... для смеха необходимо, чтобы объект щекотки был в соответствующем настроении. Как отмечал Дарвин (1953. С. 814), если маленького ребенка начнет щекотать незнакомый человек, это вызовет не смех, а страх.... в норме смех возникает, когда оба партнера относятся к щекотке, как к игре, и демонстрируют это своим поведением.... при щекотке в прямом смысле слова условием смеха является не физиологическая стимуляция как таковая, а контекст игры (Sully, 1902. Р. 182-184; Dupréel, 1928. Р. 250).
... иная щекотка – «жесткая»... Тут и движения иные - обычно не медленное почесывание, а молниеносные прикосновения, иногда тыкание партнера пальцем. Но дело даже не в самих движениях, а в социальном взаимодействии и в степени его интенсивности. В данном случае оно гораздо сильнее (не столько в физическом смысле, сколько в психологическом: как уже говорилось, хохот можно спровоцировать легким прикосновением и даже одним лишь жестом, демонстрацией намерения пощекотать). Это игра, и цель у нее прямо обратная - не успокоить партнера и не вызвать у него приятные ощущения, а возбудить его. Главное условие, как указывалось выше, состоит в том, чтобы оба партнера рассматривали данное занятие как игру и демонстрировали это своим поведением, конкретно - смехом. Именно жесткую щекотку применяла К. Харрис в своем эксперименте. Едва ли она при этом смеялась. Вдобавок, в отличие от К. Лейбы (см. выше), она и не была связана с «жертвами» щекотки близкими отношениями. Естественно, результаты получились противоречивыми...
...Как совершенно правильно отметили Л. Робинсон и Дж. Салли на рубеже XIX и ХХ вв., она ведет происхождение от так называемой грубой (или, как ее называют этологи, «социальной») игры - игровой агрессии (Robinson, 1892; Sully, 1902. Р. 182-184). При этой-то игре, а также при игровом преследовании, у обезьян и возникает «протосмех» - так называемая игровая мина (шутливый оскал). Это метакоммуникативный сигнал, означающий, что агрессивное по форме поведение - всего лишь игра, тогда как истинные намерения «агрессора» дружелюбны (Bolwig, 1964; van Hooff, 1972; Preuschoft, 1995; Бейтсон, 2000. С. 207-208).... Жесткая щекотка, от которой обезьяны, кстати, тоже смеются, как и люди, - не что иное, как рудиментарная форма игровой агрессии (Sully, 1902. Р. 180).
У меня жесткая щекотка вызывает нехороший вопль, что забавляет мою сестру. При этом мне ни капельки не смешно и, напротив, весьма неприятно. Есть некоторое отдаление между нами, что мы не можем играть друг с другом как маленькие щенята, но похоже что я это понимаю а она не желает этого принимать. Но именно то что нежелание вступать в игру делает меня более ригидным, а мою реакцию – более острой, делает ситуацию более комичной, что напротив стимулирует меня щекотать.
Движения интимно близкого человека на мой взгляд воспринимаются почти как свои собственные, более проприоцептивно, и именно поэтому своего мужа она может щекотать так что тот не шелохнется, но у меня нет никакого стимула к тому чтобы позволять делать с собой всё что угодно человеку с которым я хотел бы выстраивать хотя и теплые, но более формальные отношения. То есть умение быть расслабленным когда тебя щекочат – это проявление контекста, а не положительное качество.