Вынужден прервать обсуждение числа 5-7 потому, как никто не говорит о том, что написано про это в книге… Это – очень печально – начинать рассуждать столь туманно и даже вообще неверно восприняв идею.
Ни о какой рабочей памяти речь у меня не идет. Ну не ограничивается память никакой формы (ни образная, н и эпизодическая, ни символьная) каким-то таким исчислимым объемом. В книге идет речь о “стеке” запоминания последних 5-7 прерываний актуальной темы осмысления. И главная ссылка для этого вовсе не приведенные, а fornit.ru/2499. Хотя там тоже говорится о рабочей памяти.ю но это - неверная интерпретация. Изначально психологи нашли, что это - количество одновременно удерживаемых вниманием образов. Просто нет никаких больше работ по механизмам (а не по эмпирике набюлюдений), затрагивающих это давно известное психологам число 5-7. Эта часть обобщения выходит далеко за рамки исследованной области.
Ну достаточно было бы просто сделать поиск в книге по “5-7” и вылезут следующие фрагменты:
Есть еще один механизм: отложенное реагирование при появлении более актуального. Цепь отслеживания смысла прерванных действий у разных животных разная и у человека – самая крутая, доходя до 5-7 удержаний в “стеке памяти”.
...
Проявления этого механизма сопоставления актуальных образов в некоторой их последовательности активации (то, что дает эффект стека и конечным числом звеньев хранения 5-7 для человека) будем называть обобщением.
...
Как удерживается мысль из предыдущего контекста? Можно измыслить достаточно простые и надежные схемы механизмов. Главное, что задача иметь такие механизмы необходима, иначе бы при каждой смене обстановки или ситуации у нас обнулялась бы цель действий. И экспериментально было обнаружено, что с развитием сложности организации мозга у разных видов животных возникает все более емкий стек такой памяти. У человека он достигает возможности хранить до 5-7 прерванных контекстов различных целевых действий (fornit.ru/2499).
Мы способны читать довольно сложные, навороченные фразы, которые объединяют совершенно разные составляющие смыслы происходящего в обобщающее понимание. И каждый раз, натыкаясь на новый контекст (а значит, срабатывает ориентировочный рефлекс, прерывая действие), сознание откладывает в стек предыдущий и, если число фрагментов осмысления оказывается меньше 5-7, возникает общее понимание происходящего, а если нет, возникает недоумение в понимании причин и следствий (вспоминаем, что модели понимания отражают причины и следствия, значимые для личности, т.е. имеющие смысл). Приходится разбирать все предложение по частям, сначала осиливая смысл отдельных совместных составляющих, объединяя их уже в один смысл и уменьшая число требуемых прерываний стека памяти.
Чем больший опыт имеется в понимании данного вида фраз, тем меньше составляющих смысла они требуют для разбиения на части. Ребенок может путаться даже с одним словом, силясь понять его смысл из отдельных букв.
Если в обозримом пространстве удерживаемых активностей нет того, что приводит к однозначности смысла (чуть раньше мы говорили о поиске подходящего контекста гиппокампом и о механизме обобщения, интуиции и эвристики при таком уточнении смысла), а, значит, понимания происходящего (или услышанного, прочитанного, увиденного и т.п.), то нужный контекст не может быть активирован уверенно, без сомнений, оставляя лишь многозначительные догадки.
Возможно, принцип цепочки в 5-7 прерванных восприятий смысла – именно в сохранении такого количества самоудерживающихся активностей контекстов понимания, даже если это – очень далекие один от другого по смыслу контексты, что позволяет, сопоставив, связать одним смыслом самые разные вещи. А цепочка последовательности организуется как кадры эпизодической памяти. Т.е. это, скорее, не столько стек, сколько своеобразный кэш.
Ограничение в 5-7 удерживаемых для обобщения сопоставляемых образов возникает потому, что речь идет, все же, не о примитивной функции распознавания как у отдельного нейрона, а некоем универсальном алгоритме распознавания моделей понимания (смысла), реализованном механизмом второго уровня сознания, т.е. механизмом сопоставления значимости нескольких доступных образов с выбором наиболее подходящего.
...
При подражании используется этот же контекст понимания смысла: наблюдатель отслеживает последовательность отдельных действий учителя, понимая то, к чему они приводят и как он это делает. Если уже известна и понимается цепочка элементарных действий, то она воспринимается сразу вся, но если нет, приходится обращать внимание на отдельные ее детали. При этом находится соответствие между имеющимся распознавателями образа восприятия данного звена действия в теменной коре и имеющимися моторными действиями на стороне лобной коры. Это возможно только в рамках объема возможностей сопоставления 5-7 отдельных понимаемых фрагментов (при большем числе общий смысл не находится). Это образует обобщенный фрагмент нового навыка, который остается закрепить в попытках повторить эту цепочку. После чего в следующий раз уже не требуется детальное осмысление.
Это вообще не о том, о чем тут говорилось…
Айк, я надеюсь, взявшись за вычитку книги, ты не станешь делать вот такие скоропалительные выводы и не испортишь все представление этим.
17.06.2020г. 20:37:44