Господа, просто прочитайте книгу, и подобные вопросы отпадут сами собой. Не нужно вырывать цитаты из
контекста, причем, даже не из
контекста книги, а из
контекста моего краткого пересказа.
Душу уже давно нашли. Только это не та душа, что после смерти в рай отлетает (или ад), т.е. речь не о схоластике или метафизике, а та душа, что болит, или поет, или на которой камень лежит, грубо говоря, некое виртуальное понятие, даже если и нематериальное, но которую тем не менее можно вылечить подобными "виртуальными" методами. Термин "виртуальное" лично мой, не авторский. Методы лечения разрабатывались народом многие века, потому это называется традицией.
Речь также о том, как ученый приходит в народ, к простым людям, и объявляет, что этот народ - примитивный, потому что он ничего не знает о латинских терминах, принятых где-то там у ученых. А, значит, ничего не знает о своей психологии и вообще о себе, поэтому он должен обращаться за помощью к ученым. То есть ученый пришел и объявил, что у народа нет никакой души, потому что этот ученый - материалист.
Это было целое движение, назову его условно прогрессизмом, в которое входил дарвинизм, материализм, и т.д. Фактически, движение идеологическое, заключавшееся в борьбе за власть.
Вот цитата из "учебника самопознания":
"В середине девятнадцатого века эта политическая идеология была усилена биологическими сочинениями Чарльза Дарвина, попытавшегося перенести
теорию прогресса, то есть последовательного естественного развития от простейшего к сложному, на живую природу и написавшего несколько сочинений о естественном отборе. Он же сделал и попытки доказать, что человек - это животное, почему полностью укладывается в законы биологического развития видов.
Эти его построения так очаровали "думающую публику" середины века, что были применены ко всем общественным наукам. После него бурно расцветают антропология и социология. Социология, придуманная Огюстом Контом еще в 1830-х годах, была исключительно политической наукой о том, как менять общество революционно - через "союз философов и пролетариев". Но после Дарвина она резко бросается в объятия биологии, и целый век старается вывести свои основания из
жизни животных.
Антропология же, особенно в лице знаменитого английского этнолога Эдуарда Тайлора, увязывает с прогрессом развитие первобытного человека и первобытных обществ. В итоге все те народы, что жили в девятнадцатом веке не так, как англичане, объявляются первобытными или, как писал Люсьен Леви-Брюль, - примитивными. И тем самым политики получают оправдание для разворачивания бешеной колониальной гонки за раздел мира, приведшей к первой мировой войне. "
Самое интересное, что это общеизвестные исторические факты, это история науки, так что тут просто трудно спорить. Я думаю, что скорее всего он прав. Можно прочитать в Википедии, что сейчас думают ученые и философы о
теории прогресса.
Речь также о том, что когда люди хотят изучать свою душу, хотят, чтоб им помогли, дали какой-то метод самопознания, они приходят на факультет психологии, где им подсовывают нечто совершенно иное. Возможно, и нужное обществу, но ненужное самому человеку.
Поскольку психология вместо души начала изучать нечто совершенно абстрактное -
психику: набор рефлексов, т.е. реакций тела. Это произошло не случайно, и травля была, и все остальное.
Неужели никто не знает хотя бы, что церковников травили во времена советского союза?
Поскольку материализм (и диалектика, кажется) стал доминирующей картиной мира. Генетиков с кибернетиками тоже травили, т.к. они не укладывались в линию партии. Аналогично и естественно-научные позитивистские методы стали единственно правильными. Но нематериальную душу не найти материальными приборами по определению (это тоже из книги).
причем каким-то странным образом просматривается знак равенства психология=наука в целом. Неудовлетворенность несовершенством психологии почему-то приводит Шевцова к неудовлетворенности вообще наукой, и в этом смысле он делает множество действительно безосновательных утверждений. |
Да просто переход от общего к частному. Шевцов обвиняет науку в том, что она "запатентовала" метод разумного рассуждения. И теперь любой, кто не следует целям науки - мракобес, даже если и правильно рассуждает. Цели же науки определяют политики. Сначала это была идеологическая замена церкви. В современном же мире науке остается только прислуживать экономике. Целью становятся просто технологии (которые раньше были критерием истинности научного знания). Истиной никто не занимается.
Шевцов сетует, что не было разработано методов самопознания из-за подобных проблем, поэтому обращаться приходится аж к Сократу - основателю, так сказать.
06.03.2011г. 13:22:00