реативное мышление — что это такое? Способность написать стихи, песню, портрет любимой девушки? Или изобрести колесо, придумать способ утилизации пластиковых отходов, метод получения дешевой энергии? Почему на это способны не все? MedAboutMe попробует найти ответ на эти вопросы вместе с экспертами — психологами и нейробиологами.
Существует расхожее мнение о том, что за творчество, воображение и эмоции отвечает правое полушарие головного мозга, а за логику и рациональное мышление — левое. Соответственно, у креативного человека более активным должно быть правое полушарие, у сухих «рационалов» — левое, а у всех остальных оба полушария работают примерно одинаково, не выдавая никаких особенных достижений.
На самом деле все не совсем так. Исследования показали, что мозг, хотя и разделен действительно на , работает как единое целое. Нобелевский лауреат Эрик Кандель, изучавший когнитивные функции мозга и механизмы памяти, писал в своих трудах о том, что мозг един, если только вследствие болезни или травмы не произошло разрушение его структур, и ни на какие «творческие» и «логические» полушария не делится, ни подсчитывая расходы на оплату коммунальных счетов, ни сочиняя серенаду для любимой. По мнению Канделя, все мысли и идеи, рождающиеся в мозгу, являются продуктом накопленного опыта и знаний. Проще говоря, мозг комбинирует известные ему факты, составляя из них что-то, как из кусочков мозаики, и при этом задействованы оба полушария и многие участки мозга.
Отличие мозга обычного человека и человека творческого состоит именно в том, как происходит эта комбинация.
Благодаря развитию науки ученые получили в свое распоряжение приборы, позволяющие выявлять наиболее активные зоны мозга во время выполнения той или иной задачи. В частности, для этого часто используется функциональная , фМРТ.
Когда добровольным участникам исследований предлагают выполнить какое-либо задание, в их мозге происходит активация определенных зон, что позволяет понять, каким образом мозг справляется с решением задачи.
В частности, испытуемые в исследовании Меган Мейер должны были описать, каким может быть мир через 500 лет, как могла бы выглядеть планета, если бы на ней не происходило тектонических разломов континентов, и как проживет остаток жизни один из известных политиков, а также представить себе, что они будут делать в течение ближайших суток.
ФМРТ показало, что у всех групп участников в процессе описания ближайших 24 часов были активны одни и те же зоны мозга. Это передняя левая островковая доля, кора задней части поясной извилины, и префронтальная кора.
А вот при описании отдаленных событий у тех, кто относился к творческим профессиям, подключались дополнительно височная и теменная доли, так называемая «дорсомедиальная сеть по умолчанию» (dorsomedial default network), которую не использовали участники, обладающие менее творческим складом ума. Более того: эта зона мозга не выключалась у творческих людей даже тогда, когда они не выполняли никаких заданий, просто отдыхали или даже спали.
Давайте постараемся понять для начала, что такое мысль. По мнению ученых, нейроны обмениваются между собой сигналами, устанавливая разветвленные связи, создавая своего рода коды, в которых участвуют большее или меньшее количество нервных клеток. Если «код» оказывается для достижения какой-либо цели, выполнения какой-то задачи эффективным — он запоминается, пополняя собой «копилку» или «словарь». У каждого человека по мере развития формируются собственные кодовые сети, питаемые опытом и генерирующие мысли, формирующие навыки.
Чем больше нейронов вовлечено в сеть — тем больше эффективных «кодов» может генерировать мозг. Чем более отдаленные связи могут устанавливаться между разными фрагментами «кодов» — тем неожиданнее может быть результат, тем креативнее.
Наверняка именно так было изобретено колесо каким-то из наших древних предков. До него люди видели круги, наверное, даже катали их, Но никому не приходило в голову применить этот принцип на практике, пока кого-то не накрыло озарение — «Мамочки, это же можно тележку сделать, если взять вот этот деревянный круг, насадить его вон на ту палку, и приделать все это вон к тому ящику!»
Кстати, по мнению одного из первых исследователей феномена творческого мышления, американского психолога Джона Гилфорда, креативность определяется тремя факторами:
Называют также склонность к дивергентному мышлению, то есть способность решать одну задачу разными способами.
Интересное предположение было высказано нейрофизиологом Н. Бехтеревой. По ее мнению, в мозге человека по мере развития формируется «детектор ошибок», задача которого — подавать сигнал, если некоторое событие или действие перестает соответствовать стандартной модели, стереотипу. Например, если правша возьмет ложку в левую руку, мозг подаст сигнал — «Не так! Неудобно, надо исправить!». Или человек выйдет из дому, надев по рассеянности на ноги туфли от разных пар. Или, выйдя, вдруг почувствует беспокойство, ощущение неправильности. И хлопнет по лбу — «Батюшки, я же утюг не выключил!».
Детектор ошибок подсказывает нам наиболее привычные и стереотипные решения, оберегая от случайных ошибок, направляя по наиболее проторенному пути — как своего рода система дорожных указателей.
Но он же выполняет функции ограничителя, отсекая все нешаблонное, новаторское, мешая «пойти куда угодно», выбраться из колеи обыденности.
По мнению Натальи Бехтеровой, у творческих людей есть функция отключения этого детектора, или вообще перестройки его на работу в другом режиме. Вместо направления мыслей по привычному шаблону, детектор может начать ограждать от стереотипных вариантов.
ще один интересный аспект связан с так называемой «системой вознаграждения». Той самой, которая активизируется, когда мы наслаждаемся вкусом пищи, любимым ароматом, глотком свежей воды после периода жажды, качественным оргазмом. У наиболее креативных людей моменты творческого озарения активизируют эту систему вознаграждения едва ли не более сильно, чем при получении основных, базовых удовольствий. Именно поэтому увлеченные творцы могут забывать обо всем в приливе вдохновения — о голоде и жажде, о любви и быте.
Как правило, творческое озарение приходит не тогда, когда человек напряженно пыхтит в поисках решения, а в моменты расслабленности и отсутствия концентрации на проблеме. Нельзя «выдумать» креативное решение, это так не работает.
Что же может помочь?
То, что называют «насмотренностью», «начитанностью», «богатым жизненным опытом». Как правило, творческие люди открыты миру, внимательны к нему, многое замечают, запоминают, многое умеют, и всегда готовы усваивать новую информацию, осваивать новые умения и навыки. Чем больше у мозга информации, тем вероятнее, что для генерации идеи он воспользуется чем-то из своей «кладовки». Чтобы устанавливать новые неожиданные связи между кластерами информации, нужно обладать этими кластерами. Образно говоря, чтобы вспыхнула лампочка и осветила комнату, должна быть предварительно создана электросеть.
Нужно позволять себе мечтать. Мечтание — не бесполезное времяпровождение, а «тренировка творческой мышцы».
Не стоит избегать одиночества или уединения, это прекрасная возможность переключить внимание с внешнего мира на внутренний, услышать голос своей души.
Не нужно бояться неудач или потерь. В психологии есть такое понятие — «посттравматический рост», которое на соответствует известному выражению «Страдания облагораживают». Многие великие творения созданы именно в периоды переживания жизненных драм, из которых творцы выходили потом, обретая новую силу, духовность, мудрость.
Задавайте вопросы, учитесь новому, сколько бы лет вам не было. Не бойтесь рисковать.