Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес: fornit.ru/node641

Раздел «Общее для всех занятий»

Модель произвольной адаптивности МВАП

Доступ для всех
Темактика: Лекторий для «Модель произвольной адаптивности МВАП»

Лекторий школы «Модель произвольной адаптивности МВАП»

 

Особое внимание хочу обратить на личный настрой: самостоятельные усилия по освоению всей рекомендованной последовательности погружения в предмет, а не надежда на то, что тот, кто знает материал способен так рассказать это, что любой поймет. Почему это – коварное заблуждение, станет ясно позже, как раз из изучаемых механизмов. 

Надеюсь устроить по-настоящему экстремальный квест! Никто же не полагает, что ему удастся совершить что-то экстремальное, без собственных усилий и подготовки.

Вначале я немного потрачу времени на этот настрой, а далее разговор будет уже только по существу.

 

Нет никакого смысла рассказывать то, что итак хорошо понимается. Главный признак того, что происходит освоение в самом деле нового – значительные трудности в понимании, требующие серьезных усилий разобраться, трудности, граничащие с отчаянием. Возник тупик, казалось бы, без выхода? Вот оно то, что нужно освоить! Важно отловить все такие моменты, это должна быть настоящая охота.

Мы не будем доводить процесс до нарастания серьезных проблем понимания потому как вместо самостоятельного поиска смысла я постараюсь буквально на каждом шагу его вовремя показать и следить, что он воспринят верно. Если вовремя обнаруживать недостающие звенья понимания, то и продвижение получится очень эффективным. Но это не отменит усилия понять, что никак невозможно обойти. 

 

Лекции будут легко восприниматься теми, кто имеет хороший опыт в схемотехнике электронных цепей потому, что основой подхода является именно схемотехнический.

Почему выбран схемотехнический подход? Почему не математический, не программисткий, не квантовый, химический (биомолекулярный), термодинамический, теологический или гидравлический?

От способа реализации не зависит система принципов использования механизма причин и следствий, но от выбора точки отсчета зависит простота описания и понимания. Это - как в понятиях квантовой механики пытаться описывать принципы возведения деревенской избы. Конечно, изба полностью состоит из квантово-механических составляющих, но даже уровень химического описания просто не в состоянии дикой сложностью формул описать принципы зодчества.

Мозг – система управления, использующая сигналы датчиков для их преобразования в сигналы для мышц и других органов. Это все – реальные, материальные объекты с цепями электрического и химического взаимодействия, т.е. со схемотехникой таких цепей. Можно управляющую часть сделать программной, но это усложнит необходимостью преобразования сигналов рецепторов в код процессора и обратным преобразованием к органам, - кроме процессорного устройства нужны и драйверы.

Можно попробовать сделать математическую модель, но это усложнит еще больше: попробуйте описать мат.моделью настольный компьютер. Попытки математизировать модели отдельных функциональных улов мозга делались и делаются до сих пор, но никогда они не приводили к чему-то внятному и полезному. Ну и так далее.

 

По мере занятий убежденность в верности схемотехнического подхода будет только расти и приводить к очень полезным возможностям.

Поэтому цель нескольких первых занятий – уравнять начальные представления участников в схемотехнике, химии, и, возможно, в программировании, - в той части этих предметов, которая непосредственно нужна для понимания механизмов природных нейросетей. Т.е., конечно, мы не ставим целью постичь эти бесконечно большие области, а только – то, без чего не будет понимания схемотехники нейросетей и ясной возможности строить любые механизмы.

Для конструирования собственных нейросетей стоит использовать Конструктор, а не рисовать схемы на бумажке.

Химия же нужна настолько, насколько она позволяет понять, как эта схемотехника реализована природой в мозге. Тогда станет возможным отделить все второстепенное, что устроила природа, используя далеко не самые эффективные материалы. Это примерно как сделать компьютер на гидравлических узлах, но природа это сделала, а люди пока нет и поэтому мы можем полагаться на верность только природных решений, которые проверены невероятно обширными примерами реализации.

 

Те участники, для которых начальные представления окажутся ясно и очевидно понимаемы, просто быстро проходят эти моменты, не отвлекаясь, но проверяют себя в попытках помочь ближнему, у которого с этим проблемы. Это очень важно – попытаться рассказать другому, очень многое проясниться.

Каждый остановится на чем-то, что пока еще не слишком хорошо понятно или в контексте нейросетей начинает озадачивать.

Чтобы все подтянулись к общему рубежу главного прорыва, те, кто понимает все хорошо в обсуждениях будут помогать остальным, что я постараюсь организовать, заодно проверяя, достаточно ли хорошо это понимание.

Последовательность проведения факультативных занятий:

Самый общий план занятий – пройдя все недостающие звенья понимания и выровняв начальную базу всех участников, начнем рассмотрение организации природной нейросети мозга в ее эволюционном усложнении, выделяя основные принципы ее адаптивного усовершенствования так, что будет ясно почему именно возникли те или иные механизмы.

В самом общем плане это – рассмотрение организации механизмов рефлекторных реакций и подготовка механизмов осознанной произвольности.

При этом особое внимание будет уделяться навыкам распознавания второстепенного в реализации механизмов – того, что обусловлено способами реализации принципов. Поэтому будет возможным представить, как эти принципы могут быть реализованы искусственно.