Хорошо, я попробую сделать за тебя эту работу понимания так, чтобы ты увидел, что при разборе эмоций речь идет именно об иерархически усложняющихся уровнях, как в случае любой другой системы распознавателей от локальных до более интегрировано обучающихся.
Итак, грубо (но без профанации) описательно.
Начиная с некоторого уровня сложности нервной системы животных, кроме рецепторов хемо-фото-механических воздействий (коротко - механических) появляются два центра – органа чувств не мехнических, а субъективно-оценочных: центры "хорошо" и "плохо". Они организованы как распознаватели того, что для организма желательно и то, что нежелательно, т.е. это – модель классического распознавателя по схеме однослойного персептрона, которая использует сигналы механорецепторов и обучается эволюционным отбором – как жестко определенные распознаватели. Так, повреждения, ожеги и т.п. аварийные механовоздействия – все будут активировать "плохо", а пищевое насыщение (но не перенасыщение), совокупление и т.п. – центр "хорошо". Как и все взаимно летеральные распознаватели они еще обладают взаимным торможением. Поэтому, когда мы избавляемся от боли нам хорошо, а когда проходим пик хорошего, нам фиговато. Эти центры позволяют начинать обучаться уже не эволюционно, а в течении жизни индивида. Вот фактическое обоснование существования первого уровня системы личной значимости (в аксиоматике по теме показано как анатомически так и функционально существование таких центров у всех живых существ, начиная с некоторого уровня сложности – с наиболее сложноорганизованных насекомых).
Этот уровень "мировоззрения" – очень примитивен именно в силу своего единственного уровня: только плохо или хорошо – вне зависимости от условий. А ведь одно и то же в одних случаях может быть хорошо, а в других – плохо. Естественно, к такому так же начинает приспосабливаться возможности видов за счет все большего усложнения распознавания, в первую очередь, обеспечивая его контекстную зависимость от условий. Следующим завоеванием эволюции в этом плане становятся тривиальные эмоциональные контексты, затачиваемые для типов ситуаций: половое, пищевое поведение, страх, ярость и т.п. Теперь, в каждом таком контексте формируется зависимый от него характерных стиль поведения, развиваемых все тем же принципом избегания плохого и стремления к усиления тех реакций, что приводят к хорошему. Но уже – в определенных рамках. В организации нейронной сети это эволюционно обеспечивается использованием разных видов нейромедиаторов и их процентных соотношений – для каждого из эмоциональных контекстов. Переключение происходит за счет гормональной регуляции, которая изменением типа медиаторов дает возможность активировать основанные на нем связи и не затрагивать другие. Нейронная сеть становится избирательной. Та же гормональная регуляция обеспечивает изменение режима функционирования и других органов тела.
Вот – второй уровень системы значимости и уже несколько более гибкое мировоззрение. Оно позволяет специфично развивать личный жизненный опыт раздельно для каждого эмоционального контекста. По-прежнему полностью функционален первый – базовый уровень. Такой принцип характерен для всех усложнений нейронной сети.
Человек, повторяя развития вида, в каком-то периоде развития пока ограничен вторым, эмоциональным уровнем мировоззрения и его реакции довольно грубо различаются текущим эмоциональным контекстом. При этом развитие опыта идет не равномерно по всем контекстам, а обусловлено текущими условиями и большая актуальность, востребованность какого-то контекста, соответственно дает ему преимущество в развитии опыта.
Ясно, что далеко не все ситуации исчерпываются тривиальными эмоциями. В любой из таких эмоций возникает необходимость учитывать и более частные условия. Но эволюйия уже не догоняет развитие адаптивных способностей и начинается более изощренное использование существующего. В частности, совершенствуется внутреннее управление вниманием, каналами восприятия, выделением регуляцией торможения-возбуждения тех групп распознавателей, которые обучались в условиях более частных условий. Возникают механизмы произвольного управления вниманием – в зависимости от необходимости приспособиться к изменившемуся новому. На этом новом сосредотачивается внимание, каналы восприятия и попытками недодействия (опережающее возбуждение) получается возможный прогноз – от следов прошлого опыта по ассоциации. Это позволяет выбирать: действовать так или нет. Появляются изощренные механизмы выбора, способность понижать порог возбуждения, чтобы вытащить более различающиеся ассоциации. Короче – это механизмы осознаваемого мышления.
Важно, что выборка более специфичных к условиям контекстов, порождает более высокоорганизованный иерархически уровень выработки системы отношения.
Офигительно много механизмов и их нюансов на этом уровне просто не позволяют их описать сейчас даже очень поверхностно. Вообще вся статья Мировоззрение – лишь намеки на происходящее, и по хорошему нужно было бы развивать ее буквально по каждому утверждению. Но получилось бы вообще неподъемно…
26.11.2008г. 11:06:29