>>Если подойти с позиции эффективности результата
не понятно, как это - "эффективность результата"? В статье говорится об эффективности поведенческой адаптации, а "трудолюбие" напрямую связано с наработкой навыков в конкретной адаптивности, если только это не некий патологический зуд все время что-то делать. Не только изобретатели и рационализаторы, а любой, кто обладает постоянно активной доминантой нерешенной проблемы и совершает целенаправленные усилия для ее решения - продвигает свои навыки в этом направлении до удовлетворяющего его результата, который для других может выглядеть как гениальное решение. Слово "гениальность", так и остается размытым из-за того, что требует неких наблюдаемые другими признаков гениальности, вот почему было предложено более точное понятие: "эффективность поведенческой адаптации".
И это отражается в сообщении Айк о необходимости наработки специализированных навыков, без чего проявления гениальности могут быть лишь кажущимися (признаки есть а за ними - ничего). Так что "гениальный, но ленивый" - несовместимое сочетание качеств, если лень касается предмета гениальности, а не чего-то другого. Гениальный в чем-то - это значит и одержимый этим, иногда до психопатологии.
Не стал загромождать итак не простой для понимания текст всякими следствиями и дополнительными явлениями. Но здесь добавлю, что в становлении навыков, которые могут дойти до эффективности как гениальное, важный контекст придает игра, - эволюционная находка для моделирования ситуация в более безопасном режиме, чем в реальности и тем самым создающая специфическое ощущение комфортности и желательности. В состоянии игры качественно эффективнее нарабатываются навыки потому, что возникает та самая доминанта важной активности, которая не отпускает далеко от себя сознание вплоть до одержимости этим. Так что игры для детей - очень важный тренинг адаптивности и способности решать проблемы.
24.02.2014г. 9:39:02