Короткий адрес страницы: fornit.ru/7713
Вернуться к исходному документу
Обсуждение статьи Педагогика и механизмы психики
Показывается все одной страницей
Nan, у меня ссылки вот так странно отображаются
критических *[32]* периодов
А сюда копирую - нормально :) А в тексте - сабжект айди 32
Сори, все починилось
14.09.2011г. 14:45:13 Все, что может быть вообще сказано, должно быть сказано ясно (Витгенштейн)
Это новый публикатор статей, первое использование, так что в самом деле забыл включить поддержку словаря и аксиоматики, сорри..
14.09.2011г. 14:51:25 p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Есть попытки применения объяснения процесса обучения с помощью синергетики, например, Буданов В. Г. Концепция естественно-научного образования гуманитариев: эволюционно-синергетический подход, ПРИМЕНЕНИЕ ИДЕОЛОГИИ СИНЕРГЕТИКИ К ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯМ» Г. Гапонцева , В.А. Федоров , В.Л. Гапонцеви и много еще.
Возможно, это спекуляции, но даже если это так, по-моему, интересен вопрос: допустим, что образование понимания похоже на синергетический процесс, и в момент инсайта в мозгу образуется новая функциональная система, на основе достигнутого понимания способная, в частности, к прогнозу. Из каких функциональных составляющих эта система образуется, и что есть общее для этих составляющих, что появилось у этих составляющих и характеризует их в новообразовавшейся системе? Обучение в университете состоит из лекций и практических занятий. На лекциях часто дают интересный материал, о котором думаешь заранее, так что озарения на лекциях нередки. Означает ли это, что новая система складывается уже на лекции, и что добавляют к этому практические занаятия?
04.06.2014г. 13:35:10
способность учиться отличает человека от животных настолько же, насколько способность мыслить
Никаких новых функциональных систем не образуется.
04.06.2014г. 15:21:20
p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Skyurij, вот ты пишешь:
автор: skyurij сообщение 12741: |
...образование понимания похоже на синергетический процесс, и в момент инсайта в мозгу образуется новая функциональная система, на основе достигнутого понимания способная ... озарения на лекциях нередки ... и что добавляют к этому практические занаятия? |
То есть все происходит очень быстро - прочитали лекцию, студент сопоставил имеющиеся у него в голове в его 17-20 лет похожие на эту лекцию куски воспоминаний, наложил одно на другое и вот он - инсайт-озарение - "Я все понял!".
Но, с другой стороны, опять же ты:
надо прожить долго, чтобы что-то понять...
Тут приведу пример - допустим, кто-то только что потерял близкого человека, ну пусть маму, его состояние не из лучших, что и естественно. Так вот, если он расскажет про это стороннему человеку, у которого ни разу в жизни не было такой потери, тот может конечно посочувствовать, как-то успокоить, найти нужные слова и так далее. Но, ПОНЯТЬ это он будет не в состоянии, пока у него нет произойдет в жизни подобная ситуация, вот тогда и будет этот самый "инсайт", но только после того, когда он сам пройдет через такое.
Ну, или наоборот - если этого не было, то посочувствует и все такое, а когда также потеряет близкого, то мгновенно поймет, каково было его знакомому тогда. То есть выйдет тоже "инсайт". Другими словами - лекции это теории, ничего студенты на них не поймут, а если и произойдут какие-либо "озарения", то по-большей части они будут неадекватны действительности. А вот последующие практические занятия ведут к самым что ни на есть адекватным "инсайтам", озарениям и прочим выводам, вплоть до того, что мысли будут такими "ах вон оно как, а я то думал, ёлы-палы!".
Так что все эти озарения и инсайты без практического и желательно неоднократного подтверждения действительностью не стоят ломаного гроша, в принципе. И так и могут остаться в голове в виде мыслей, в которые человек тем не менее твердо уверовал. "Озарение" штука такая, здорово может засесть в голове и будет там сидеть как заноза, а чел ни сном ни духом, что это просто туфта )
И кстати. - Что такое по-твоему "синергетический процесс" ??
04.06.2014г. 17:25:48 - Ну вот что, ребята! Пулемет я вам не дам!
автор: arctic сообщение 12743: |
Что такое по-твоему "синергетический процесс |
интересный вопрос,
могу процитировать : система открыта; динамические уравнения нелинейны; состояние - неравновесно
следует ли отсюда, что я что-то понимаю, хотя многие системы в моем опыте в реальности таковы?
04.06.2014г. 17:39:56 способность учиться отличает человека от животных настолько же, насколько способность мыслить
А своими словами?.. )
автор: skyurij сообщение 12744: |
следует ли отсюда, что я что-то понимаю, хотя многие системы в моем опыте в реальности таковы? |
Так наверное ВСЕ системы таковы, и все они с этими самыми "синергетическими" процессами.
"Синергетика" от греческих "плюс /много,вместе,совместно/" + "деятельность /делать/", итого "совместная деятельность". Какая деятельность, чья именно, что должно получиться в итоге... - фик знает. Сюда можно отнести что угодно, от работы автомобиля с двигателем внутреннего сгорания с человеком за рулем вкупе, едущего по Земле, а последняя, в свою очередь, вращается по своей орбите в составе Солнечной системы, эта система в Галактике... ну и так далее - все это как-то совместно функционирует и взаимодействует, влияя друг на друга в той или иной степени, каждую секунду приводя к какому-либо результату. И до обычного отдельно взятого муравейника, где тоже присутствует совместная деятельность простейших, в общем-то, насекомых. Ну лан.
А есть такое слово - Сингулярность, от латинского "единственный" или "особенный". Этим словом, как я понял, обозначают что-то такое, чего никто не знает и вряд ли когда узнает, ну что было до Большого Взрыва к примеру. Или что делается в самой сердцевине черной дыры. А если по-русски, то "сингулярно" = ХЗ )
Вот и сдается мне что-то, если со вторым все более-менее понятно, ну сказал человек с глубокомысленным видом - "там присутствует сингулярность...", то это равнозначно признанию в собственной некомпетентности /что совсем не значит, что этого никто не знает, может просто только данный человек не в курсе/. Хоть и таким экстравагантным способом, но он признал это. А вот "синергетика" - это же совсем другое дело, тут есть широта и простор, всегда можно таакого намутить в связи с данным словом, что не только другие, но сам оратор ничего не поймет. Хотя смысл у обоих слов один и тот же, а именно то же пресловутое ХЗ. Как мне кажется )))
Да и созвучны они - "синергетика/сингулярность". Игра словами, конечно, но довольно забавное совпадение.
05.06.2014г. 13:14:26 - Ну вот что, ребята! Пулемет я вам не дам!
у меня есть приятель, который складывает дроби с разными знаменателями отдельно числитель, отдельно знаменатель. он рос без родителей, учился в школе-интернате в ташкенте. при этом и аналогичном знании остальных школьных предметов, он организовал производство фильтров по очистке воздуха, где для задержания молекул используются и химические эффекты и физические эффекты. фильтры он делает своими руками под заказ, его фабрика успешно конкурирует с другими и у него уже приличный счет в банке. с такими знаниями он каким-то непонятным образом успешно манипулирует формулами и дает советы ученым инженерам.
отсюда и из других примеров можно заключить, что хорошее понимание для чего тебе нужна данная теория позволяет минимизировать ее знание и пользоваться ею практически.
лично меня сейчас интересует, как во взаимодействии учителя и ученика образуется взаимопонимание по поводу преподаваемого и как это приводит к усвоению знаний учеником, иногда и учителем тоже.
возможно, что эта синергетика, в сочетании с нейрофизиологией, и физикой и химией и биология и т.д. и т.п., помогут мне ухватить, чтобы использовать в практике преподавания, суть того, как из попыток наладить взаимопонимание образуется система и что эта система из себя представляет.
возможно, это также неудачная попытка, но пока что я пытаюсь.
05.06.2014г. 13:47:55
способность учиться отличает человека от животных настолько же, насколько способность мыслить
Ты ведь довольно давно начал заниматься преподаванием и не отступаешься от этого, несмотря на ммм... некоторые неудачи. Если я не ошибаюсь. И уже проштудировал кучу литературы в этом плане, прямой и родственной, причем большАя ее часть касается непосредственно психологии, к тому же все они разных "школ", то есть иногда могут писать прямо противоположное и охаивать друг друга. В т.ч. и кучу материалов этого сайта. Но, у меня такое впечатление, что в голове как-то ничего не задерживается, что-ли... т.е. почитал-почитал, выдал на гора пару цитат и пошел дальше, лопатить следующие горы макулатуры. Как-то не того, не? )
И потом, должны бы уж начать появляться какие-то собственные наработки на данной стезе, которые есть у каждого уважающего себя психолога и преподавателя и которых у них у всех немеряно, личных наработок, в общем-то. Только делиться друг с другом такими вещами они ой как не любят, потому как достается это все по большей части случайно, собственным опытом, делаешь, делаешь, делаешь... - наткнулся на определенную фишку, она сработала, - дал ей объяснение из багажа имевшихся в голове ранее зазубреннных "теорий" /что уже и не суть/, потом запомнил ее и пошел дальше... пока опять не наткнулся на что-то такое. Так и работают )
У тебя есть что-то подобное, хоть немного, хоть какие-то крупицы?
05.06.2014г. 14:48:46
- Ну вот что, ребята! Пулемет я вам не дам!
>>можно заключить, что хорошее понимание для чего тебе нужна данная теория позволяет минимизировать ее знание и пользоваться ею практически.,..возможно, что эта синергетика, в сочетании с нейрофизиологией, и физикой и химией и биология и т.д. и т.п., помогут мне ухватить
Вот как тот мужик, нужно ухватывать не синергетику, а именно практическое понимание механизмов психики, без всякой лишней придури. Но для качественного понимания нужны предварительнгые понимания по химии, физике, программированию, нейрофизиологии. Это, все же, не фильтры клепать.
05.06.2014г. 15:10:46 p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Эти распознаватели не используют сигнал о верности или неверности распознавания в процессе формирования своей специализации
Источник:
http://scorcher.ru/publisher/show_art.php?id=214непонятно. какой-то критерий правильности распознавания должен быть, иначе чем этот стимул отличается от другого? например, в модели - это частота встречи образа. хотя в
алгоритме наверное критерий выглядит по-другому, но все-равно, какой-то критерий есть
17.06.2014г. 22:34:41 способность учиться отличает человека от животных настолько же, насколько способность мыслить
А если попробовать поизучать этот давно тривиальный вопрос и, главное, более внимательно прочесть выделенную фразу?
18.06.2014г. 8:12:44
p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
вроде понял, например, как в модели
хотя терминология запутанная - надо хоть где-то сказать, что "специализация распознаватиля" тоже самое, что "образ, который он распознает"
еще вопрос
как написано в резюму статьи "Педагогика и механизмы психики": "В период доверчивого обучения необходимо формировать наиболее общие навыки"
мой опыт показывает, что это хорошо работает и не только в этот период
примеры
8 летний мальчик, способный
популярно излагаю апории Зенона
ты может пробежать 100 м за 3 минуты?
да
а если так: сначала 50 м, потом половину оставшегося - 25 м, потом половину оставшеного - 25 м и т.д. так когда-нибудь доберешься до конца?
...
ну это все ерунда, можно сказать что угодно. главное - сделать ты сможешь
да
через пару дней встречаю мальчика. он говорит: я понял, все что мы говорим надо проверять.
а то, что пишем?
тоже
мне кажется у него уже заложилось основа понимания значимости того вопроса, который имел в виду Зенон: что формальное знание не может отразить природу, а только рациональный ум и практика.
дальше уже для него будет значимо построение континуума,поскольку проблема понятно в самом общем виде
другой пример я излагал где то: эксперименты со статистикой для осознания произвольных последовательностей целых чисел. также работает хорошо
это кстати ответ на вопрос arctic насчет крупиц. в том то и дело, что крупицы есть, а здания из них пока не сторится. для этого и читаю все подряд. может бетон нужен?
интересно было было бы понять в общем, насколько это верно - начинать с самых общих идей, конечно в доступной форме
20.06.2014г. 19:36:49
способность учиться отличает человека от животных настолько же, насколько способность мыслить
>>мой опыт показывает, что это хорошо работает и не только в этот период
Столкнуться с чем-то совершенно новым в самих основах понимания этого можно на любом этапе жизни, и тогда возникает выбор: или поверить неким авторитетным представлениям об этом и на этом ограничиться или принять их к сведению, но начать разбираться самому. Первый вариант - реликт периода доверчивого обучения, но без нормальных последующих периодов, т.е. - явно рутинерский вариант. В отличие от периода доверчивого обучения "принять к сведению" не означает безусловной веры, а лишь - начальную основу для самостоятельного исследования.
21.06.2014г. 9:12:29 p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
"Можно тупо (без интереса) и долго что-то зубрить мотивируясь лишь осознанием необходимости что-то выучить и эффект если и будет, то очень не долгий. А можно ярко войти в актуальную ситуацию и вынести урок на всю жизнь. Педагог, если берется что-то преподать, то должен обеспечить эту индивидуально ощущаемую яркую актуальность, иначе его усилия пройдут даром или даже во вред (нарабатывая неприязнь к таким занятиям). Т.е. он должен показать важность преподаваемого навыка понимания, умения именно для данной личности настолько, чтобы она, забросив остальные мысли, переключилась именно на это, в режиме когда реализуется вторая функциональность сознания - не просто отслеживать наиболее актуальное, а
прервать действия для осмысления и приобретения нового навыка.
Этим отличаются предлагаемые неинтересные сведения, которые могут не оставить никакого следа, и те, что могут мотивировать выработать свой личный опыт в отношении их использования - знания с определенной уверенность в результатах, которая впредь будет прогнозироваться и побуждать использовать этот навык."
Думаю эти навыки актуальны прежде всего для родителей, которые являются (должны являться) главными педагогами в жизни ребенка.
А вот стоит ли прививать этот навык скажем учителям в школе это вопрос.
В определенных ситуациях это может даже "испортить" жизнь ребенку.
Например родители (ответственные) развивают у ребенка те примитивы восприятия/действия и далее на их основе навыки, которые в обозримом будущем наиболее вероятно будут социально востребованы.
При этом видно что ребенку нравится развиваться в этом ключе, у него всё получается (нет конфликтов с какими-то врожденными ограничениями).
Ребенок идет по тропе успеха, но вот в школе попадается учитель который очень сильно любит свой предмет и который владеет навыком обеспечения яркой актуальности лучше чем родители ребенка.
Этот предмет совершенно не нужен ребенку для дороги по которой он идет.
Например ребенок шел по пути приобретения какой-то компьютерной специальности, а вышеупомянутый учитель - географ.
Он так смог заворожить ребенка своим предметом, что ребенок решает свернуть с ранее намеченного пути и большая часть багажа который у него сформировался оказывается ненужным для новой специальности.
Под новую специальность он не так хорошо заточен, поэтому его развитие в новой специальности идет медленно.
Очень вероятно что в итоге он станет "так себе" географом (из-за сформированных ранее примитивов восприятия/действия не оптимизированных под эту специальность) и не факт что он сможет прокормить себя и свою семью.
А вот если бы все учителя в школе были бы индеферентными (как это есть сейчас за редкими исключениями), то ребенок бы так и развивался по пути намеченному родителями и более вероятно что он бы стал скажем "гениальным" программистом.
Подобная ситуация (сворачивание с пути) может произойти даже если бы все учителя в школе в равной мере одинаково хорошо владели бы навыком обеспечения яркой актуальности.
В этом случае каждый учитель создавал бы соблазн ребенку свернуть с дороги.
29.09.2016г. 3:02:18
>>Думаю эти навыки актуальны прежде всего для родителей, которые являются (должны являться) главными педагогами в жизни ребенка. А вот стоит ли прививать этот навык скажем учителям в школе это вопрос.
Все, кто занимается педагогикой должны быть специалистами в этом. Но никто не учил этому родителей, и дети почти всегда оказываются сильно испорченными.
Школа должна давать не специализацию, а мировоззрение так, что учителя должны уметь максимально ярко и убедительно показать истины своих предметов, чтобы создалась полноценная общая картина представлений.
29.09.2016г. 9:26:26 p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
Показывается все одной страницей
Чтобы оставлять сообщеня нужно аворизоваться.
! Сообщение
пропало?! посмотреть
причины...
Последняя активность на сайте >>
|