Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение». Другие книги:
«Познай себя», «Основы адаптологии», «Вне привычного» и Лекторий МВАП.
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/7854
Вернуться к исходному документу
Обсуждение О мнемонике и не только
(Для начала - 10 последних)
Страницы: 1 2 ВСЕ 
  nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 10973 E-Mail  Сообщение № 9499 показать
ответ -только после авторизации

В статье про характер поражений написано:

Конечно же, если жизненно необходимо овладеть таким поражающим воображение неискушенных фокусом, ради этого стоит пойти на серьезный риск нарушения балансировки внимания, нарабатываемой всем жизненным опытом, скатываясь во этой части на поверхностное мышление, тем самым, это - оправдано. И тут уж кому как повезет - зависит от множества обстоятельств: от наследуемых предрасположенностей до особенностей личного восприятия. Кто-то вообще не заметит подвоха в неестественности зафиксированных ассоциаций, а кому-то искаженная психика очень будет мешать в определенных обстоятельствах, вплоть до образования зависимых состояний и последующих психозов.

>>как это проявлялось?

проявлялось это именно неадекватным возрасту и обстоятельствам поверхностным мышлением, СДВГ. Этот стиль довольно легко распознается у наркоманов, тех, кто практикует некоторые эзотерические методы, холотропщиков и т.п. При этом, обладая раньше более глубоки балансом внимания, человек часто ощущает недостаточность, что за чего возникает истерические состояния, попрождающие, в конечном счете, параноидальную шизофрению.

>>, что они повредили психику из-за мнемоники?

оба интенсивно занимались мнемоникой. Других поражающих факторов у них не было. Один дошел до выраженного синдрома параноидальной шизофрении.



03.02.2012г. 8:09:25


p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть порочно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
 
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Prophet
   Palarm список всех сообщенийПишет без лимита и ограничений - unlimited Качества Palarm, оцененные другими пользователями Оценок: 6 Род: Мужской Сообщений: 1978  Сообщение № 9501 показать
ответ -только после авторизации

автор: Gandzha-777 сообщение 9493
Выучил таблицу кодов цифр, например, цифра 12 это гитара, и представляю, как я мысленно соединяю в воображении монитор и гитару,вот это и есть мнемотехническое запоминание, как это может отрицательно повлиять на психику?)
Ну, давай по порядку

Чтобы развить у себя какой то навык, нужно наличие начальных, базовых навыков (способности, талант) и долгий тренинг для их развития. Чтобы долго и упорно тренироваться, нужно иметь сильную мотивацию, которую можно заполучить двумя способами:

1. четко и ясно разобраться зачем, для чего, что это даст и т. п. – и тогда, в случае если это действительно важно и нужно, мотивация возникнет сама

2. используя различные зомби-техники довести себя до исступления, внушив, что жизни не будет без этой новой фишки.

Очевидно, что в первом случае мотивация как правило адекватна, так как рождена путем тщательного самоанализа (если конечно не мухлевать в стиле религиозников, всяко разно скрещивая несовместимое), а во втором обычно неадекватна совершенно, потому, что если не смог себе внятно объяснить зачем и для чего – значит просто попугаешь чьи то идеи.

Уже само по себе зомбирование вредно, так как приносит мусор в голову: чужие мысли, идеи помеченные флажком «Истина». Кроме того, нельзя тренировать просто память – но можно конкретный вид памяти. То есть представление о том, что упражняясь в запоминании цифр улучшаешь свою память не верно. Идет тренинг запоминания цифр – и только. На зрительную, музыкальную и прочие памяти это не распространяется.

Но, допустим, будем тренировать все виды памяти. ОК, но тогда встанет вопрос: сколько времени ты готов уделить этому ежедневно? Ведь любой навык требуется постоянно поддерживать, и чем выше планка, тем больше времени и сил на это уходит. А на кучу навыков тем более. И опять приходим к мотивации: а нафига? Если нет действительной надобности запоминать 100 цифр за несколько секунд, а соответственно и нет естественной мотивации – ее придется искусственно создавать зомбированием, погружая себя в неадекватность.

Но и сам навык запоминать логически несвязанный ряд чисел вреден, так как отучает думать логически, развивая навыки бредового мышления. Например, вот как выглядит способ запоминания числа 5557637843658933 по ассоциативно-образному методу:

бежит поп, за ним пес в шортах, за ними летит сова, на которой сидит черт, весь в шипах и с ведром на голове, на котором лежит торт

Прокручивая в голове эту нелепую картинку, автоматически возбуждаешь внимание, образы запоминаются легче, все пучком, и прикольно. Но если выработать в себе привычку при взгляде на ряд цифр автоматически проецировать перед внутренним взором такие «Ну, погоди!» - это прямая дорога к шизофрении, так как сформировался автоматизм бредового мышления, который может распространиться уже не только на цифры. Увлеченный падаван, усердно зомбирующий себя неадекватными мотивациями к неадекватному тренингу, легко может оступиться и перейти черту, отделяющие фантазии от реальности. Потому, что у него все основано на бреде.

Стало быть, с мнемотехникой имеем две основных проблемы: временные ресурсы и негативное воздействие на психику.

Интересно, что в интернетах много джинсы, пиарящих мнемо, но готов спорить, что авторы владеют ей на уровне «читаю со словарем», то есть так же как я – знают, но до автоматизма не довели. Получаются, что сами ее не применяют в полной мере – но усиленно всем рекомендуют применять. Напоминает бизнес-курсы «как стать богатым»: открывай курсы, пиши книги – проводи и продавай, и будешь богатым.

03.02.2012г. 8:51:03
 
Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Prophet
   daxon71 список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества daxon71, оцененные другими пользователями Оценок: 2 Род: Мужской Сообщений: 170  Сообщение № 13396 показать
ответ -только после авторизации

 

 

Я общался с людьми, которые довольно упорно занимаются мнемоникой. Много таких встречал в «скептических» и «рациональных» тусовках. Они так сильно любят свою мнемонику, что ничего плохого об этом не хотят слышать, говорят только о позитивных вещах. Используют специальные программы, что бы, например, запомнить названия всех столиц, или в программировании вызубрить наизусть все названия методов и свойств. Так слушаешь их и офигиваешь, сколько воли у людей, так вот себя заставляют запоминать все подряд.

Была как-то у скептиков лекция, вот там как раз вначале описывалась, высосанная из пальца, концепция про механизмы памяти. Такая притянутая за уши ерунда, что даже если ничего о реальных исследованиях памяти не знаешь, то должно быть смешно, но нет, там был в тот день авторитетный лектор (тот самый, который угрожал мне расправой :), поэтому люди слушали с умным видом. Потом были, как основы мнемотехник, всякие техники по запоминанию бессмысленной ерунды. Нужно было запомнить большую цепочку событий, что-то вроде «ехал ежик на велосипеде, врезал в стенку, вылетел из самолета, утонул в болоте, превратился в апельсин». Вот так они апгредят свою память.

Я после лекции пообщался с одним опытным мнемонистом, который один из немногих запомнил всю эту цепочку, он еще оказался любителем наук о мозге. Тут я хотел у него узнать, какие плюшки дает ему мнемоника при вникании в науки о мозге, он говорит, что очень сильно помогает все очень целостно и структурировано запоминать. Говорит, что запоминает различные понятия и смешивает с другими, которые из других областей. Поговорить на уровне моделей с ним не удалось, но вот если бы мне нужно было узнать какие существуют названия нейромедиаторов, то я бы к нему обращался.

Позиционируется все это как безусловное благо, а когда спрашиваешь, что дает в практическом плане, то говорят, мол, запомнил такие и такие-то вещи. А, спрашивается, зачем при программировании запоминать названия всех функций, если ты их и не используешь, ведь все само запоминается, когда часто используешь. Как пример, говорят о знаниях таких вещей, которые мне не хотелось бы иметь в голове и вообще без каких-либо усилий, а тут еще изматывать себя зубрежкой постоянно.

У рационалистов тоже была лекция про мнемонику, но там посерьезней, уже без псевдонауки и видимости обоснований, а просто лектор рассказал о мнемотехниках и о программе, которой он успешно пользуется годами, вбивая там тысячи, а то и десятки тысяч специальных карт для запоминания.



06.11.2015г. 20:08:16
 
  nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 10973 E-Mail  Сообщение № 13397 показать
ответ -только после авторизации

Я помню написание только самых часто используемых функций и то именно потому, что часто использую. И никогда почти ничего не пишу от руки, даже свои собственные переменные и функции просто чтобы случайно не сделать ошибку и потом искать почему переменная не работает. Выработался метод, когда все нужное всегда под рукой и моментально отзеркаливается. В визуал студии есть фича что при начале набора появляются возможные продолжения. Это же шизануться можно запомнить все функции и писать точно без описок.

Беда мнемоники в том, что актуальное запоминание - всегда контекстно-зависимо: в разных условиях получаются разные варианты запоминаемого, а на все комбинации условий мнемонических шаблонов не наготовишь. Поэтому шаблоны типа таблицы умножения и т.п. - внеконтекстные и требуют усилий по трансформации в нужный контекст, пока это не станет автоматизмом. Т.е. по любому чисто автоматом мнемонические конструкции использовать не получится, а чтобы наработать автоматизм нужны совсем другие движения ушами.



06.11.2015г. 21:13:35


p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть порочно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
 
   daxon71 список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества daxon71, оцененные другими пользователями Оценок: 2 Род: Мужской Сообщений: 170  Сообщение № 13398 показать
ответ -только после авторизации

Да, я тоже не пишу от руки, а в виде дополнения к текстовому редактору подгружаю базу нужных подсказок, что бы учитывался нужный мне язык или библиотека. Ну, там ребята в этом плане не дураки, основатель рационалистов работает в Яндексе.
Там один товарищ рассказывал, как он использовал мнемонику на примере изучения CSS, запоминая названия свойств и их значений. И это он проделал практически в самом начале вникание в тему. Спрашивается, зачем так, ведь приятнее и проще все последовательно изучать и в этот момент запоминать.
Интересно. Там, кстати, у этих рационалистов еще большой упор на так называемые переносимые навыки, когда освоенные навыки в чем-то одном переносятся в другое.



06.11.2015г. 21:01:48
 
   Айк список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества Айк, оцененные другими пользователями Оценок: 4 Сообщений: 3514  Сообщение № 13399 показать
ответ -только после авторизации

На самом деле память очень помогает в работе. Ну другого рода, не та, которая требует структурированного запоминания и воспроизведения (ака мнемотехника), а обычная память.

 

Возможно ли её развить, как мускулы? Есть ведь люди, которые легко вспоминают, запоминают, ничего особо для этого не делая.



07.11.2015г. 7:00:47
 
   daxon71 список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества daxon71, оцененные другими пользователями Оценок: 2 Род: Мужской Сообщений: 170  Сообщение № 13400 показать
ответ -только после авторизации

Тут многое зависит от того, что у тебя в голове уже есть на момент восприятия, насколько осмысленно и взаимосвязанное все ляжет. Я вот в истории не шарю, даты мне трудно запоминать, они во взаимосвязанную картину не ложатся. У меня есть друг, который знает дни рождения многих своих знакомых, он раньше астрологией увлекался, еще он запоминает имена и разные факты личной жизни (кто где учиться, работает, с кем живет, у кого какая семья и т.п.). Я вот такие вещи вообще не запоминаю, не потому что у меня память плохая, а потому что не придаю достаточно значимости этому. Если особо выделять вниманием и говорить самому себе, что вот это что-то очень важное и нужно это запомнить, то оно само собой нормально запоминается.
Разные вещи у разных людей по разному запоминаются, кому что важнее, то и запоминает. Ну, понятно, на уровне мозга могут быть всякие глюки, но это уже нужно думать о нормальном физическом и психическом тонусе и таком состояние, когда все осмысленно воспринимается. А то можно слушать лекцию в режиме овоща, а потом ныть, мол, у меня плохая память и ничего не запоминается.
Да и вообще есть люди с феноменальной памятью, которые все подряд запоминают. Я не думаю, что это им много в чем жизни помогает.
Все навыки со временем отсыхают и это хорошо, если я раньше много играл в компьютерные игры, жил этим и много думал об этом, то сейчас мне не нужны в жизни различные ассоциации с прежним неактуальным опытом. Пусть забывается и отсыхает, это на тот момент мне нужно было помнить, что бы хорошо играть, какие способности у героев есть, что на что как влияет, сколько стоит та или иная вещь и т.д. Мне кажется эволюция здесь свой оптиум нашла в плане естественных процессов забывания.
Кажется мне, что не саму память саму по себе нужно прокачивать, а свои стереотипы восприятия в той или иной сфере, что бы максимально глубоко что-то воспринимать и строить естественные ассоциации. А так по запомненному другим человеком можно судить о его опыте и о том, чему он придавал значение.



07.11.2015г. 10:40:53
 
  nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 10973 E-Mail  Сообщение № 13401 показать
ответ -только после авторизации

>>Тут многое зависит от того, что у тебя в голове уже есть на момент восприятия... можно слушать лекцию в режиме овоща, а потом ныть...

Вот дети запоминают все подряд и могут воспроизвести в деталях то, что было вчера или еще раньше. У них - все ново и все интересно. Хотя они упускают такие важные вещи, которые пока просто не видят и не понимают. Если взрослый будет так же густо осмысливать все с живым интересом, несмотря на искушенность в этом, то это - признак патологии, типа ничему не учишься, хотя все вроде бы запоминаешь и такие уникумы демонстрируют фиговый интеллект. Но если вдруг тебя переместить на афигенную планету с дичайшими пейзажами и крутыми событиями, то ты все очень живо и точно это запомнишь за один раз на всю жизнь.

>>Если особо выделять вниманием и говорить самому себе, что вот это что-то очень важное и нужно это запомнить, то оно само собой нормально запоминается

Одно уточнение: не просто сказать себе, что это - важно, а в самом деле проникнуться такой важностью. Нужно так себе показать актуальность, чтобы аж холодным потом покрыться (утрирую, но не сильно). Негативное переживание здесь важнее позитивного потому, что позитивное - это итак достигнутое желаемое и нужно чтобы это было достаточно ново, чтобы запомнилось в этом новом контексте как новый вариант мыслительного образа.

>>не саму память саму по себе нужно прокачивать, а свои стереотипы восприятия в той или иной сфере

Наработка автоматизмов умения себя накрутить чуть ли не до эйфории в том, что нужно запомнить - годный вариант, но искусственный, значит, возможно, содержащий не вполне адекватную реальному субъективную необходимость запоминания. 

Прокачка памяти состоит и в том, что количество созревающих новых нейронов в области гиппокампа и префронтальной лобной коры зависит от частоты актов осознанного восприятия, т.е. от частоты достающих моментов. Если все становится пофиг по жизни, точнее, довольствуешься уже наработанным опытом и избегаешь нового, то эта функция дезадаптируется вплоть до полной уже невозможности усвоить нечто новое. Так что погружение в новые важные области - важнейшее условие сохранения творческой функциональности.



07.11.2015г. 11:04:46


p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть порочно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
 
   daxon71 список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества daxon71, оцененные другими пользователями Оценок: 2 Род: Мужской Сообщений: 170  Сообщение № 13402 показать
ответ -только после авторизации

автор: nan сообщение 13401:
Одно уточнение: не просто сказать себе, что это - важно, а в самом деле проникнуться такой важностью.

Да, такой смысл и вкладывал, а не какие-нибудь там убеждающие аффирмации.

автор: nan сообщение № 13401:
Негативное переживание здесь важнее позитивного потому, что позитивное - это итак достигнутое желаемое и нужно чтобы это было достаточно ново, чтобы запомнилось в этом новом контексте как новый вариант мыслительного образа.

Это получается, что если ты что-то сделал и получил позитивную оценку, то тут меньшая важность, потому что и так вроде уже понимаешь как реагировать, ведь достиг желаемого. А в случае с негативной оценкой, типо засунуть руку в огонь, будет живее запечатлено в памяти с приданием большей важности, что бы в будущем не наступать на одни и те же грабли. Ну и понятно, что важность как бы в силе (насколько большой позитив или негатив), а не в направленности (позитив или негатив). И, как я понял, при равнозначной силе как бы лучше запоминается такое неверное действие, что привело к негативной личной оценке.



07.11.2015г. 11:33:51
 
  nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 10973 E-Mail  Сообщение № 13403 показать
ответ -только после авторизации

>>как бы в силе (насколько большой позитив или негатив), а не в направленности (позитив или негатив)

Тут принципиально отличие в функциональности. Если в некоторых новых условиях попытка действовать привычно оказалась удачной, то и не требуется никакого нового варианта поведения, итак все ок и просто возрастает оценка уверенности действия, которая в совершенно новых условиях минимальная до растерянности, а если находится подходящее привычное действие, то уверенность больше, но до проверки еще есть сомнение. Распознаватели уверенности - важны для того, что бы (не)решиться сделать что-то, (не) уверенность прогностически предполагается в зависимости от условий: ты подошел к краю рва и прикинул, сможешь ли перепрыгнуть. Если в ходе проверки все ок, то в данных условиях сам поведенческий навык (цепочка) не модифицируется, а мыслительная компонента модифицируется для этих новых условий и составляет прогноз на будущее. Ну, а если получилась лажа, то такой вариант моторной цепочки будет блокирован для этих условий. Если важно найти выход и он найден, то возникнет ветвление.



07.11.2015г. 12:41:39


p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть порочно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
 
Страницы: 1 2 ВСЕ 

Войти под своим ником или зарегистрироваться- авторизация

! Сообщение пропало?! посмотреть причины...

Спасибо за это сообщение! Благодарность от: daxon71
Написать простое сообщение (только текст)

Написать сообщение полноценным редактором



Последняя активность на сайте >>


Яндекс.Метрика