Глубокое понимание сложной классической музыки определяется в первую очередь опыт и образование, а не наследственность. Сканирование активности мозга флейтистов и скрипачей при прослушивании произведений Иоганна Себастьяна Баха показало, что они гораздо интенсивней воспринимают звуки собственного инструмента, чем других. Соответствующая работа опубликована в последнем номере журнала Human Brain Mapping.
По словам Элизабет Маргулис из Университета штата Арканзас, руководившей исследованием, разница в понимании музыки между этими группами музыкантов должна быть минимальной. Это позволяет разобраться в давней дилемме – определяется ли понимание классики врождённым талантом или опытом. Прежние исследования сравнивали активность мозга профессиональных музыкантов и простых любителей и показали сходные результаты. Однако такие выборки, нельзя сравнивать, если музыкантом может стать только талантливый в музыке человек, и справедливость выводов сравнительно исследования оказывается зависящей от самих выводов.
Сканирование мозга показало, что восприятие классической музыки (по крайней мере, музыкально талантливыми людьми) в значительной степени определяется опытом. Мозг флейтистов, слушающих партии флейты и скрипачей, слушающих скрипичные партии, показывал гораздо более сильное и широкое возбуждение, чем при прослушивании ими других инструментов – несмотря на то, что обе группы имели значительный опыт оценки классической музыки.
Таким образом, заключает Маргулис, у сторонников теории врождённой предрасположенности к пониманию классической музыки исчезает последний аргумент. Этому пониманию можно научить. Хотя требование наличия слуха никто не отменял.
Она делает и другой вывод. В мозгу специалиста помимо областей, связанных с восприятием музыки присутствовало возбуждение и в областях, связанных с координацией движения и контролем над нежелательными действиями. Возможно, ослабление принятых в классических залах правил чрезвычайно пассивного прослушивания музыки может обогатить ощущения слушателей, предполагает американский учёный.