Поиск по сайту
Изданы две книги сайта Форнит
Научно-популярная: «Познай себя» и специализированная: «Основы адаптологии» - обе доступны.

Короткий адрес страницы: fornit.ru/1703
Список основных тематических статей >>
Этот документ использован в разделе: "Список тематических статей"Распечатать
Добавить в личную закладку.

Научная методология в организации научных исследований

В статье обосновывается недостаточность понимания и использования научной методологии в системе организации академической науки.  Научная методология - основа любой науки. Если определить под научностью исследований соблюдение научной методологии, а без такого соблюдения говорить о науке невозможно, то, рассматривая множество существующих работ, опубликованных как в журналах ВАК, в диссертациях и новостных сообщениях, можно убедиться, что во многом они не соблюдают отдельные или даже многие принципы научной методологии.

Относится к разделу Методология

 

Научная методология - основа любой науки.

 

Если определить под научностью исследований соблюдение научной методологии, а без такого соблюдения говорить о науке невозможно, то, рассматривая множество существующих работ, опубликованных как в журналах ВАК, в диссертациях и новостных сообщениях, можно убедиться, что во многом они не соблюдают отдельные или даже многие принципы научной методологии. Особенно это касается методологии определений и утверждений и не ограничивается лишь работами Российских исследователей.

 

Эвристическая оценка того, насколько опубликованная работа, в среднем среди общего их числа, соответствует полностью научной методологии для России составляет не более нескольких процентов, и для США и Великобритании - не более 20 процентом, что на первый взгляд может показаться даже абсурдным. В данном случае важна не столько точность оценки, как констатация низкого качества. Эти оценки касаются, во-первых, методологии планирования и проведения эксперимента (в том числе даже метрологии), во-вторых, методологии сопоставлений и обобщений и, наконец, методологии определений и утверждений. Можно сказать, что большинство работ носит качество алхимических поисков методом "научного тыка", т.е. не основываясь на предположительной модели системы участвующих в явлении процессов, дополняя и развивая ее для новых граничных условий, а является попыткой опытной проверки некоторых достаточно оторванных от такой системы в реальности отдельных предположений.

 

Научная методология оказывается не достаточно присущей академической науке.

 

Множество публикуемых интерпретаций и популяризаций отдельных исследователей в еще большей степени показывают, что они довольно смутно представляют себе принципы научной методологии, конечно же, зная отдельные из них, но не имея целостной мировоззренческой картины. Это не удивительно при том, что до сих пор в вузах не уделяется должного внимания обучению научной методологии, а в школе это вообще почти не упоминается.

 

Мало того, начиная со школы, практикуются порочные методы обучения потому, что педагоги любого уровня пока очень плохо представляют себе даже базовые механизмы психики в процессе обучения, то, как и почему усваивается новая и значимая информация, как и почему осуществляется поведенческая адаптивность. Соответственно, эта основа совершенно не учитывается в методиках преподавания, делая их не только малоэффективными, но и во многом вредными.

 

Все это придает множество негативной специфики в организации академической науки и проявлениях, когда компетентность явно конфликтует с авторитетностью. И все это потому, что понимание научной методологии на уровне формирования адекватного реальности мировоззрения - все еще даже в основе не решенная и не реализованная задача. Ее решение возможно при условии кардинального изменения представлений о науке и научных исследованиях в культуре общества так, чтобы это находило воплощение, начиная уже с дошкольного подготовительного воспитания, с учетом передиодизации развития, времени и особенностей прохождения критических периодов развития.

 

Важнейшим таким периодом является период доверчивого обучения, когда основным фактором усвоения нового является отзеркаливание опыта авторитетных особей, чаще всего - родителей. С этого момента закладываются потенциальные возможности и способности, определяющие эффективность последующего обучения и наработки навыков исследования.

 




Обсуждение Еще не было обсуждений.
Дата публикации: 2014-06-17

Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

Об авторе: Статьи на сайте Форнит активно защищаются от безусловной веры в их истинность, и авторитетность автора не должна оказывать влияния на понимание сути. Если читатель затрудняется сам с определением корректности приводимых доводов, то у него есть возможность задать вопросы в обсуждении или в теме на форуме. Про авторство статей >>.

Тест: А не зомбируют ли меня?     Тест: Определение веса ненаучности

В предметном указателе: Алгоритмы распознавания | Базовые представления о мире | Гносеология | Головной мозг | Журнал Достижения науки, техни... | Интеллектуальные механизмы | Исследование гомеопатии | Исследование мышления | Методология познания | Механизмы памяти
Последняя из новостей: Сегодня существуют методы, позволяющие даже в случае минимального жизненного опыта оценивать, насколько вероятно, что вам врут партнеры и близкие, насколько уверенно можно допускать зависимость между явлениями, в том числе, казалось бы, совершенно не связанными: Эвристика вероятности.



Библейские события — миф, утверждают израильские ученые
Израильские археологи после проведения многолетних раскопок на территории Иерусалима пришли к выводу, что большинство событий, описанных в Священном Писании — не более чем выдумка.
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:00
Всего:136209

Авторские права сайта Fornit
Яндекс.Метрика