Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН

Если в статье оказались ошибки...

Кель Сай 2007

Относится к   «Кель Сай»

Если по 10-бальной шкале субъективного впечатления сравнить леса Подмосковья и высокогорные леса Киргизии, то первые вытянут на единичку, а лес близ озера Кель Сай - на 10. Здесь нет клещей-кусучих-комаров, нетронуто чисто, деревья растут не на плоскости равнины, а в пространстве гор, вода множества рек и озер чиста для питья и живительна, а в реках МО даже искупаться бывает жутковато. Да и вообще редко увидишь в лесу МО ручей, а на Кель Сае чистейшие родники рождают речки везде вокруг. А воздух с непередаваемым ароматом трав и хвои…
Вот такой начальный сравнительный анализ :)) Интересно и то, что если в лесу МО можно заблудиться запросто даже на небольшом пространстве, то в Киргизии склоны, реки, сама трехмерность расположения всего позволяет мыслить чуть ли не стратегическими масштабами ориентирования :)
Верхушки высоченных елей можно сравнить по памяти с высотой 10-15-этажных зданий. Чтобы прикинуть высоту средней из них, мы решили измерить ель в Мишках - т.е.внизу для масштаба поставили моего компаньона по путешествию 2007г на Кель Сай. Вот что получилось:

Фотал я снизу склона, с некоторым учетом угла, выложил рост Михаила 1,8м вдоль елки, получилось 18 Мишек, т.е. около 32 метров или высота 10 этажного здания.
В этом году на нашей стороне 1,5 километрового горного озера не было никого. Оно посещается редко из-за того, что нужно потратить день самым выносливым чтобы дойти до него по горным тропам через перевал, выше 3000м. Да и мало кто вообще знает о нем.
В этом году мы вдвоем: я, обычно использующий псевдоним Nick Fornit или короткий nan и дизайнер комп. гарфики, художник Михельсон (псевдоним) решили сделать фотки озера Кель Сай и надолго впитать незабываемые во всех отношениях впечатления :) И вот что из этого вышло.

Прилетев в Киргизию и остановившись у родственников в чудесном городе Бишкек, наевшись изумительных арбузов, которых по вкусу и запаху и близко не могут представить себе несчастные жители МО, а также вкуснейших лепешек и другой экзотики, навестив знакомых, мы зафрахтовали такси и ранним утром поехали, вглядываясь в горную цепь, окружающую город по дороге на Иссык Куль через печальное многими дорожными происшествиями Боомское ущелье.

Мимо мазаров, мечетей, множества продавцов арбузов, дынь, чудесных яблок, мы доехали до манящего столько отдыхающих озера чистой, чуть солоноватой воды Иссык куль (на высоте 1600м в горах, размерами 180x60км.)

мы проехали его почти до конца.
Ранее, просматривая карту от google map я с удивлением заметил, что там поселок, от которого нужно идти к Кель Саю обозначен как Ак Булак. Пожал плечами: киргизы как дети любят постоянно переименовывать города, поселки и улицы. Наверное и тут так получилось. Значит, будем вместо бывшего Сары Булака ориентировать таксиста на Ак Булак. Хорошо, что есть еще одна примета: кладбище у дороги. Нет ничего более стабильного чем местоположение мусульманского кладбища в таких местах. Мы доехали до Ак булака, там было кладбище, похожее на то, что запомнилось в прошлый мой визит, мы обрадовано ломанулись по дороге в горы. Потом оказалось, что мы вышли на 20 км и два горных хребта раньше, чем нужно. Чтобы больше не было такой путаницы, сфотал и кладбище и вид ущелья в котрое нужно заходить. По трассе это находится в 7 км, не доезжая до города Тюп:

Любопытные, простодушные как дети, но себе на уме, все встречавшиеся киргизы хотели знать "откуда и куда", каждый по-своему пытались высказать общую неправильность выбранного нами пути. Их советы различались почти до противоположности, но в целом сориентироваться удалось.

Однако, в попытке как-то напрямик достичь цели, нас уже занесло по одному из хребтов высоко в некий явный тупик пути :)
Мы спустились по очень крутому склону до речки и там встретили парнишку верхом, который тут же выдал военную тайну, куда нужно идти - в соседнее ущелье и предложил довезти наши рюкзаки до перевала. Был вечер, холодный ветерок и редкие капли дождя. Мы спросили сколько будет стоить удовольствие. Оказалось всего 1000 сом ( около $30). Мы согласились таким образом как-то компенсировать потерянное время и договорились, что парень прискачет ранним утром. Тот обрадовано вытащил мобильник, чем произвел на нас невыразимое впечатление, о чем-то поговорил с кем-то и уехал вниз. По его словам нас с правильно оформленными визами ждали суровые погранцы на перевале и несговорчивые на мелкие подачки егеря за перевалом. Костры жечь запрещено, воду мутить и плохо думать о природе - тоже.
Поставили палатку, попытались разжечь новенький газовый примус. Фиг вам. Клапан баллончика не открывался наконечником шланга. Я всегда проверял примусы перед выходом и обычно не лажался так с ориентировкой на местности. Приехали?... Такое начало в целом показалось предельно неоптимистическим. Однако, немного отдохнув и съев вкуснющую лепешку, запивая чистой холодной водой, как-то все сложилось в план вполне приемлемый, и хотя пошел дождь, мы, залегли в спальники во вполне хорошем настроении, несмотря на усталость от мотания по гребням.
Утром, раньше срока приехал проводник, но мы были уже собраны и готовы, чем его, наверное, несколько удивили. Связали рюкзаки между собой, перекинули через седло и пошли довольно бодро. Участок, который обычно проходят с ночевкой, приехав под вечер, миновали всего часа за два.
Здесь боковое ущелье с приятной родниковой речкой, по которому мы шли, выходило к главному ущелью с основной рекой.

Далее дорога шла к заснеженному перевалу. Мы принялись взбираться, но где-то на середине лошадь закапризничала и рюкзаки пришлось снять. Сразу вспомнилось как умирают внезапно до предела загнанные кони и я испугался, что вот мы нанесли какой невосполнимый ущерб парнишке, который тянул за узды уже облегченную тварь, но та не желала делать ни шага даже вниз. Ясно, что дальше мы пойдем уже сами, попрощались с явно не очень опечаленным проводником и тот, вскочив в седло довольно лихо поскакал вниз. Вот елки! Наверное просто классно наколол нас :) Он забыл свою теплую меховую куртку и мы крикнули ему. Парень такое добро оставлять не желал и тут мы увидели, что лошадь в сам деле очень неохотно возвращается. В общем, не думая особенно об этике и эстетике свершившегося, мы одели наши рюкзаки и потащились наверх. Вскоре были на перевале.

Впереди ждало суровое, заснеженное ущелье, облака очень низко нависали, обещая неминуемую непогоду. Снежная крупа уже стучала по капюшону.
Слева было небольшое моренное озерцо, знакомое с прошлых посещений. Впереди морена, покрытая снегом, среди которого невозможно было разглядеть тропу. Мы спускались почти по прямой, не разбирая дороги, так как было удобнее.

Вскоре снег сменился чистой травой, часа через два показалось первое озеро Кель Сай. Дождя все не было, мы дошли до елей, под раскидистыми лапами которых было сухо при любой погоде.
Первое озеро относительно не большое, с крутыми склонами, обычно не останавливает проходящих надолго. Здесь мало кто устраивает стоянки, хотя оно по-своему красиво.

В этом месте стоит идти по верхней тропе, довольно высоко над склоном. Тот, кто оказывается ниже, вынужден терять много сил и времени на путь. Поэтому лучше потратить меньше сил на то, чтобы выйти на эту тропу. Что мы и сделали, поднявшись по крутому травяному склону довольно высоко. Пройдя через лес, вышли на склон гребня, ведущий к спуску в долинку второго озера. Тут пошел дождь и. хотя круто спускавшаяся тропа вела сквозь заросли высоченных елей, мы скользили по раскисшей почве, промочили ноги до бедер и этот мокрый путь казался нескончаемым :)

Вот, наконец, главное, самое большое и красивое озеро Кель Сай. Тут все заросло с прошлого раза, воды, казалось, стало больше, затопив прежние песчанно-галечные пляжи. Дождь немедленно кончился, мы поставили палатку, переоделись, попытались разжечь костер в наспех возведенной каменной печке, но все настолько отсырело, что это оказалось невозможным.
Но у нас с собой вместо консервных банок и другой тяжело весящей еды были пакеты сублимированных продуктов, которые даже в холодной воде превращались в нормальную и вкусную еду. Мы восстановили яблоки, съели их с лепешками и завалились спать, оставив решение всех проблем на утро. Переход занял целый день.
Утром ни облачка. Мы наготовили веток для дров, сухих стеблей трав для растопки, набрали мягкого мха на склоне для подстилки, разожгли печку и приготовили первую горячую еду за все время :) Озеро было прекрасно :)

Я воспользовался каменным топором, чтобы наломать дров, точнее большим камнем с острой гранью, которая перебивала толстые ветки :)
Мы фотали все вокруг, собирали грибы, жарили их, и просто наслаждались окружением, чудесным воздухом, чистейшей водой и приготовленная еда казалась необыкновенно вкусной. Рядом речка впадала в озеро, через нее упал ствол, по которому можно было перебираться на другую сторону, чтобы по склону пройти вдоль озера к тем местам, которые не были видны с нашей стоянки.
Вот некоторые из снимков, что мы сделали:

Чуть выше встречаются эдельвесы и множество разных грибов.

Здесь есть даже горох :)
Красивые цветы, запахи и цвета, свежесть и чудесная вода окружали нас в этом мире.

В этом месте почти не встречаются ядовитых грибов. Самые вкусные - валуи: с синеватым до фиолетового отливом. Мы сначали жарили их в масле, потом добавляли воды, сублимированного мяса, кртошки, овощей, приправы и получалось вкуснейшая еда. Даже вокруг печки растут грибы :)

Когда светило солнце, а в эти дни на небе не было ни облачка, в озере вполне можно было купаться, что мы и делали.
Время пролетает незаметно и вот пора возвращаться. Утром собрались, и поднялись высоко над озером

Когда вернулись через перевал, дошли до трассы, то там нам встретился таксист, который домчал до курортного городка Чолпон Ата на Иссык Куле, где мы провели следующее утро перед тем как закончить наше приключение :)

Наиболее интересные фотки собраны в галлерее Кель Сай

Фото Михельсона и nan-а :)

Последнее посещение: Галерея и текст >>

Обсуждение Сообщений: 5. Последнее - 30.10.2007г. 8:54:51

Дата публикации: 2006-01-22
Последнее редактирование: 2018-04-20

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

Последняя из новостей: Схемотехника адаптивных систем - Путь решения проблемы сознания.

Создан синаптический коммутатор с автономной памятью и низким потреблением
Ученые Северо-Западного университета, Бостонского колледжа и Массачусетского технологического института создали новый синаптический транзистор, который имитирует работу синапсов в человеческом мозге.

Тематическая статья: Рефлексы

Рецензия: Статья П.К.Анохина ФИЛОСОФСКИЙ СМЫСЛ ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА