! Если Вы обнаружили на странице ошибку, выделите мышью слово или фразу и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter (подробнее).  Закрыть

 
Поиск по сайту >>
Короткий адрес страницы: fornit.ru/77

Фоточтение

Я не собираюсь "громить" фоточтение как безосновательный обман :) и можно немного расслабиться... Но.
Часто бывает, что действительно существующее явление наделяют свойствами далеко ему не присущими. И тогда появляются статьи типа: "Фоточтение. Как стать гением.".
Все еще помнят магнитофонные кассеты Илоны Давыдовой с неподдающимися копированию обучающим эффектом? :) Понятно стремление тех, кто организует какие-либо курсы, максимально заинтриговать, заворожить клиента, обеспечить веру в метод. Стало традицией во всех таких случаях создавать наукообразные аннотации, живописующие исключительные и уникальные свойства предложенного. Рядом с наукой все это и близко не лежало хотя бы потому, что авторы, как правило, в этой специфике не разбираются, да это им и не нужно. Они прекрасно знают как приковать внимание, а среди читающих аннотации всегда найдется определенный процент людей, который по тем или иным причинам воспользуются предложением.
В этом плане фоточтение ничем от всего такого не отличается. Все статьи, которые мне удалось найти, грешат вольной и рассчитанной для воздействия на веру интерпретацией механизмов. Поэтому стоит разумно попытаться разобраться что в фоточтении на самом деле хорошо, а что, может быть, и плохо (хотя бы понимая, что хорошо обычно случается за счет чего-то :) ).
То, что сам эффект подсознательного (неосознаваемого) восприятия существует - это абсолютно достоверный факт. Это - один из уровней механизмов восприятия. Множество неосознаваемого постоянно оставляет свой след в виде продолжающих активность образов, которые могут существовать сами по себе, изолированные блокировкой внимания, не позволяющего выйти этому в зону активного восприятия или сознания. Об этом можно прочитать в статье Принципы организации памяти мозга из сборника Про исследование психических явлений. Чуть напряжемся, чтобы понять некоторые механизмы, которые нужно для понимания фоточтения.
Изолированные активности не бездействуют, если каналы восприятия к ним не полностью перекрыты, а продолжают свою изолированное, неосознанное "мышление", обработку поступающей информации. Все такие активности, следуя универсальному механизму образования долговременной памяти, закрепляются в виде связей, т.е. запоминаются. Если же значимость результата их "мышления" окажется достаточно высокой, то преодолевается барьер внимания и эта активность прорывается в сознание как внезапно появившаяся мысль.
Во время сна все накопившиеся активности постепенно гасятся, при этом обостряются их контуры и они могут опять таки прорываться в осознаваемую область в виде сновидения. При этом непрекращающаяся обработка (сопоставление с прежним опытом и оценка значимости) воспринятой информации обеспечивает формирование нового жизненного опыта.
Те изолированные вниманием активности, что не достигают достаточной значимости, гасятся практически бесследно в очередной период сна. Долговременная память может не образоваться в этом месте именно потому, что только достаточная значимость воспринимаемого вызывает выделения нейропептидов, которые в данной области мозга обеспечивают неспецифические условия для закрепления памяти в виде синтеза белков-передатчиков возбуждения в синоптических щелях.

При фоточтении как раз и образуются такие вот изолированные области возбуждения, хранящие образы воспринятого.
В течение дня накапливающиеся участки возбуждения начинают серьезно мешать восприятию новой информации, конкурируя с ней. Поэтому и нужен сон, чтобы погасить их. При фоточтении точно так же может наступить порог, после которого новое восприятие не только перестанет быть эффективным, но и нарушит работу внимания вообще. Этот порог довольно индивидуален. Каждый может сам почувствовать его в виде специфического утомления и сонливости (функциональную систему сна запускает перенапряжение активности мозга). Но может и не почувствовать если мотивация действий будет достаточно высокой.
Итак, первое ограничение, которое следует учитывать: не стоит пытаться впихнуть в себя сразу слишком много. И количество этого "слишком много" не такое уж большое.
Второе ограничение следует из рассмотренных механизмов. Если воспринимаемое не окажется достаточно значимым (а точнее, не будет достаточно высоким произведение значимости на новизну), то эти изолированные возбуждения будут бесследно погашены во время очередного сна. Те, кто думает, что таким образом сможет эффективно воспринять кучу информации, к которой он внутренне равнодушен, будет разочарован. Усвоится только то, что без самообмана достаточно нужно и важно. В этом может убедиться любой, кто с помощью фоточтения начнет бездумно и безынтересно листать книги.
Третий момент - это эффективность интеграции новоприобретенного в прежнем жизненном опыте. Рекламные заявления о том, что можно фоточтением пролистать несколько раз иностранный словарь и потом использовать это, не учитывают (или специально замалчивают), что набор слов - это еще не язык. Язык - это, прежде всего, культура, формализованная в конструкциях языка. Даже простейшие фразы невозможно составить так, чтобы тебя поняли, если не имеешь некоего опыта составления этих фраз. Но даже если имеешь, то простой набор слов не поможет правильно использовать их потому, что есть общепринятые в данной культуре предпочтения в использовании тех или иных слов в разных случаях, без чего затруднено понимание смысла сказанного. То же самое относится и к любому другому воспринимаемому. Выигрывая в скорости восприятия, неизбежно приходится расплачиваться качеством результата. Хотя в рекламах говорится о том, что методом устраняются "ненужные", замедляющие стадии, но даже проговаривание языком имеет вполне определенный физиологический смысл при усвоении нового. А сопутствующие "ненужные" образы не отвлекают, а как раз и притирают новое к уже имеющемуся старому.
Что явно полезного в фоточтении? Как и любая заинтересованная работа, как любой вид тренинга, фоточтение заставляет адаптироваться к возрастающей нагрузке восприятия, повышать ресурс и тонус процессов. Как мышцам полезны нагрузки, без чего они начинают атрофироваться, так и психическая пассивность заставляет переводить организм в состояние минимального обеспечения этой пониженной активности, вплоть до психической деградации.
При индивидуальном, а не бездумном подходе, можно оптимизировать восприятие без потери его качества. Нужно только заинтересованность и постоянный тренинг. Те, кому профессионально необходимо перерабатывать огромное количество информации, научаются это делать безо всяких надуманных методик. Потому что универсальных методик мышления не может существовать. Все такого рода достижения - результат накопления жизненного опыта.
Думать, что фоточтение механически и гарантированно сделает из тебя если не гения, то значительно продвинутого в переработке информационного материала после прохождения курсов - значит обманываться.
Обсуждение Сообщений: 4. Последнее - 19.09.2007г. 13:07:37