:

"Подобного оккультного шабаша православная тверская земля еще не видела", - подчеркнул протоиерей Александр.

В обращении отмечается, что "классическая" каббала является одним из мистических течений в средневековом иудаизме. "Уже сама по себе она была смесью оккультных и гностических тенденций в еврейской религиозной философии, противостоя таким образом по самой своей сути христианству.

Однако, нам пытаются всучить даже не ту самую каббалу в ее традиционном отличии, а типичную подделку нью-эйджевского характера с присущей ей постмодернистской эклектикой".

В "Большом энциклопедическом словаре" сообщается: "Практическая каббалистика основана на вере в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс". "Организаторы оккультно-мистического нашествия на Тверь пытаются рекламировать свой эрзац каббалы как некое древнее тайное знание, как науку управления судьбой и обещают своим будущим адептам развить в них "орган духовного ощущения", считают авторы обращения.

Каббала добралась до академиков:

То, что каббала дробится на множество версий, по многом противоречивых одна другой, что путаница понятий древности запутывается все больше, но при всем при этом используется главная движущая сила религии: массовое авторитарное зомбирование, для котоорого не стольо важно обоснование, сколько деньги и власть, показываетяс в следующих статьях.

 

То, что многие знаменитости мира сего – Мадонна, Майкл Джексон, Элизабет Тейлор, Стелла Маккартни увлекаются мистическим учением каббалой, пожалуй, ни для кого не секрет. Мадонна даже пишет на эту тему книги, рассказывая, как круто изменилась к лучшему ее жизнь и все благодаря тому, что однажды она стала прилежной ученицей израильского академика каббалы Филиппа Берга. Популярность учения во всем мире огромна, капиталы, которыми располагают ведущие каббалисты мира, измеряются миллиардами долларов. Неудивительно, что под этим напором дрогнули даже стены Российской академии наук – учреждения почти непоколебимого.

Недавно в Московском доме ученых состоялся даже круглый стол, посвященный путям взаимодействия науки и каббалы. Участие в нем приняли авторитетные ученые, например, член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, профессор Сергей Капица и доктор философии Вадим Казютинский. Но главной фигурой стал специально приехавший из Израиля ученый-каббалист Михаэль Лайтман. Тема круглого стола звучала по-академически скучно: «Обогащение научных форм знания в эпоху глобализации».

Михаэль Лайтман, бывший врач-генетик из Санкт-Петербурга, поведал, что занимался исследованием каббалистических материалов более 30 лет. Слова, легко слетавшие с уст каббалиста, напоминали словарь героев фильма «Кин-дза-дза»: там были «пацаки», «йацилопы», «гравицапы»... А здесь – «сфироты», «ацилуты», «ециры» и «табуры». Чтобы не показаться невежливыми, научные светила внимательно слушали доклад и задавали вопросы.

Когда пытаешься выяснить, что же такое каббала, наступает невообразимая путаница. Оказывается, каждый толкователь понимает ее по-своему. В справочнике религий народов мира можно узнать, что это – «ответвление иудаизма, построенное на мистических культах и обрядах». Приверженцы каббалы усматривают особый смысл в каждой букве и цифре, содержащейся в Ветхом Завете, особым образом расшифровывают их, превращая более или менее связный текст в абсолютно невнятные, но весьма эффектные песнопения и заклинания. Каббалисты называют эту звучную абракадабру молитвами и верят, что если произносить их громко и большими группами, то добро в мире приумножится, а зло отступит. Если добавить к этому разнообразные талисманы, красные шнуры и нити, настойки и световые эффекты, которыми изобилует каббалистическая атрибутика, – понятно, почему именно сюда потянулись звезды шоу-бизнеса.

Впрочем, у Лайтмана все иначе: никаких обрядов и талисманов. Каббала, утверждает он, это запрещает. Если разобраться, он предложил свою версию каббалы, где мистика тесно переплетена с научными терминами. Хотя от одного этого наукой она не становится.

...

«Каббалу никак нельзя назвать наукой, как бы этого ни хотелось ее апологетам, – считает академик Российской академии естественных наук, доктор физико-математических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Вадим Сперанский. – Согласно принципу фальсификации, разработанному историком науки и философом Карлом Поппером, любую науку можно подвергнуть критической проверке экспериментальным путем. Если такого эксперимента нельзя поставить ни сейчас, ни в обозримом будущем, значит, мы имеем дело не с наукой. Великий датский физик Нильс Бор по этому поводу выдвинул такую формулировку: «Наука – это любая сфера деятельности, когда можно наблюдать объект или экспериментально его исследовать». Несложно догадаться, что каббала не располагает подобными объектами, а значит, может быть отнесена к серьезным феноменам общечеловеческой культуры, достойным изучения, но никак не к научным дисциплинам. Используемые в каббале обозначения – это не научные термины, которые всегда имеют абсолютно четкий, рациональный смысл. Это заклинания, несущие некую мистическую информацию».

В чем же тайна популярности этого учения? Почему оно пользуется поддержкой не только звезд шоу-бизнеса, но и некоторых авторитетных ученых? Неужели они не понимают, что им «пудрят мозги»? Полагаю, что это – сознательная акция, направленная на разгром интеллектуального потенциала нашей страны, когда взамен эфристики – языка науки – нам навязывается оккультная абракадабра, выдаваемая за некую истину в последней инстанции. Не стоит поддаваться на подобные провокации.

 

Каббала закабаляет знаменитостей:

Чтобы войти в клуб избранных, «звезды» платят 10% своих доходов, толком не отдавая себе отчета, за что. В каббале многое засекречено, и ее священники — люди неболтливые. Но не в деньгах дело.

Богатеи, соблазнившись обещаниями того, что каббала принесет им благополучие, много любви, секса, денег, а главное — затормозит процесс старения, постепенно начинают деградировать, утрачивая свои профессиональные качества и таланты.

Сегодня древнееврейское учение, приспособленное для западного потребителя, вне зависимости от национальности верующих, стало самым звездным культом Америки. И если вы достигаете успехов в своей карьере, то тут же к вам подъезжают с заманчивым предложением фантастических благ всего за каких-нибудь 10%. Другие берут дороже.

Список увлекшихся каббалой впечатляет. На первом месте среди обращенных, конечно же, Мадонна, ее молодая коллега Бритни Спирс, Наоми Кэмпбелл, Деми Мур, ее возлюбленный Эштон Катчер, Элизабет Тейлор, Барбара Стрейзанд и сотни деятелей с менее громкими именами.

Система работает эффективно. Тот, кто записался в каббалу, сразу же подвергается мощному давлению, заставляющему привести в Центр каббалы своих состоятельных друзей. Говорят, что Бэкхема в компанию втянула его жена Виктория, падкая на модные веяния.

...

Уму непостижимо, каким образом практичная Мадонна могла соблазниться обещаниями, что каббала вырабатывает позитивную энергию, позволяющую верующим лечить самих себя без лекарств и останавливать процесс старения. Но сейчас сохранить молодость — для нее самая актуальная задача. В свои 45 певица остро переживает возрастной кризис.

Еще более сомнительным звучит утверждение каббалы, что можно очистить себя от отрицательной энергии, махая над своей головой цыпленком.

Шикарный лондонский Центр каббалы был открыт фактически на деньги Мадонны, вложившей в него почти 4 миллиона фунтов.
(http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=&action=fullinfo&id=3622 : Мадонна, как стало известно, потратила 30 миллионов долларов для того, чтобы открыть школу Каббалы в Нью-Йорке. В школе, которая будет называться Kabbalist Grammar School For Children (Каббалистическая средняя школа для детей), сокращенно K School, детям, начиная с 5 лет, будет преподаваться древнееврейское мистическое учение.) С посетителей сразу берут по 150 фунтов за вводные инструкции. Люди не успевают рассчитаться, как у них требуют новую оплату — уже за каждую секунду общения с учителями каббалы. Помолиться здесь стоит немалых денег. Один день знакомства с экзотической религией обходится как минимум в тысячу долларов. Женщины обычно не могут удержаться и покупают себе косметику каббалы. Баночка простенького крема для лица здесь обойдется в 80 фунтов. Зато он якобы восстанавливает свежесть кожи. Впрочем, то же самое обещают вам все косметические фирмы, но к каббале больше доверия. А целительный крем для глаз стоит в лавке раввина Берга 90 фунтов. Доход торговцев потрясающий.

...

Британские евреи бьют тревогу — в стране хотят обосноваться представители знаменитого Центра каббалы, который стал популярен среди звезд кино и шоу-бизнеса. Настоящие иудаисты не перестают твердить, что каббалисты дурят народ, искажают вероучение и преследуют только одну цель — выудить из карманов богатых клиентов как можно больше денег.

Настоящая каббала представляет собой древний текст, содержащий откровения о «тайнах Вселенной». В ней изложены магические ритуалы, в которые посвящают только высокообразованных и истинно верующих иудеев мужского пола, достигших 40-летнего возраста. А Центр каббалы объявил, что хочет сделать вероучение доступным каждой кухарке любого вероисповедания. Там выпустили книжки с упрощенными текстами, которые даже необязательно читать. Можно просто тупо смотреть на строчки или положить книжку себе под подушку на ночь — и все жизненные проблемы рассосутся сами собой.

 

Итак, издревле каббала была мистикой и религией, но вдруг ее настойчиво стали пропагандировать именно как науку.

Можно что угодно назвать наукой и придумать кучу свойств этой "науки". От этого придуманное не становится наукой в том смысле, в каком науку принимают большинство культурных людей. Когда говорят "наука" подразумевают ее практические достижения, на которых основана современная культура и которые являются результатом действенности научной методологии познания. Поэтому, как бы ни хотелось примазаться к очень высокому авторитету и значимости науки, не корректно называть наукой то, что не обладает такими ее свойствами. Вот какое впечатление возникает от всех этих текстов, сорри... В частности, читаем о том почему каббала это - наука  подборке текстов Лайтмана с его сайта:

само собой разумеется, что Творец Один. - этим однозначно утверждается существование Творца - как некоего объекта, который исследует каббала, а не просто совокупность взаимодействий в природе.

только глупец не поймет, что вера в Тору, вознаграждение и наказание, представляющими собой чудесное средство этого великого дела, предполагают серьезное изучение соответствующих книг. Таким образом, что еще до действия необходима учеба, которая поможет телу, приобрести навыки веры в Творца, Его Тору и Его управление.

Основана ли вся эта наука на вере, в том числе на вере в способность постижения мира "через тождество", воспетую трансперсоналами? Во всяком случае все в каббале ориентировано именно на веру. В том числе стиль текстов и язык подачи. Для дееспособной социальной коммуникабельности у каббалы нет языка другого, чем "язык аллегорий и притч", несмотря на "четыре языка" (все ее рассуждения построены на тонкостях и нюансах языка, вплоть до формы букв и их сочетаний).  Действительная же наука довольно сильно интегрирована в культуру, неразрывна с ней, позволяет популяризовать научные описания. 

У того, что каббалисты определяют словом "духовное", и о чем говорят, нет никакой связи со временем и пространством, и никакой материальной ценности. (По моему мнению, вся философия рядится не в свои одежды, так как похитила кое-какие определения из науки Каббала, и придала им вид общечеловеческих понятий. И если бы не это, им не пришло бы в голову выдумывать такую науку, как эта). И представляет она собой просто силу. То есть, не силу, которая облачена в тело, как мы привыкли в этом мире, а просто силу без тела.

Сила - сама по себе :) и пофиг что это означает! Самое важное обходится недомолвками, и это - постоянно во всех текстах. Надежда понять это определение в последующем углубленном изучении просто не оправдывается. Авторы как бы забывают об этом :) А как же "каким образом можно обсуждать то, чего никогда не видели и не ощущали?" 

Духовное это - сила и у нее нет никакого материального образа...полностью отделено от материального мира. И в то же время сила сама по себе является настоящей материей :)) круто... 

кто поверит мудрецам Каббалы...? ...Это могут сделать только те верящие, которые преданы ей изо всех сил и всем своим существом.... каждый, ищущий Творца обязан вернуть Каббалу на ее трон, и корону - на прежнее место.

Вот такая "наука" :) это характерно для религии, основанной на фанатической вере...

Если первоначально не было и намека на науку и все в каббале было чистой мистикой, то теперь это же самое объявляется наукой :)

 

Еще несколько материалов для размышления:

В http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=&action=fullinfo&id=3622:

Мадонна, как стало известно, потратила 30 миллионов долларов для того, чтобы открыть школу Каббалы в Нью-Йорке. В школе, которая будет называться Kabbalist Grammar School For Children (Каббалистическая средняя школа для детей), сокращенно K School, детям, начиная с 5 лет, будет преподаваться древнееврейское мистическое учение. По утверждениям источника, близкого к певице, эта школа была давней мечтой Мадонны. Теперь когда подписаны все бумаги и контракты, и школа распахнет свои двери в декабре. Родители, которые захотят отдать детей в школу Каббалы, должны будут пройти серьезное собеседование. Кроме того, они обязательно должны будут проповедовать Каббалу до того, как отдавать ребенка учиться в школу Мадонны. Все дети тоже пройдут испытательный тест. Родители принятых в школу детей будут платить до 3600 долларов за семестр. Недавно увлечение Каббалой привело к тому, что Мадонна решила сменить имя. Теперь ее зовут в честь древней царицы, о которой рассказывает Библия, - Эсфирь. Теперь у Мадонны на руке повязана красная ленточка - символ еврейского мистицизма.

В http://www.jewish.ru/news/israel/2005/10/news994226422.php:

31.10.2005 Полиция Израиля арестовала в Тель-Авиве главу центра каббалы Шауля Юдкевича по подозрению в мошенничестве. По данным полицейских, Юдкевич получил десятки тысяч долларов от больной раком женщины, обещая ей, что благодаря этим пожертвованиям она поправится. В итоге женщина умерла в возрасте 50 лет, а ее муж подал заявление в полицию.
Как сообщает Ynetnews, всего больная женщина перечислила центру $36 тыс., а когда ее состояние начало ухудшаться, ей заявили, что для излечения необходимо пожертвовать еще $25 тыс. Кроме того, раввины посоветовали ей для улучшения самочувствия покупать у них воду по непомерно высокой цене. Когда у семьи закончились деньги, супругу больной женщины предложили перейти работать в центр на добровольных началах.
Представители центра не отрицают факт передачи денег, заявляя, однако, что женщину к этому никто не подталкивал.
Юдкевич – весьма влиятельная фигура среди каббалистов во всем мире. Он был одним из тех, кто организовал недавний визит Мадонны в Израиль.

В статье Разговор о Каббале:

В каббалистическом бизнесе используется весь спектр ресурсов: от музыкальных клипов и футболок с каббалистической символикой до детских каббалистических книжек и декларативно опальных кружков. Каббалистическое творчество скандальных поп-звезд и мелкой руки бизнесменов не вызывает резкой реакции со стороны ортодоксального еврейства — было бы с кем спорить! Так же поначалу относились и к деятельности коммивояжеров от Каббалы.

Однако со временем обнаружилось, что бизнес-талант «неокаббалистов» превышает все ожидания. Знающий человек сразу видит несбыточность обещаний и безграмотность «преподавателей», но простой смертный еврей или нееврей (контингент упомянутых кружков, в основном, нееврейский) принимает весь этот бизнес за чистую монету.

В этой статье не будут развенчиваться мифы и стереотипы. Мы просто представляем вам мнение крупного специалиста в иудаизме раввина Адина Штейнзальца о Каббале, еврейской науке.

... Именно иллюзия приобщения к «приобщенным» делает секты, заигрывающие с мистической «наукой о Каббале», особенно привлекательными для людей, страдающих от житейских неудач и душевных недугов и кризисов.

Не всегда речь идет о неудачниках, порой и очень сильный человек в минуту кризиса хватается за соломинку магии. Кроме того, среди тех, кто идет за «озаренными», мы часто находим человеческий тип, знакомый совсем из другой сферы жизни, — игрок.

...все ее рассуждения построены на тонкостях и нюансах языка, вплоть до формы букв и их сочетаний. Многие, если не все, идеи Каббалы в переводе просто теряют смысл. Это может прозвучать странно: неужели, чтобы познакомиться всерьез, например, с русской культурой, достаточно читать переводы, а для знакомства с еврейством надо выучить язык? Во-первых, фундаментальное изучение любой культуры, русской в том числе, требует знания ее языка. Во-вторых, в отношении сакральных текстов это требование становится категорическим. Не случайно нюансы перевода становились поводом для войн и возникновения новых религий. В-третьих, и это, возможно, главное — для серьезного изучения еврейской традиции потребны такие интеллектуальные усилия, что изучение одного–двух языков на этом пути не составит и пяти процентов от общего необходимого труда.

 

В заключение привожу фрагменты обсуждения, упомянутого в самом начале статьи.

В обсуждении одной статьи автора-каббалиста, начиная с сообщения №3360, включился участник под ником zzed, позиционировавшийся как большой специалист в каббале, переводчик оригинальных ее текстов. Естественно было очень интересно узнать, каковы его наиболее убедительные аргументы в пользу того, что каббалу называют наукой, какова практическая, а не на словах эффективность этой науки, ее метода познания. Ведь заявляется наличие "полного знания в каббале". Далее коричневым будут значимые фрагменты его высказываний, а черным - мои. Чтобы не возникло желание заподозрить "вырывание из контекста" с искажением смысла, напоминаю, что каждый может сам в оригинале ознакомиться с текстом обсуждения по ссылке.

 

Нигде в источниках ты не нашел каббалистического определения, ‎что такое наука и объяснения, почему каббала - наука, по одной ‎простой причине - их там нет. Вернее, объяснения, почему каббала - ‎наука, не было до Бааль Сулама, хотя и у него нет в тех ‎формулировках, которые приняты в современной науке. ‎
Каббалистического же определения, что такое наука, каббалисты ‎никогда не давали и никогда об этом не писали. Почему? Могу лишь ‎рискнуть предположить, что когда зарождалась каббала (первым ‎каббалистом, согласно каббалистической традиции, был Адам - тот ‎самый, библейский - и каким-то образом вычислили, что жил он ‎примерно за 3500 лет до нашей эры, что мной, разумеется, не ‎проверялось :), понятие "наука" вряд ли существовало в том смысле, ‎который мы придаем ему сегодня. ‎
Последующие же поколения каббалистов не только не заботились ‎о том, чтобы каббала была признана наукой, а наоборот, всячески ‎скрывали ее от широкой публики. ‎
И только Бааль Сулам (1884-1954) начал разъяснительную ‎кампанию, призванную показать массам, что представляет собой ‎каббала на самом деле, написав для этих (но не только) целей серию ‎статей, раскрывающих научный характер каббалы.

Что мешает это сделать позже, когда во всех буквально каббалистических текстах появилось утверждение, что каббала - наука? Для науки непростительно не сделать обоснованным самое главное утверждение.

 

Суть науки каббала http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/31382
Характер науки каббала http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/31390
Наука каббала и ее суть ‎http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/34327
Каббала в сравнении с другими науками http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/31366
Каббала и философия http://www.kabbalah.info/rus/content/view/full/31388

Тексты по приведенным zzed ссылкам собраны в один документ и откомментированы в статье О научности каббалы из сайта Лайтмана.

Можно что угодно назвать наукой и придумать кучу свойств этой "науки". От этого придуманное не становится наукой в том смысле, в каком науку принимают большинство культурных людей. Когда говорят "наука" подразумевают ее практические достижения, на которых основана современная культура и которые являются результатом действенности научной методологии познания. Поэтому, как бы ни хотелось примазаться к очень высокому авторитету и значимости науки, не корректно называть наукой то, что не обладает такими ее свойствами. Вот какое впечатление возникает от всех этих текстов, сорри... В частности:

само собой разумеется, что Творец Один. - этим однозначно утверждается существование Творца - как некоего объекта, который исследует каббала, а не просто совокупность взаимодействий в природе.

только глупец не поймет, что вера в Тору, вознаграждение и наказание, представляющими собой чудесное средство этого великого дела, предполагают серьезное изучение соответствующих книг. Таким образом, что еще до действия необходима учеба, которая поможет телу, приобрести навыки веры в Творца, Его Тору и Его управление.

Основана ли вся эта наука на вере, в том числе на вере в способность постижения мира "через тождество", воспетую трансперсоналами?

У того, что каббалисты определяют словом "духовное", и о чем говорят, нет никакой связи со временем и пространством, и никакой материальной ценности. (По моему мнению, вся философия рядится не в свои одежды, так как похитила кое-какие определения из науки Каббала, и придала им вид общечеловеческих понятий. И если бы не это, им не пришло бы в голову выдумывать такую науку, как эта). И представляет она собой просто силу. То есть, не силу, которая облачена в тело, как мы привыкли в этом мире, а просто силу без тела.

Сила - сама по себе :) и пофиг что это означает! Самое важное обходится недомолвками, и это - постоянно во всех текстах. Надежда понять это определение в последующем углубленном изучении просто не оправдывается. Авторы как бы забывают об этом :) А как же "каким образом можно обсуждать то, чего никогда не видели и не ощущали?" 

Духовное это - сила и у нее нет никакого материального образа...полностью отделено от материального мира. И в то же время сила сама по себе является настоящей материей :)) круто... 

кто поверит мудрецам Каббалы...? ...Это могут сделать только те верящие, которые преданы ей изо всех сил и всем своим существом.... каждый, ищущий Творца обязан вернуть Каббалу на ее трон, и корону - на прежнее место.

Вот такая наука :) это характерно для религии, основанной на вере...

 

Но ты обещал продолжить. Надеюсь на более обоснованное в контексте именно науки продолжение с учетом высказанного к стилю кабаллистических текстов :) Так чтобы можно было привлечь разум, а не надеяться заполучить веру.

 

Отличие каббалы от остальных наук лишь в том, что каббалисты ‎исследуют внешнюю реальность, используя кроме пяти обычных ‎дополнительный орган восприятия. Называют его по-разному: душа, ‎шестое чувство (не путать с интуицией и третьим глазом), экран, ‎духовное желание и т.д. Все эти термины требуют разъяснения, как и ‎то, почему этих терминов так много.

к сожалению, zzed так и не пояснил, что именно имеет в виду, как и не опровег предположение. основанное на каббалистических текстах, что имеется в виду интуитивное "знание", или по слэнгу трансперсоналов "знание методом отождествеления себя с предметом познания". То, что так позорно показало свою несостоятельность в декларациях С.Грофа.

Отвечая на вопрос, что движет человеком, каббалисты утверждают, что любому действию человека предшествует ощущение нехватки чего-либо, то есть желание.... желание всегда предшествует абсолютно любому, даже неосознанному, действию человека, то есть является его движущей силой... Взял в рот что-то горькое – чувствую себя плохо – возникает желание избавиться от этого, что, по сути, также является желанием ощутить удовольствие от неощущения страдания.

Я напомнил zzed про альтруизм и показал, что выделение только желаемого с игнорированием избегаемого - ровно половина мотивации, что боль так же важна для адаптивного поведения, как и радость. Подробности разговора об этом можно посмотреть в тексте. Результат: zzed, хотя утверждал, что полностью согласен с приводимыми доводами и показанные ссылки он воспринимает с пониманием, конечно же оказался не в состоянии ухватить суть механизмов адаптации и увидеть противоречие с тем, что утверждает каббала со времени наивных представлений о психике. Конечно же, он так же не мог допустить того, что каббала ошибается в своих основах.

Общий вывод: желание получать удовольствие является природой человека, определяющей все его ‎поведение в любых ситуациях. Это желание и способы его реализации являются предметом ‎изучения каббалы.

Попытка добиться обоснования всего этого вылилась в заявление:

каббала не занимается интерпретацией механизмов мотивации... каббала не занимается ни исследованием мотивации, ни всем тем, что изложено в статьях, к которым ты меня отослал

Исследованиями не занимается, но точно все знает, учитывая наличие полного знания о нем в каббале. !

Вероятно, здесь имеется в виду прямое знание посредством упомянутого, но так и не раскрытого таинственного органа... И когда речь заходит о подобном, то самые резонное – показать образец адекватного знания, полученного каббалистами. Показать эффективность метода познания каббалы.

После чего было заявлено в том смысле, что я не способен понять или не желаю понять то, что zzed пытался мне, оказывается аргументированно изложить просто и понятно: я действительно говорил просто и о ‎простых вещах... В общем, все просто, но я понять не сумел или не захотел. Думаю, что те, кто читал текст так же увидеть обоснованность обсуждаемых утверждений не смогли :) И вообще Каббала сковородки не делает, а потому и не наука. Пришлось резонно обратить внимание, что наука тоже сковородки не делает :) но способ как покрыть их тефлоном дает, и чтобы сделать хорошую сковородку годится именно сведения, полученные наукой, а вот каббала в этом смысле совершенно недееспособна, даже учитывая наличие полного знания в каббале. Есть конечный критерий важности любой теории: она должна быть практически полезной. Но даже в духовном плане этим каббала похвастаться не может...

На этом обсуждение в условиях отсутствия каких-либо не просто голословно декларируемых, а хоть чем-то обоснованных аргументов у zzed завершилось.

Большой опыт подобных обсуждений и просто здравый смысл подсказывает: если человек делает важное утверждение, он должен показать и его обоснованность, т.е. то, на чем основано его мнение, если вообще есть что показать, а не пытаться риторикой и методами зомбирования настоять на своем понимании,. И тогда становится ясно, насколько можно на такое мнение полагаться и стоит ли вообще интересоваться этим настолько, чтобы исследовать всерьез или лучше заняться более важными и реально нужными вещами.

Практически все обсуждения с апологетами любой религии пробуксовывают именно на этом: оппонент не в состоянии доказательно обосновать то, что декларирует, используя множество уловок, попыток свалить вину своей неудачи на собеседника, не способного или не желающего понять, вместо того, чтобы показать состоятельность того, что он утверждает. В ярком виде примеры этого собраны в Несостоявшиеся Люди-X сайта Fornit.

Пусть это будет даже высшая математика, но на том уровне, на котором началось обсуждение, всегда можно начать обосновывать самое общее, самое ключевое в утверждении, даже не прибегая к специализированной терминологии. Потому, что формализации всегда предшествует не просто понимание формализуемого, а некие факты, на которых строится утверждение, - аксиоматика. Отсутствие аксиоматики – отличительная черта любой мистической теории.


Дополнительно:
  • Мистика: понятие и сущность




  • Обсуждение Сообщений: 17. Последнее - 29.06.2013г. 7:59:19


    Последнее редактирование: 2018-04-19

    Качества статьи, оцененные пользователями Экспертов: 4
    Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

    Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

    Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

    Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
    Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

    Тематическая статья: Целевая мотивация

    Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА
     посетителейзаходов
    сегодня:00
    вчера:00
    Всего:1003213005

    Авторские права сайта Fornit