Механизмы забывания

Относится к   «Сборник статей по исследованиям психических явлений»

Механизмы забывания

Это - дополнение к
Принципы организации памяти мозга и
Бессознательное как явление организации памяти мозга

Если память компьютера можно стереть программно, не оставив и следа, то память мозга можно только перекрыть новой потому, что она организована как система связей между нейронами с контактами, проводимость которых, оперативно, может только увеличиваться (первоначально разомкнутые контакты приобретают свойство передавать или гасить возбуждение). Под памятью мозга здесь понимается ее универсальная основа: состояние контактов между нейронами (а не, скажем, вспоминамый образ).
За счет того, что контакты бывают возбуждающими и тормозящими и за счет того, что каждый след памяти (локальная область возбуждения нейронной сети) ограничивается более элементарными признаками (подсетями), составляющими ее, возможна модификация первоначального образа в новом акте восприятия. При этом он может дополняться новыми элементарными признаками (возбуждающие контакты) или некоторые старые признаки блокируются (тормозные контакты). Но структура первичной маски образа остается прежней, и этот след может быть воспроизведен в условиях, в которых станет активной именно первоначальная структура связей. То же, что приводило к активизации новой версии следа, будет неактивно и, значит, новая версия следа не проявится. Память не стирается, а видоизменяется, с сохранением старой памяти, хотя со времнем долго не активирующиеся связи постепенно теряются.
Такой механизм дает возможность запоминания любых, даже мало различающихся следов и вспоминание нужного в тот момент, когда условия наиболее ему соответствуют, - с помощью признаков контекста условий.
Этот механизм также позволяет воспроизводить всю динамику восприятия во времени зримо, как "ленту событий" [249]. Нужно различать два принципиально разных метода образования новых связей. 1. Древний или "без учителя", когда связь образуется между двумя соседними активными нейронами и образуется распознаватель профиля такой активности. Так формируются распознаватели примитивов восприятия в первичных зонах мозга. Но так же могут образовываться распознаватели и во всех других зонах мозга. Такая память недоступна осознанию. 2. Память. образуемая при осознании или "с учителем", когда на ее свойства непосредственно влияет эмоциональная оценка происходящего: позитивная или негативная, следует ли избегать или это достаточно желаемое, чтобы этому следовать. Эта память образуется более сложно, связывая многие удаленные отделы могза в субъективный образ восприятия-действия. На ее формирование необходимо время около 30 минут в течении которого должна самоподдерживаться активность этого нового образа.

В статье Владимира Аристархова Манипуляции с памятью описаны опыты по прерыванию процессов долговременного запоминания (по материалам работ Надера (K.Nader) и Шaфe (G. Schafe), опубликованных в журнале "Nature".).
Предысторию мы находим в трудах невропатологов XIX века, которые описали во всех подробностях, как люди, перенесшие сотрясение мозга или психический шок, теряют память о тех событиях, что непосредственно предшествовали роковому событию. Иногда забвение охватывало у испытуемых более длительный период. Но с течением времени период "провала в памяти" сжимается во времени, и невспоминаемым остается лишь небольшой отрезок, непосредственно примыкавший к тому мигу, когда человек потерял сознание. В 50-60-е годы прошлого века начались исследования по биологическим основам памяти. Биологи, пытаясь понять механизмы памяти, вырабатывали у подопытных животных простые навыки, а затем проверяли прочность выработанного навыка, воздействуя на них электрошоком, который стирал непрочно усвоенные навыки. Этот эксперимент позволил установить, сколько времени понадобится для прочного запоминания навыка (т.е. настолько прочного навыка, что электрошок его не стирает). Возникли представления о кратковременной памяти, которая может быть непрочной и легко стираемой, и о памяти долговременной, которую никакой шок не в состоянии отшибить. Возникло и понятие о консолидации следов: у тех, кто не помнит, что было непосредственно перед шоком, следы воспринимаемого не успели консолидироваться. Каков же механизм этой консолидации? Биологи пришли к гипотезе, что в мозгу, в нейронных контурах, по которым циркулируют электрические импульсы, несущие в себе закодированную информацию о воспринимаемом, происходит синтез белков, т.е. память имеет молекулярную природу. Тогда же обнаружилось, что некоторые химические вещества действуют на память подобно электрошоку. Они мешают вспоминать то, что без них вспоминается без всякого труда, но их действие видно лишь в масштабах целого мозга, а на что именно они действуют в клетках, оставалось неясным.
Эксперименты, которые были поставлены современными исследователями природы памяти, используют некоторые методологические подходы, похожие на те, что делались предшественниками, однако последние достижения молекулярной и клеточной биологии позволили ученым найти химические механизмы управления памятью. Эксперимент проводили следующим образом. Для начала у подопытной крысы вырабатывали простейший рефлекс страха или, как говорят физиологи, "рефлекс избегания". Крыса, сновавшая по клетке, слышит неожиданный звонок и одновременно ощущает лапками несильный удар тока. При следующем звонке она уже в страхе застывает. Она боится очутиться на том месте, где ее ударило током. Исследователям известно, что страх запечатлен у крысы в маленьком отделе мозга, именуемом миндалиной. Миндалина ведает эмоциями. Ученым удалось установить, какие отделы миндалины участвуют в формировании эмоции страха. Дальнейшие эксперименты показали, что если в миндалину ввести анизомицин (вещество, блокирующее синтез белка) в короткий промежуток времени после формирования условного рефлекса, то страх в долговременную память перейти не успеет и крыса при звонке не оцепенеет, а, как ни в чем не бывало, ступит на опасный участок пола и получит удар током. Но если инъекцию сделать, скажем, через 6 часов, мозг успеет синтезировать новые белки, консолидация следов воспринятого состоится, и крысу на опасный участок уже ничем не заманишь. В течение 6 часов память, как говорят ученые, остается лабильной - открытой для всевозможных манипуляций. Прошло 6 часов - она консолидируется ("затвердевает").
Затем ученым пришла новая мысль - проверить воздействие различных факторов на устойчивость "консолидированной" памяти. Для этого пришлось модифицировать эксперимент. Сначала все идет по традиционной схеме: у крысы вырабатывается связь: "звонок - электрический шок". Затем экспериментаторы выжидают не 6, а 30 часов, чтобы страх утвердился в крысином мозгу надежно и прочно. Затем они включают звонок, чтобы оживить у крысы ужасное воспоминание и сразу вводят ей в миндалину вещество, блокирующее синтез белка. Как подействует в этом случае блокатор на усвоенный урок? Ранее исследователи полагали, что сформированную связь "звонок - электрический шок" простым введением инъекции анизомицина нарушить невозможно, однако новая серия экспериментов, где звонок вызывает воспоминание, а затем сразу же вводится блокатор синтеза белков, показала, что при таком воздействии блокатор разрушает "консолидированную" память. Это означает, что воспоминание о страхе, вызванное звонком, каждый раз приводит к необходимости синтезировать белки, которые вновь закрепляют эту негативную эмоцию. Таким образом, у ученыхпоявился инструмент воздействия на сформированный, казалось, навечно условный рефлекс страха. Вскоре вместо того, чтобы замереть в ужасе при звуках звонка, крыса просто реагирует на него - останавливается и с любопытством осматривается. Ее память лабильна и открыта для любых воздействий. Звонок так звонок. Бояться нечего...

Интерпретация опытов здесь - несколько прямолинейна. Уже было ранее показано, что установленная связь между нейронами - постоянная и не может вдруг стать вновь неэффективной без патологии или довольно продолжительной деградации связей. Но всякий раз, когда эта связь актуализируется возбуждением, возникают условия для фиксации других возбуждающих или тормозных связей (в зависимости от полюса текущего эмоционального контекста), что корректирует память в соответствии с новыми условиями восприятия (включая наблюдение за собственным поведением) и отношением к ним системы значимости.

Еще о забывании можно прочесть:
Можно ли забыть незабываемое?
Забывание
Забывание 2

Локализация образа зависит от всей иерархии условий восприятия-отношения и то, что запоминалось в этих условиях, затруднено для вспоминания в достаточно отличающихся условиях.
Это, бывает, проявляется в эффектах внезапного забывания только что актуальной мысли и мучительных попыток вспомнить, что же за важная мысль была потеряна. Происходит такое только тогда, когда в воображении по какой-то причине произошло смещение фокуса внимания в другую зону, что-то "отвлекло", или мысль о чем-то другом переключила внимание. В любом случае только что активная мысль остается реверберировать где-то в другой зоне и становится недоступной в текущей.
Если удастся вернуть свои ощущения в прежние условия, потерянный образ опять возникнет.
В течение дня накапливается много таких изолированных активных зон, в которых, однако, остается возможность "домысливания" и, если важность результатов такого домысливания будет оценена системой значимости достаточно высоко, чтобы переключить фокус внимания (сознания) в эту область, то внезапно всплывет "новая идея".
В течение же целой жизни накапливается очень много "следов памяти" - установившихся связей, которые определяли вспоминание (активацию) области, связанные с ранее переживаемыми специфическими условиями (контекстом восприятия-отношения). Многие из этих условий уже могут никогда не реализоваться (опыт детского возраста) и связанное с ними доступно для воспоминания с трудом, только если мысленно удастся воспроизвести, смоделировать те условия. Но не пропадает ничего (кроме связанного с отмирающими под влиянием разрушающих факторов клеток).
С опытом становится все труднее переводить внимание в зоны с "нужными" образами, память пробуксовывает, требует перебора условий, для возникновения достаточных ассоциаций. Часто это воспринимается как проявление "склероза", "старческого маразма", но совершенно не имеет с этим ничего общего.

Механизм адаптивной коррекции памяти реализуется с помощью "сознания" [123], без которого все действия совершаются в соответствии с уже наработанными программами поведения в зависимости от условий, от самых общих до частных. Сознание сканирует наиболее важное-новое в восприятии-действии, связанном с выполняющимися автоматизмами и вносит необходимые коррекции, без которых про поведение человека говорят: "да он на полном автомате".
Бывает, что при забывании, мотивированная чем-то важным цель удерживается вниманием, перекрывая значимости многих фаз автоматического реагирования и во всех этих случаях человек действует на автомате. Например, очень хочется не забыть выключить газплиту перед уходой из квартиры. Эта мотивация доминирует в голове, подавляя менее значимое в переключении осознаваемого. И совершаются всякие досадные ляпы, например, забываются документы, но газ-плита зато выключена.
Это - очень распространенный вид "забывчивости" приобретает с возрастом все большее распространении из-за того, что многие мысли переоцениваются и затеняют реальность, ухудшая общую адекватность.
Кроме того, постоянно идет процесс разрушения отдельных нейронов, которые могли нести функции специфических детекторов, но, если активность в данной области условий продолжается, то они вовремя заменяются на другие, без информационной потери. Если нет, то потери станут необратимыми, но только в данной узкой специфике, которая практически не уловима. Но с возрастом такие разрушения все более накапливаются и в глубоком возрасте вообще становятся слишком интенсивными, чтобы иногда проявляться как действительная утрата памяти. Однако "старческий маразм" более связан с нарушением кровоснабжения мозга и его нормальной функциональности, чем с потерей памяти. Память, как раз часто демонстрирует яркие воспоминания самого раннего детства (эффект, сходный по механизму со сновидением, но на уровне торможения функциональности всего мозга и в условиях бодрствования).
Эффекты текущего забывания характерны для сновидений, которые возникают 4-6 раз в течение сна. Становится практически недоступным то, что было активным в условиях сна (сновидения) если только просыпание не наступило прямо во время этих сновидений и внимание сохранило свой фокус (сновидение было слишком значимым даже для условий после просыпания).
Нет точных данных о том, фиксируется ли сновидения в постоянной памяти (работают ли неспецифические условия для образования долговременных связей, требующие время на синтез белков в синоптической щели). Но, скорее всего, фиксируются, потому, что косвенно известно: информационная роль сновидений очень важна и приводит к образованию жизненного опыта. Однако сами нормально завершившиеся (не прерванные) сновидения, оказываясь в недоступной для бодрствования зонах, и не доступны для непосредственного вспоминания, хотя, при появления достаточно ассоциированных признаков восприятия, могут активизироваться и повлиять не текущее восприятие-отношение.
Из сказанного получается, что само слово "забывание" не очень подходит к механизмам мозга, приводящим к трудностям вспоминания. А все определяется естественной активностью тех зон и образов, которые соответствуют условиям текущего восприятия-отношения, что эволюционно развивалось от самых простейших реакций до сложного прогностического выбора вариантов поведения и сопутствующего "мысленного" моделирования.

В обсуждении статьи на сайте Элементы была описана суть модели осознаваемого запоминания и вспоминания субъективных образов:
Сейчас попробую нарисовать модель, хотя коротко это сделать очень непросто.
Есть хорошо изученные цепочки неосознаваемых автоматизмов мышечных реакций. Известно как образуются их последовательность и за счет чего фазы (звенья) цепочки переключаются, активируя отдельные мышечные действия.
То, что мы вспоминаем - не есть эти цепочки, но это - результат последовательности осознаний отдельных звеньев в их наивысшей актуальности для нас. Поэтому цепочка наших воспоминаний не следует за цепочкой действий (хотя в частных случаях может быть и так), а является последовательностью перескоков сознания с одного актуального звена на другое. Именно эту картину мы и вспоминаем.
При этом каждый из вспоминаемых образов является именно звеном поведенческого автоматизма, тем образом восприятия-действия, который возникает при осознании текущего момента. Это называется субъективизацией, которая хорошо описана А.Иваницким в плане формализации того, что она затрагивает.
Важно: каждый субъективизированный образ, основанный на звене выполняющегося (и тем более прерванного для осмысления) цепи автоматизма закольковывается в удерживаемый в сознании образ гипоокампом и этот же гиппокамп подключает закольцовку к лобным долям для творческого восприятия и текущей корректировки поведения. Цепочки следов осознания звеньев автоматизмов - воспоминания, а их творческое развитие - мысли.
Т.е. мы можем мыслить, не затрагивая цепочки поведенческих автоматизмов (ответ на "Как это?").
Чтобы образовать новую закольцовку, нужен новый нейрон для положительной обратной связи и еще один - для подключения к лобным долям.
Это подключение к лобным долям - канал осознаваемого внимания, он один, а закольцовок, остающихся активными, может быть много в текущий момент. Эти активные закольцовки пока не осознаваемая или "кратковременная память. Они возникают при каждом повторном осознании, вспоминании и угасают во время сна (если только их сила не достигает неугасаемой доминанты нерешенной задачи).
Внимание к звену автоматизма привлекает нечто новое в условиях реализации реакции, делающее неуверенным старую модель поведения (что такое такой прогноз и т.п. опускаю, чтобы не запутывать картину). Именно для того, чтобы в этих изменившихся условиях возможно стало скорректировать поведение, и нужен новый образ и новые нейроны (опять много важного приходится опускать).
Первоначально были мыслительные цепочки именно следовавшие по звеньям поведенческой - в виде прогноситческих опережающих возбуждений. От одного звена, в зависимости от условий, может сформироваться множество таких прогнозов. Вот - модель, показывающая как возникают и потом активируются фокусом внимания образы восприятия-действия.
Понятно, что при образовании новой версии варианта поведения вовсе не нужно уничтожать старую, которая остается адекватной для старых условий. Она вообще может даже не привлекать внимание, не осознаваться и вскоре даже не возможно будет вспомнить, как это бывает после научения сложному движению (попробуйте вспомнить по звеньям как именно вы расписываетесь или вбиваете старый пароль). Вот это - в самом деле забывание, утеря мыслительной составляющей у некоторых звеньев поведенческих автоматизмов.
А непосредственно нейрогенез вообще этого не касается. При образовании новой мыслительной цепочки воспоминаний она будет доступна именно для тех условий, для которых создана, а старая в новых условиях не будет мешать думать: затруднение воспоминаний в условиях, не соответствующих запоминаемому (мы вышли из комнаты и забыли зачем, вернулись - вспомнили, т.е. вернулись к старым условиям и стала доступна старая цепочка).
Если бы авторы той статьи имели системную модель происходящего, то стало бы ясна бессмысленность вообще их предположения и не стоило бы делать те опыты.
Но чтобы проверить с мышами сделанное утверждением корректно, нужно бы провоцировать их воспоминание, строго воссоздавая прежние условия, особенно - тот эмоциональный контекст, который при этом присутствовал.

Дата публикации: 2003-04-01

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тематическая статья: Целевая мотивация