темперамент - давно дискредитированное понятие, чисто психологический термин: когда ты "болеешь" за кого-то - у тебя он один, когда в понедельник собираешься на нелюбимую работу - другой, а если собираешься в долгожданную поездку - третий. То, что стиль активности - результат уклада жизни, обстоятельств, возможности реализации твоих способностей и востребованность в этом у других вокруг и т.п. - давно разжеванные вещи.
В общем понятно откуда проистекают непонятки :) Поэтому дополнил статью фрагментом, сорри, что он столь же тяжеловесный, как и другой текст, но это - следствие оптимума лаконичности и понимаемости. А тема очень новая, настолько, что тут не скажешь про забытое старое и никакой опыт не поможет понять сказанное интуитивно, лишь возникнут ложные ассоциации. Так что нужно быть неторопливо-осторожно-внимательным :)
Вот добавленный фрагмент:
Сложность понимания усугубляется тем, что невольно психика отождествляется людьми с ее конкретными материальными проявлениями. Если есть миллион совершенно одинаковых монет, то потеря одной из них - в самом деле - материальная потеря. Но психика - нематериальна.
Возьмем число 2. Это нематериальное понятие - абстракция. Оно существует только в головах тех, кто имеет все составляющие более простые понятия, необходимые для существования этой абстракции в плане ее личной значимости, не доступное без этого, несмотря на то, что в книгах описано множество проявлений существования этой абстракции. Но числа 2 не существует в голове годовалого ребенка, и чтобы оно возникло нужно немало потрудиться, показывая, рассказывая то, что ребенок уже способен воспринять и наконец, демонстрируя свойства этой абстракции, общие для любых ее пониманий. В самом лучшем компьютере нет этой абстракции, хотя может быть формальное ее описание.
2 проявляет себя у каждого ее носителя, но всякий раз, имея несколько различную значимость для него по сравнению с другими носителями, представлено по-своему, хотя базовые свойства осознания этого понятия у любого носителя одинаковы. Эта одинаковость позволяет использовать согласовано понятие в социуме, передавать другим, когда этот другой оказывается вполне готов к такому восприятию, развив более простые составляющие абстракции (выделенные признаки восприятия, см. Принципы организации памяти мозга).
Потеря одного из базовых понятий 2 совершенно ничего не значит. Вообще не существует факта потери его в виде чего-то. В неактивном виде (не вспомненном) такое понятие не живо даже у его носителя. Оно возрождается только при вспоминании, тут же окрашиваясь уже в несколько иное отношение, в соответствии с новыми условиями восприятия, новыми мотивациями и несколько изменившейся системой оценки всего воспринимаемого: 2 штуки баксов значат для нас совсем не то, что 2 женщины или 2 зуба, которые предстоит лечить.
Понятие Я, сформированное на основе первичного, базового самосознания (минимум признаков восприятия, формирующее самосознание), ничем в принципе не отличается и имеет все те же, общие онтологические свойства. С каждым воспоминанием об этом (мы далеко не всегда задумываемся о самом себе) оно воскрешается, активизируется во всей своей иерархической системе входящих в него составляющих абстракций или частично - лишь в ограниченной части символьных обозначений этих абстракций (активируются только самые сложные в иерархии распознаватели признаков). При этом, активируясь в уже существующем эмоциональном контексте восприятия, немедленно сочетается с ним, образуя уже несколько другой ансамбль возбуждений - образ Я. Но изменения образа происходят всегда. Поэтому никогда не воскрешается старый образ, так и остающийся навечно в небытии неактивности.
Лишь такая постепенная преемственность развития образов обеспечивает и преемственность развития личных качеств Эго в одном теле. Мысленный опыт с гипотетическим дублированием человека, описанный в статье Эго, как и другие опыты и сопоставления, демонстрирует нематериальность и несущественность каждого текущего проявления Эго в проблеме смерти личности.
10.08.2008г. 18:12:56