Вопрос:
В чем разница и особенности этих терминов?Ответ:
Контексты, образы и цепочки поведенческих программ - условные выделения из картины общей активности, т.е. есть более общая активность и в ней выделяются более частные.
Представим, что есть более общая активность, обеспечивающая убегание от врага. В зависимости от того, какой конкретный враг - в дополнении к общим, активируются более частные признаки восприятия, характеризующие конкретного врага (№1), что мы называем образом врага. У нас есть уже наработанная реакция, что от такого врага нужно убегать предельно быстро и желательно по источнику воды, чтобы замести след. Это - уже конкретная поведенческая цепочка, исходящая от образа конкретного врага.
Но возникла новая ситуация с образом №2 ранее не известного вида врага №1 (какие-то особенности его воспринимаемого вида). Мы попробовали не убегать, а в ярости вцепиться ему в косматую морду. Это помогло, и враг свалил подальше. Теперь на месте бывшего одиночного образа врага №1 возникло ветвление, отличающееся от прежнего образа некоторыми особенностями воспринимаемого. Теперь на месте образа возникли два контекста условий с двумя разными цепочками реагирования. Они могут развиваться так, что в некоторых новых случаях с приходом врага №2 мы будем так же яростно действовать, а в других - просто прятаться, не рискуя. Теперь от одного образа №2 возможны ветвления на две разные реакции, в зависимости от некоторого различия признаков восприятия.
В таком представлении есть самый общий контекст - один из базовых, основных стилей поведения ("эмоций"), на его основе возникают более уточняющие под-стили, в зависимости от особенностей более частных условий. Эта иерархия вложенности простирается до образа, от которого идет конкретная реакция. От образ - есть наиболее частный контекст, способный самоподдерживать свою автивность для того, чтобы на это время обеспечить привычное протекание всей зависимой цепочки реагирования. Так, если мы решили прихлопнуть муху газетой, начинам подкрадываться, но вблизи муха заползла под занавесу. Мы знаем, что она там есть и хлопаем по этому месту. Если бы образ мухи не самоподдерживался как текущая нерешенная задача, мы бы прекратили процесс прихлопывания.
Многие звенья цепочки действия сами по себе могут быть образами, способными к самоподдерживанию при осознанном внимании к ним. И тогда мы способны делать движение не полностью бездумно, а прослеживать его по отдельных таким звеньям, прерывать их и в этом месте ветвить на другие реакции, образуя новый контекст для них.
Познай самого себя: От простых схем управления телом - к контекстным