Поиск по сайту >>
Короткий адрес страницы: fornit.ru/353

Деструктивные тоталитарные секты


(В приводимых статьях цитируемые фрагменты текста выделены коричневым цветом.)

Представим стабильное общество, давно не потрясаемое всякими революциями и смутами. По утрам люди приветствуют друг друга именно так, как привыкли, каждый вкладывая свой оттенок, передавая настроение и состояние без лишних слов. Все понимают друг друга потому, что давно отработалась сложнейшая система жестов, мимики, значений реплик и даже бессловесных звуков. Все понимают что означает то или иное действие.
И вдруг появляется чужак. Его приветствия странные и настораживающие. Вообще не понятно, не насмехается ли он? Говорит такое, что вызывает негодование и неприятие потому, что пренебрегает всем тем понятным и разумным, с чем все живут и что составляет их счастье. Ну, ничего, всем, в общем-то не до него, он даже бывает забавен.
Но вдруг выясняется, что некоторые дети переняли не только его странные и раздражающие манеры и больше уже не здороваются по утрам, но говорят и совершают то, что кажется мерзким и опасным. Ужас. Нарастает непонимание, возникают конфликты. Все начинает переворачиваться...
Такая вот картинка для пояснения того, что я имею в виду: общество всегда объединяет общая культура, обеспечивающая взаимопонимание его членов. Лишить этой культуры бывает даже хуже, чем лишить языка на котором все говорят потому, что 90% комунникабельности обеспечивается не словесно.
В эту культуру входит базовая религия или общие религиозные представления (от них не свободен никто, даже атеисты), входят все понимание искусства этого этноса, традиции, язык словесный и несловесный (жесты, звуки, мимика) в пропорции 1:10, иерархия лидерства этого общества от детей до самого влиятельного лидера, в общем все.
Каким образом может появиться нечто чуждое, что дестабилизирует общество, нарушая систему его коммуникабельности и культуру? Только тогда, когда появляется некто, кто захочет получить от этого общества то, что ему нужно, навязать свои интересы. Это не просто чужак, забредший извне. Если чужак обладает каким-то полезным навыком, ремеслом или хоть чем-то, что оказывается ценным для данного общества, он сможет обменивать это на то, что ему нужно для жизни. Он образует локальный анклав, который никак не мешает обществу и даже постепенно, сам все больше впитывает окружающую культуру, становясь все понятнее.
Но в любом обществе большая часть членов не занимается производством ценностей, а перераспределяет эти ценности. Эти люди могут получить свое, только каким-то образом взяв чужое. Почти всегда предлагая не истинные, а не нужные обществу, ложные ценности и убеждая в их нужности. Это необходимо делать не открыто, чтобы не было похоже на ограбление. Для этого нужно увлечь некоторую часть людей своими достаточно заманчивыми посулами. Особенно легко это проделать с доверчивыми людьми, используя веру.
В этом, так или иначе, есть то общее, что объединяет всех политиков или религиозных деятелей. То, что в результате привнесения в общество новых заманчивых идей происходит его дестабилизаций - неизбежно. И так же неизбежны все сопутствующие конфликты и беды.
Вполне возможно, что идея и в самом деле, в конечном счете, окажется прогрессивной для этого общества. Но это, чаще всего, дело слепого случая и никак не зависит от того, кто их культивирует потому, что никто не способен предсказать во что выльется то или иное начинание.
Чаще же всего, те, кто активно внедряет в общество свои идеи, заведомо понимают, что это - обман с единственной целью - получить ему необходимое. Или не всегда понимают. Не имеет значения. Важно то, что во всех таких случаях происходит дестабилизация общества и его беды.
Должно ли общество как-то противостоять этому? Вопрос так вообще не может стоять. Общество всегда так или иначе противостоит. Или противостоят его лидеры, которые пытаются сохранить те условия стабильности, при которых их влияние (власть) возможно. Начинается политическая или религиозная война, опять же порождая беды общества. И первопричиной этих бед являются не лидеры, борющиеся против разделяющего общества, а те, кто это общество разделяет - сектанты, в самом широком смысле: от политиков, обманывающих своими идеями, или бизнесменов, обманывающих посулами, до религиозных лидеров.

Теперь об отдельных действующих на арене общества лицах.
В плане понимания сущности сект и их деструктивного влияния на общество, порождающего беды, я не могу не согласиться с главным борцом с сектами Дворкиным. Я не знаю, каким образом Дворкин тактически претворяет свои взгляды в жизнь и насколько это не привносит новых бед. Но это уже - конкретика борьбы и в ее тонкости посвящены только сами борющиеся стороны. Судить же со стороны очень трудно. Политика и сопутствующая борьба лидеров - всегда дело скрываемое и темное.
Я так же, например, не знаю, почему конкретно правительство Китая вдруг не полюбило общество Фалуньгун. Но уверен, что было место привнесения новых дестабилизирующих общество элементов. Просто за дыхательную гимнастику преследовать не стали бы. Если это "холотропное дыхание", вызывающее гипоксию мозга и галлюцинации точно по тому же механизму понижения порога возбуждения нейронных сетей, что и наркотик ЛСД, то понятно почему с этим борются. Что-то точно есть такое, что мешает лидерам правительства Китая оставаться безучастными. Вот, что об этом пишут (Наиболее известные преступления деструктивных культов.): "27 февраля 2001г. Китай обвинил запрещенную секту "Фалуньгун" в гибели 1660 человек. Эту цифру назвал на пресс-конференции в Пекине представитель канцелярии по делам культов при Госсовете КНР Лю Цзин. По его словам, до запрещения секты в июле 1999 года 139 ее адептов покончили жизнь самоубийством в целях достижения "самосовершенствования", к которому призывал глава "Фалуньгун" Ли Хунчжи. Еще 103 прибегли к суициду, чтобы "перейти в нирвану". Многие при этом убивали членов семьи. Остальные погибшие отвергли медицинскую помощь, предпочитая пользоваться методиками лечения по системе цигун. "Фалуньгун", которая в КНР считается "деструктивной еретической сектой", оказалась в центре полемики по правам человека, разгоревшейся в настоящее время между Китаем и США, где с 1993 года живет Ли Хунчжи, в прошлом - китайский военный."

Я не хочу сказать, что общество должно застыть в своем культурном развитии и никак более не изменяться. Напротив. Общество, вообще-то, само имеет множество механизмов не оставаться застывшим, связанным с постоянным развитием производства жизненных благ, улучшением жизни и т.п. Но и привнесение со стороны может быть не во зло и не вызывать конфликты, если это действительно предложение ценностей, а не обманчивых идей.
Я за то, чтобы каждый человек хорошо понимал, что может стоять за теми или иными посулами и сам делал свой выбор, без принуждения и обмана, и не рвя в ослеплении связи со своими близкими ради этих посулов. Ведь именно через близких и доверенных (доверенные не только люди, но и все, что было авторитетом) и осуществляется непосредственно вся связь членов общества.


Существует множество курсов, семинаров и лечебных циклов, которые привлекают людей рекламой о том, что в короткий срок будет резко улучшено здоровье, будут найдены выходы их тупиковых жизненных ситуаций и т.п. Как правило их подоплекой в той или иной мере являются мистические идеи. Как правило требуется безусловное доверие методу и Наставнику. Все они не бесплатны, по крайней мере на стадии основного курса. Что за всем этим кроется и есть ли некая общая форма, под которую эти организации подпадают? Есть. Это - секты. Поэтому рассмотрим подробнее, что такое секты, по каким признакам их можно различать. Для примера используем "Школу Норбекова".
Но для начала - определения и общие черты. Ниже приводится несколько определений сект различных источников для того, чтобы не только убедиться в сходстве, но и в том, что этот термин достаточно точно определен и используем.

Что такое секта и как ее создать


(Интервью с А.Дворкиным)
Что такое тоталитарная секта?
- Это авторитарная организация, главный смысл существования которой - власть и деньги для руководства. А оно в погоне за этой целью прикрывается различными масками - религии, психологии, культурологии, педагогики, политики. Секта распознается по ряду свойств: обман при вербовке, контроль сознания адептов, регламентация всех аспектов их жизни, обожествление лидера.
...
- Распространенный случай: честолюбивый человек побыл в секте, понял механизм ее работы, понял, что выше определенного уровня ему не подняться, и стал раскручивать свою секту. Поэтому, кстати, появляются клоны. Вариации на тему.
Отдельная песня - психокульты. Секты, организованные в виде психологических курсов или семинаров. Перспективное направление для предприимчивых людей, нацелившихся на обирание "лохов". Еще существуют коммерческие культы - многочисленные сетевые пирамиды. Во всем сетевом маркетинге много признаков сектантства, а ряд сетевых компаний являют собой полностью сформировавшиеся секты.
Но ведь маркетинг никак не связан с религией.

- А кто вам сказал, что секта обязательно должна быть с ней связана?! Вот "Гербалайф". Контролирование сознания есть? Есть. Обожествление лидера организации есть? Марка Хьюза сверхчеловеком называют… Обман при вербовке. Фанатичная вера в волшебные свойства "Продукта". Все признаки налицо.

Тогда чем секта отличается, скажем, от скаутской организации?

- Надо смотреть, насколько контролируется сознание. До какой степени организация вторгается в жизнь человека. Это как радиация. Она есть всюду, в Москве и в Чернобыле. Но все-таки вы предпочитаете жить в Москве.

Получается, что определение секты очень субъективно. Кому-то кажется, что настолько посвящать жизнь чему-то нельзя. А кто-то скажет: "Все нормально".

- Нет. В секте всегда есть обман при вербовке. Человек стремится заслужить право быть принятым в скауты. А тут задача другая - затащить человека в организацию прежде, чем он что-то про нее узнает. Тебя приглашают в теплую молодежную компанию, а оказываешься у мунитов.

Какие секты можно назвать сектами второй волны?
- Ту же "Радастею", "Страну Анура". Секту Мирзакарима Норбекова, самозваного академика всевозможных академий, который позаимствовал одни идеи у
неопятидесятников, а другие - в оккультном движении "Нью Эйдж". Более мелких сект - тысячи.


Тоталитарные секты в России

Так что же такое тоталитарная секта или как ее еще называют деструктивный культ?
Это любая авторитарная иерархическая организация, религиозная, философская, политическая, психотерапевтическая, образовательная, коммерческая и др., практикующая обманную вербовку и контроль сознания своих последователей, строящаяся вокруг харизматического лидера и использующая в своей деятельности различные психотехники в сочетании с гипнозом, внушением, вызывающая психологическую дестабилизацию личности, отключающая критическое мышление (вводящая человека в измененное состояние сознания), осуществляющая всеобщий (тотальный) контроль за всеми без исключения сторонами жизни адепта, составляющая практики, правила поведения, нормы общения и так далее, противоречащие нормам этики и морали, принятым в обществе, то есть асоциальная, требующая разрыва с семьей, обществом, государством, в конечном счете добивающаяся абсолютного подчинения лидеру или группе руководителей.
Обманная вербовка заключается в том, что человеку не сообщают цели, методы и задачи организации, т.е. скрывается истинная суть той или иной организации. Скрывают методы воздействия на сознание, часто умалчивают о настоящем названии организации, откуда она и имя ее лидера.
Таким образом, нарушается конституционное право граждан на получение достоверной информации, без которой никто не может сделать свободный выбор.
КАК ЖЕ ЧЕЛОВЕК ВОВЛЕКАЕТСЯ В СЕКТУ? В религиозных сектах человеку обещается спасение души, райское блаженство на небесах или на земле, рост духовности, изучение Библии. В медицинских культах обещают излечение всех болезней. В педагогических - скоростные методы обучения, повышение интеллектуального потенциала, поступление в элитные вузы.
Культы по ока-занию психологических услуг обещают улучшить отношение в семье, повысить коммуникабельность, обрести друзей, также увеличить интеллектуальный потенциал. Коммерческие культы обещают успех в бизнесе и быстрое обогащение. Многочисленные псевдодуховные университеты и ЦЕНТРЫ, которые в подавляющем большинстве являются теми же деструктивными культами, обещают достижение сверхспособностей, сверхсознания. Некоторые - обещают все вместе (как у Норбекова или Бронникова).
На первом этапе делается попытка польстить, осуществляется бомбардировка так называемой "любовью". Человеку говорят: "ты умный, способный, ты избран для великой миссии". (у Норбекова установка, что ты - самый лучший, любовь к себе) При этом раздувается чувство собственной значимости и важности, возрастает гордыня и самость. Все это происходит в атмосфере, имитирующей теплоту, сердечность, и у человека поэтому не возникает подозрений и ему кажется, что он попал куда нужно.


КТО ДОЛЖЕН БОРОТЬСЯ С СЕКТАМИ?

Секта - это небольшая религиозная организация, которая осуществляет свою деятельность в противостоянии основной религиозной традиции страны и которая отрицает всю совокупность культуры за ее собственными пределами.
Это очень важно помнить, поскольку часто можно слышать такой аргумент сектантов: а что, православие во Франции - не секта ли? Нет, и это верно как для богословия, так и для светского религиоведения. Православие ни во Франции, ни в Бразилии, нигде не может быть сектой, потому что православие не отрицает культуру. Православие само создало великие культуры - новогреческую, русскую, балканскую и др. Поэтому есть такой термин - "культурообразующие конфессии". Например, Польша уже не мыслима без римо-католической культуры. Точно так же, как Россия - без православия.
Слово "зомбирование" я не люблю, это не научный термин. Лучше назвать так - методики контролирования сознания. Что же касается вербовщиков, то они внушением и не должны заниматься. У них задача простая и весьма важная - под любым предлогом затащить вас на сектантское собрание. Если это удалось - половина дела сделана. Там и начинается контролирование сознания.
Как это происходит? Понимаете, человек - существо социальное и очень зависит от мнения своего окружения. Вот пример. Есть такой стандартный психологический тест, который проводился во многих странах и всегда давал один и тот же результат. Группе из 10 человек давали два листа бумаги - белый и черный, - и по очереди спрашивали, какой цвет они видят. При этом десятый не знал, что с остальными девятью была договоренность: про белый говорить, что он черный, а про черный, что он белый. И вот он слышит это, что все говорят одно и то же, и, представьте, когда ему показывают белый лист бумаги, он соглашается - да, лист черный. Ни один человек не рискнул сказать другое. Потом он обычно оправдывается: мол, освещение было плохое, и т.д. Это первый психологический закон, который используют сектанты.
Второй, не менее действенный, заключается в следующем: кто контролирует поведение человека, тот контролирует его мышление. Проще говоря, если вас заставить вести себя странным образом, то вы поначалу будете смущаться, мол, что это я делаю, зачем?! Но потом ваша психика, защищаясь, сама устранит психический дискомфорт. Как? Очень просто - подгонит ваш образ мысли под эти странные поступки. То есть, оправдывая свое новое поведение, вы будете и мыслить по-новому. Таким образом сектантский гуру и меняет личность новообращенного.

Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера

Наиболее точно отражает положение дел в ряде опасных для общества религиозных объединений термин "деструктивная религиозная организация", имеющий своими аналогами два других - "деструктивный культ" и "тоталитарная секта". К сожалению, два последних термина вызывали неоднократные неодобрения, протесты и критические замечания со стороны различных общественных деятелей и организаций нашей страны, хотя понятия "культ", "секта" не несут какой-то оскорбительной смысловой нагрузки.
Согласно Толковому словарю В.Даля, секта - братство, принявшее свое, отдельное учение о вере; согласие, толк, раскол или ересь [27]. По словарю русского языка С.И.Ожегова, культ - это: 1.Религиозное служение божеству и связанные с этим обряды. 2. Преклонение перед кем-нибудь или чем-нибудь, почитание. По словарю иностранных слов под редакцией А.Г.Спиркина, культ (от латинского cultus почитание) - один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы.
С учетом прочих вариантов определений терминов "секта" и "культ", предлагаемых в различных словарях, научных исследованиях и учебных пособиях, можно дать следующий их вариант.
Культ - те или иные мистические практики или богослужения (религиозные культы), либо круг людей, объединенных чрезмерной привязанностью, преданностью и поклонением некоторой фигуре, тенденции, художественной или интеллектуальной программе, практически всегда сопровождающейся явными или скрытыми ритуалами; культы могут быть благотворными и даже позитивными по своей сущности.
Секта - организация или группа лиц, замкнувшихся в своих интересах (в том числе культовых), не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им.
Термин "деструктивная религиозная организация" ("тоталитарная секта", "деструктивный культ"), к сожалению, отсутствующий в законодательстве нашей страны, уже давно используется специалистами, и примерами тому могут стать следующие весьма авторитетные документы: (приводится перечень 20 документов).
Деструктивное религиозное объединение (деструктивный культ, тоталитарная секта) - это авторитарная иерархическая организация любой ориентации, разрушительная по отношению к естественному гармоническому духовному, психическому и физическому состоянию личности (внутренняя деструктивность), а также к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность), практикующая скрытое психологическое насилие, выражающееся в целенаправленном установлении отдельным лицом (лидером) или группой лиц (руководством) в своих узкоэгоистических целях незаконного контроля над сознанием, поведением и жизнью других личностей без их добровольного и осознанного согласия для формирования и поддержания у них состояния неестественной и противозаконной зависимости и покорности доктрине и лидерам, стремящимся через неинформированное использование преданных им и зависимых от них адептов к незаконному обогащению и незаконной власти.


Список наиболее известных деструктивных тоталитарных сект

Организации из этого списка имеют главные признаки сект:
1. Обязательная безусловная вера
2. Завлечение обманным путем, посулами того, что реально получить невозможно с помощью веры (обманом доверчивых людей)
3. Мораль, во многом отчуждающая членов секты от остальной культуры, вносящая раскол в общую культуру.
Христианская церковь подпадает под первые два пункта, но, однако, сама является неотъемлемой для большинства людей составляющей общей культуры. Она так же вносит немалый раскол в общество, но не более, чем другие субкультуры, присутствующие в обществе.

Тоталитарные секты определяются как группы, позиционирующие себя в качестве религиозных, политико-религиозных, психологических, целительских, образовательных, культурологических и иных объединений , которые ; авторитарно управляются лидерами, чьи полномочия основаны на приписывании им мистической власти и могущества и чьими действительными целями являются власть над своими последователями и их эксплуатация;
стремятся полностью контролировать своих членов путем манипуляции их сознанием и регламентации всех аспектов их жизни, а также и другими способами в той или иной мере нарушают их права, равно как и права людей, входящих с такими группами в соприкосновение;
противопоставляют свою организацию, свою идеологию и субкультуру всем другим видам сообществ и человечеству в целом, всем разновидностям мировоззрений и культур.
Следует отметить, что перечисленные характеристики присущи различным группам в разной степени.
Их структуры и экстремистские методы бросают вызов общепризнанным демократическим ценностям. Претензии лидеров подобных сект на абсолютную правоту в сочетании с требованием от адептов безоговорочного подчинения организации и/или ее лидеру позволяет порабощать людей, которые ищут для себя опоры в сложной жизненной ситуации, стремятся обрести более адекватное мировоззрение.
Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут стать серьезные изменения личности их последователей, утрата восприятия ими действительности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми. Кроме того, в результате слишком резких мировоззренческих и ценностных изменений, а также в связи с использованием тоталитарными сектами деструктивных методов воздействия на психику человека часто возникают социально-психологические проблемы, среди которых следует упомянуть отчуждение членов секты от внешнего мира, вынужденный переход на менее квалифицированную работу, прекращение работы и/или образования, замкнутость, агрессивность в фанатичном отстаивании своей идеологии, а также отказ от критического и рационального мышления.

Также активно происходит внедрение деструктивных культов в систему здравоохранения. Так, Церковь саентологии, она же Центр Дианетики через Минздрав провела якобы для помощи детям-чернобыльцам, так называемую программу детоксикации. "Лечение" заключалось в том, что детей часами держали в сауне и давали лошадиные дозы витаминов, в результате чего здоровью многих был ненесен серьезный ущерб.
Обращает на себя внимание тот факт, что увеличивается число деструктивных сект под медицинской вывеской.
Так, в г. Новосибирске высококвалифицированный психотерапевт Трофимчук, владеющий гипнозом организовал телефон доверия, через который набрал внушаемых молодых людей, студентов вузов и организовал медицинскую секту. Он довел этих ребят до полуживотного состояния, избивал, издевался и заставлял их работать на себя, как рабов, сожительствовал со всеми девушками, принуждал многих разменивать жилплощадь и продавать, а деньги брал себе.
В этом списке есть секта "Школа Норбекова".


Небольшая иллюстрация анекдотического характера:
Про выступление Норбекова от адепта его секты. Парень раоткровенничался... (самобытность оригинала сохранена):

Норбеков разжевывал ответ на вопрос о том, что институт секта или в нем зомбируют :-)
... если возникает вопрос о зомбировании, значит не зомбируют. разве зомби может задавать такой вопрос ?
Кроме этого, кто и зачем постоянно собирает народ в стенах института. Ответ - Любовь, и все кто собирается это знают. Никто нас даже не зовет, просто нам очень приятно общение друг с другом, чувствуется отдушина, когда из города попадаешь к близким, духовно близким людям, когда тебя ждут, когда даже с преподавателями отношения скорее дружеские, когда рядом Учителя, собравшие своей любовью нас.
После определения сект такое воспринимается уже совсем по-другому!
Раз в неделю проходит большой зикр, перед ним идет молитва. Молитву проводит исламский святой, Ишан Бо, одним из последних достижений темных была такая история - что по старым книгам суфиев, зикр - практика доступная только для истиного мусульманина, иначе она может принести вред, так как противопоставляет человека не принявшего веру эгрегору верующих, которые якобы считают такое недопустимым, поэтому европейцы присутствующие на зикре якобы получают наказание на тонком уровне, создающие проблемы в материальном плане.
Вот она мистика в школе Норбекова: помесь ислама и Блаватской
Так вот, молитва перед зикром, молитва в том смысле, как она описана у Анастасии, или близком к тому, т.е. не пршение, но свое слово, слово Любви к Богу, эта молитва имеет очень сильное действие, она создает у человека сильнейший положительный настрой, при этом элементы комбинаций звуков, используемых в этом церковном пении заставляют резонировать различные центры. И вот Норбеков не только рассказал анекдот про телефонных операторов, но и обещал ... со следующего зикра с молитвой начать чередовать Ишана с православным священником! Суфийская техника в сочетании с православной молитвой...
В завершении попародировал тех, кто забыл что цель достигается только через реальные дела. Улегся на сцену и начал заунывным голосом - "Я медитирую на прекрастное, мое будущее светлое, я занимаюсь у Норбекова :-)))))) !!!" - "ДЕйствовать надо, действовать, чтобы чего-то добиться. Не сидеть, не ждать а действовать уже сегодня!".


Продолжим ознакомление с сектами:

РЕЛИГИОЗНЫЕ СЕКТЫ

Следует напомнить, что вначале христианство было сектой в иудаизме, а ислам - сектой арабов Мекки.
Слово "секта" само по себе двусмысленно, так как оно напоминает об отсечении, отделении. В то время как его первоначальное значение происходит от латинского "sequi" - "следовать".
Тем не менее человек способен следовать за кем угодно, и история изобилует примерами того, что люди, которых здравомыслящие считают безумцами или шарлатанами, приобретают все же своих последователей.
Человеку свойственно презирать тех, кто думает по-другому. Это приводит к ужесточению положения, к фанатизму, к сектантству как в стане преследователей, так и в стане преследуемых.
Где же проходит граница между сектой и религией?
Можно сказать, что критерий, наилучшим образом характеризующий секту, - это использование веры для достижения целей, не имеющих ничего общего с духовностью (деньги, личные амбиции, политика и т.д.).
Секты характеризуются следующими признаками:
1. Секта всегда занята распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Сектантская пропаганда обращена не к уму или сердцу человека, не к высшим его побуждениям, а к страстям, к подсознанию человека, через навязывание своего вероучения в формах, исключающих рациональное осмысление.
2. В сектах наличествует двойное учение: одно - для рекламы своей секты, для придания ей "человеческого лица", а другое - для внутреннего пользования. Так, в "Духовном центре им. Сергия Радонежского" не веруют ни в Бога, ни в Воскресение Христово, а почитают сатану и практикуют идо-лослужение. Религиозные учения, навязываемые сегодня российским гражданам, в конечном счете направлены на разрушение традиционной российской культуры, а потому всегда будут маскироваться под общепризнанные ценности.
3. Наличие иерархии. Для ознакомления со скрываемым учением человеку нужно быть посвященным на определенную ступень иерархии в секте. Организация всех сект строго иерархична. Например, в секте преподобного Муна существует лестница из многих семинаров - вводный, однодневный, двухдневный, трехдневный, семидневный, двадцатидневный, а также сложная система членства и участия в деятельности секты.
В секте сайентологии Рона Хаббарда человек, оплатив и пройдя начальный курс, узнает в самом конце, что самое главное и интересное будет раскрываться лишь на следующем курсе, за который плата отдельная и т. д.
4. Программирование сознания. Членами сект становятся преимущественно люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди, ищущие, но не могущие найти твердых оснований в духовной жизни, как правило, легко внушаемы, то есть готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей. При этом человек как бы избавляется от ответственности за собственную жизнь. В результате он оказывается в полной зависимости от сектантского учения, участия в собраниях секты и указаний "учителя" или лидеров секты Специалисты сравнивают сектантскую зависимость с наркотической.
5. Претензия на исключительность. Членам секты внушается мысль о том, что только они - единственно праведные "избранники Божии", что все окружающие люди - существа "второго сорта", обреченные на погибель потому, что не разделяют учений секты. Особенно это характерно для сект оккультного направления, где особый упор делается на "самосовершенствование", то есть развитие в себе "паранормальных" способностей, отличающих членов секты от обычных людей.
6. Тоталитаризм, то есть контроль над многими, а в идеале - над всеми сферами жизни человека. Для этого используются особые поселения сектантов в домах или квартирах, переоборудованных под "монастыри", вовлечение членов секты в непрерывную напряженную деятельность, не оставляющую возможности критически осмыслить сектантское вероучение и личности лидеров. Власть над членами секты является важнейшей целью сектантской верхушки. Ведь результатом такой власти является контроль над имуществом сектантов, их временем и силами, членами их семей.
Секты, действующие сейчас в России, можно классифицировать следующим образом:
1. Конфессии, или секты, являющиеся относительно традиционными для России - католики, баптисты, адвентисты, лютеране и др.
2. Тоталитарные секты псевдобиблейской ориентации - "Церковь Христа", "Новоапостольская церковь", харизматические движения.
3. Секты, претендующие на обладание новым "откровением" - "мормоны" (или "Церковь Иисуса Христа святых последних дней"), иеговисты, "Белое братство", "Богородичный центр", движение Муна (или "Церковь объединения"), Аум Сенрике, "Церковь последнего Завета" лжехриста Виссариона и др.
4. Учения и секты, имеющие оккультный характер, ставящие своей задачей развитие в человеке паранормальных и экстрасенсорных способностей: целители и колдуны, восточные культы - кришнаизм, йогическая практика, трансцендентальная медитация, неоведантизм, теософия, антропософия, "живая этика Рерихов", секта сайентологии Рона Хаббарда (центр "Дианетики"), астрология, неоязыческий центр "Ювенир" и др.
5. Сатанинские культы, носящие изуверский характер и опирающиеся в основном на молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей и Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборищах, где ребят привлекают оккультными фокусами или наркотиками. Иногда сатанисты прячутся под вывесками философских или культурных обществ. Подростков соблазняют обещанием чудесной силы, полной свободы, обогащением сексуального опыта. Девиз - "делай все, что хочешь, ты имеешь право на все и можешь убить тех, кто посягает на твои права". Все моральные преграды сознательно нарушаются, безнравственность возводится в принцип, сила и безжалостность - в культ.
В обществе, в котором действует множество сект, умирает культура и прогрессирует страшная духовная болезнь - неспособность к различению добра и зла, истины и лжи Вследствие отрыва от общей культуры, понятия добра и зла становятся специфическими, не общепринятыми, что отделяет людей от общества.. Такое общество лишается жизненных сил, коренящихся в религиозно-нравственной области, делается неспособным конструктивно решать свои проблемы и становится пассивным объектом влияния чужой, внешней воли.


Безусловно, нет секты, обладающей всеми приведенныим признаками одновременно. Самое главное - проистекает из самого значения слова секта, как отделение чего-то от целого: отделение от общей культуры того, что ей противопоставляется, то, что не является атрибутом общей культуры.
Любая секта - это организация, руководство которой хочет получить неограниченную власть, влияние и деньги. Маски тут самые разные - философские, религиозные, психологические. Секта может прикинуться благотворительным комитетом, университетом, курсами английского языка или психологическим тренингом. Вся деятельность секты направлена на то, чтобы человек перестал думать, слепо и беспрекословно веря (в систему, Наставнику). Тогда тобой можно вертеть как угодно.

Тоталитарные секты

Несколько докладов были посвящены альтернативной медицине. Говорили, например, об иглоукалывании, насаждаемом адептами альтернативных методов лечения. В ловушку попадают сотни тысяч людей. В 1998 году исследователи Капчук и Эйзенберг (Kaptchuk T.J., Eisenberg D.M.) опубликовали статью "Притягательность нетрадиционной медицины" (Ann Intern Med 1998;129:1061-5.), в которой писали, что "больные, обращающиеся к представителям нетрадиционной медицины, образуют своеобразные религиозные секты, хотя и не всегда осознанно… Нетрадиционные методы становятся для них ритуалом, в ходе которого люди реализуют свои убеждения и получают от этого облегчение и удовлетворение". При этом авторы подчеркивают, что по своей сути "методы нетрадиционной медицины являются религиозными".
Свой доклад директор медицинской школы из Великобритании Эдгард Эрнст (Edzard Ernst) посвятил проблеме гомеопатии - еще одному альтернативному методу, эффективность которого также не доказана. В Великобритании был проведен целый ряд плацебо-контролируемых исследований, результаты которых убедительно показали полную неэффективность гомеопатических средств. И, тем не менее, гомеопаты, голословно утверждая обратное, продолжают завлекать к себе пациентов, создавая вокруг гомеопатии либо ореол таинственности, либо придавая методу некую наукообразность.
Но почему же альтернативная медицина получила такое широкое распространение в мире? На этот вопрос ответил ирландец Дональд О. Матунэ (Donal P.O.Mathuna). Он сказал, что в течение многих веков христианская религия и медицина были тесно связаны друг с другом. Болезни рассматривались как следствие греха. И лечением раньше занимались исключительно монахи, жившие в монастырях и там же принимавшие больных. Люди исповедывались в грехах, искореняя таким образом корень болезни, молились о здравии и получали целебные снадобья. Но в последние времена медицина отошла от религии, стала самостоятельной дисциплиной, поставив во главу угла телесную оболочку, начала воздействовать на болезни через тело, не учитывая духовное состояние человека. Однако "свято место пусто не бывает". Место религии заняла альтернативная медицина, псевдомедицинские практики, оккультизм.
В кулуарах мне удалось поговорить с американцем Давидом Бриар, много лет занимающегося проблемой коммерческих культов, в частности сектой Amway. На вопрос, есть ли какие-то отличия между тоталитарными сектами и коммерческими культами, он ответил, что не видит разницы между ними. Единственное, пожалуй, отличие на его взгляд - это та приманка, которую сектанты подбрасывают для завлечения в секту. А затем, когда приманка будет схвачена, они используют те же методы "промывки мозгов", что и в любых других тоталитарных сектах. Так, если неохаризматики могут обещать исцеление от неизлечимых болезней, то в секте Amway говорят об уникальной возможности финансового успеха, карьерного роста, организации собственного бизнеса, то есть о том, что по сути является американским идеалом. Поэтому заглатывают приманку очень многие.


В книге В.Э.Пашковского Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями:

История религии располагает многочисленными сведениями о возникновении различных религиозных движений. Как указывал выдающийся русский социолог Питирим Сорокин [16J, на протяже­нии тысячелетий и столетий одни религиозные коллективы исчеза­ют, другие — появляются, причем эти процессы совершаются, по­добно политическим перегруппировкам, скачками; смена периодов религиозного движения и застоя связана с изменением социального уклада населения и служит симптомом этого изменения. От прочих религиозных движений тоталитарный культ отличается специфичес­кими чертами [26]:

•   является группой или движением;

•   демонстрирует чрезмерную преданность какой-либо личнос­ти, идее, вещи;

•    использует реформирующую мышление программу, чтобы убеждать, контролировать и подготавливать к жизни в кол­лективе членов (т. е. интегрировать их в групповую уникаль­ную модель отношений, верований, ценностей и практики);

•    систематически стимулирует состояние психологической зависимости у членов;

•    эксплуатирует членов для достижения успехов в целях лидеров;

•    причиняет психологический вред членам, их семьям и обще­ству.

Разумеется, отмеченные признаки присутствуют не только в рели­гиозных, но и в политических, военизированных, финансовых груп­пах. Однако существенным признаком именно деструктивного рели­гиозного культа является грубое, бесконтрольное применение манипуляций, направленных на вызывание измененных состояний сознания и связанного с ними феномена гипервнушаемости.

По A.M.Ludwig, гипервнушаемость параллельно с ухудшением способностей к критическому мышлению приводит к ослаблению дифференцировки субъективного восприятия и объективной реаль­ности [22]. В силу этого появляется тревога и формируется компен­саторная потребность в поиске постоянной поддержки или руковод­ства. Возрастает доверие к внушениям гипнотизера, шамана, лидера, религиозного целителя, проповедника или психотерапевта, которые представляются всемогущими, авторитетными фигурами. Ослабле­ние самоидентификации формирует склонность идентифицировать­ся с авторитетной фигурой, чьи желания или указания воспринима­ются как собственные.

7. /. /. Манипуляции, используемые в тоталитарных культах

Культовые манипуляции, приводящие к изменениям в системе мышления, были впервые описаны R.Lifton [20]. Они основаны на естественных потребностях человека быть связанными с другими людьми, принадлежать к какой-либо социальной среде (группе), получать социальное вознаграждение.

К культовым манипуляциям относятся:

•    Контроль окружающей обстановки и доступа информации. Со­здание условий, при которых невозможен или крайне ограни­чен доступ информации, противоречащей установкам группы или ее лидера.

•    мистическое манипулирование. Внушение цели группы как единственно правильной. Окружение лидера мистической аурой морального превосходства и суперчеловеческих качеств.

•    Внушение абсолютной покорности требованиям лидера и его по­мощников.

•    Индоктринация вины. Индуцирование чувства вины за неус­тупчивость и сопротивление. Требование исповеди как средства очищения и признания собственных прегрешений перед груп­пой и ее лидером.

•    «Священная наука». Принятие основных догм группы как един­ственно верных, не поддающихся никакому критическому ана­лизу истин. Догмы при обучении группы даются в виде утверж­дений. Вопросы и критика игнорируются как явления ненуж­ные, сомнительные, греховные.

•    «Заряженный язык». Использование специально созданного мало­понятного жаргона, приписывание общепринятым понятиям но­вых значений. Приписывание новых значений таким эмоци­онально нагруженным словам, как «мать», «отец», «сестра»,«брат», способствует отделению индивидов от их естественных семей.

•   Доминирование доктрины. Согласно этому, доктрина создается для того, чтобы зачеркнуть весь прошлый познавательный опыт. Учения и цели группы более важны, чем личное благополучие индивида, от членов требуется жертвовать собой.

•    Разделение существования. Проводится резкое разграничение между теми, кто будет спасен, и теми, кто будет проклят. Правом на существование пользуются лишь те, кто целиком разделяет цели группы и во всем подчиняются лидеру.

Создаваемая путем контроля мышления изоляция приводит к зави­симости, формированию у индивида чувства уязвимости и беспомощ­ности. Кроме описанных R.Lifton, в деструктивных культах использу­ются и другие техники [15]. Наиболее экстремальные из них, включающие технологии «останавливающего мышления», постоянно­го медитирования, монотонного пения и повторяющихся действий, бес­контрольного навязывания непривычных ритуалов и визуализирован­ных представлений, индуцируют состояния повышенной внушаемости.

Для правильного понимания патогенеза культовой травмы следует отметить, что не всегда и не во всех случаях индуцирование изменен­ных состояний сознания приводит к возникновению психического расстройства. Многочисленные случаи выздоровления или улучше­ния при лечении истерического невроза или психосоматических забо­леваний строятся на преимуществах внушаемости, склонности к эмо­циональному катарсису. Известны примеры внезапного озарения, творческого инсайта, возникающих во сне, в состоянии транса, пас­сивной медитации. Если предположить, что суггестивные методы вы­зывают изменения биохимической анатомии, сходные с воздействи­ем психотропных препаратов, становится понятным, почему одно и то же воздействие у одних людей вызывает улучшение, а у других — серь­езную патологию психики. Как известно, любой сильнодействующий препарат в одних дозах улучшает состояние организма, а в других при­водит к летальному исходу. Также и воздействия на психику, приводя­щие к возникновению измененных состояний сознания, могут в од­них случаях приводить к исцелению, в других — оставаться без последствий, в третьих — вызывать серьезные нарушения, вплоть до психотических. Однако если психиатр, назначая психотропное сред­ство, учитывает его химическую основу, особенности фармакодина-мики, рекомендуемые дозы, перечень побочных явлений, психотера­певт исходит из многовекового эмпирического опыта, то культовый лидер действует грубо, бесконтрольно, не учитывая последствий.

Одним из наиболее ярких примеров грубого деструктивного воз­действия на психику является деятельность лидеров секты «Белое брат­ство» [ 1 ]. Возникнув в Киеве в начале 1990-х гг. секта быстро распро­странилась по Украине, Белоруссии, России. Как и в большинстве современных сект, ее догматы представляли собой эклектическую смесь из йоги, буддизма, теософии, антропософии, христианских ере­сей. Особое место в «учении» занимал обрисованный в ярких деталях конец света с детально разработанной культовой практикой. Наиболь­шую опасность для физического и психического здоровья представ­ляла тема жертвоприношения. Согласно доктрине, вслед за Страш­ным судом должен наступить золотой век, куда попадут 140 000 юсмалиан (так называли себя адепты). В руководстве секты стояли Кривоногое и Цвигун, которая, по-видимому, переживала религиоз­но-мистические состояния (видела живого бога). Неофиты набира­лись, главным образом, среди молодежи 15—19 лет. Первоначально лидеры появлялись в секциях восточных единоборств, йоги, а затем устремились в средние школы, где рассказывали детям о грядущем

Страшном суде и прочих ужасах. Желающих тут же крестили, выводя по одному в коридор. Сам обряд крещения заключался в том, что один из «старших братьев» секты прикладывал руку колбу крестимого, что-то вещал, непрерывно глядя тому в глаза, затем совершал руками пас­сы вдоль его позвоночника и окроплял водой из фляжки. По мнению специалистов, руководство «Белого Братства» апробировало на своих приверженцах методы насильственного управления психикой и пове­дением, психофизической обработки, изощренных методов гипноти­ческого внушения. Культовое воздействие осуществлялось также пу­тем прослушивания аудиокассет с проповедями. Родителями и бывшими адептами, покинувшими «Белое Братство», отмечалось ис­пользование наркотических веществ. Согласно мнению специалис­тов, обследовавших адептов, у них подавлялась индивидуальность, снижалась критическая способность, нарушались дифференцирова­ние эмоций, пластичность движений, активность и способность со­противляться стрессам. В ноябре 1993 г. в Киеве едва не состоялось массовое самоубийство «белых братьев». Планировалось кровавое шоу, знаменующее начало Страшного суда с вознесением Цвигуи, назвав­шей себя Мария Дэви Христос. Кульминацией стал приход 10 ноября 1993 г. 25 сектантов в Софийский собор в Киеве. Усилиями правоох­ранительных органов страшные события удалось предотвратить.

Какие бы методы ни применялись в деструктивных культах, все они формируют психическую зависимость путем запугивания в случае ос­лушания. В культе сайентологов широко применяются слежка, доносы друг на друга, используются материалы, полученные на предваритель­ном тестировании адептов. Церковь сайентологов, претендуя на абсо­лютное знание о единственно верном пути к спасению и самоусовер­шенствованию, исповедует лютую ненависть к научной психиатрии, навязчиво и агрессивно распространяя в СМИ и среди населения мате­риалы о вреде психиатрии как таковой. Связано это, видимо, с тем, что основатель сайентологии Л. Р.Хаббард был человеком с определенными психическими расстройствами и проходил лечение в психиатрическом отделении морского госпиталя «Оак Кнолл» (США).

7.1.2. Риск возникновения психического расстройства в результате культовой травмы

Предрасположенность к психическим расстройствам в результа­те культовой травмы следует рассматривать во внутриличностном, межличностном и надличностном контекстах.

Внутриличностный контекст. Предрасполагающими факторами психических расстройств являются такие свойства личности, как повышенная внушаемость, ведомость, пассивность, склонность к магическому мышлению. Повышенная внушаемость является пре-ципитирующим (т. е. ускоряющим, подталкивающим) фактором для формирования диссоциативных психических расстройств, особен­но при чрезмерных психофизических нагрузках [18].

Межличностный контекст. Включает разрыв или ослабление свя­зей с ближайшим окружением (родители, сверстники, соученики и т.д.). Человек, по каким-либо причинам чувствующий себя неадек­ватным в окружающем его обществе («не от мира сего»), не приня­тым из-за своих личностных, психических, физических или дру­гих особенностей, испытывает огромное облегчение среди людей, исповедующих другие (относительно тех, что бытуют в миру) ценно­сти, в среде, где неадекватность и необычность, напротив, расцени­ваются положительно. Поскольку священное в религии противопо­ставляется мирскому, симптомы социальной дезадаптации чаще всего интерпретируются здесь как доказательства избранности [17].

Надличностный контекст. Включает социокультуральные измене­ния, которые стали происходить в России с конца 1980-х гг. Резкий слом устоявшегося атеистического менталитета homo soveticus при­вел к непривычной для него идеологической дезориентации, пробил брешь в догматически-материалистическом мировозрении, оживил потенциальный интерес к духовным ценностям. Для многих круше­ние старого мировоззрения уже было стрессовым обстоятельством и предпосылкой развития тех расстройств психики, которые предрас­полагают к восприятию неокультовых учений [7].

Нередко в секту вовлекаются больные с инициальными проявле­ниями шизофрении, стремящиеся преодолеть нарастающее чувство отгороженности. В этих случаях культовые воздействия провоциру­ют и утяжеляют течение заболевания.

...

7.2. Психические расстройства, возникающие в результате культовой травмы

В последние десятилетия на психические нарушения, возникаю­щие у адептов, вышедших по каким-либо причинам из деструктив­ных культов, обратили внимание американские психологи — специ­алисты по выходу. В нашей стране этой проблеме посвящен ряд работ. В данном разделе произведена попытка систематизации данных оте­чественных [5, 6, 11], зарубежных [19, 21, 24, 25] и собственных ис­следований [8-10, 14].

Расстройства поведения, не достигающие уровня психических рас­стройств. К ним относятся изменение интересов к семье, друзьям, работе и учебе, появление новой манеры одеваться. Обращает на себя внимание изменение речи: высказывания производят впечатление заученности, «проигрываемой пластинки». Практикуются частые, без объяснений, уходы из дому, частые телефонные разговоры, дли­тельные чтения или медитация. Изменяется режим питания, нарас­тает агрессивность или безразличие к ближайшим родственникам. Наблюдаются значительные денежные траты, займы, сборы у род­ственников и друзей.

Психосоматические расстройства. У экс-адептов после культовой травмы отмечались инфаркты миокарда, бронхиальная астма, яз­венная болезнь, атакже несколько случаев внезапной смерти. Одна­ко чаще в ответ на психическую травму, обусловленную угрозами наказания за отступление от предписываемых правил поведения, раз­вивались соматоформные вегетативные дисфункции. Расстройства появлялись внезапно, сопровождались вегетативным возбуждени­ем, интенсивной болью во внутренних органах («возникла жгучая боль в сердце, почувствовала, что умираю, страшно, что умру греш­ницей»). В других случаях боли сопровождались выраженным стра­хом за будущее («легла на диван, сильные боли внизу живота воз­никли... как будто матку выворачивает наружу... думаю, что с нами будет... у них [лидеров культа — В.П.] такие связи... заберут деньги, квартиру, всех выгонят на улицу»). В некоторых случаях болевые ощущения быстро проходили и сменялись картинами, похожими на истерические сумеречные состояния.

Атипичные диссоциативные нарушения. Эти расстройства чаще на­блюдались у экс-адептов, практиковавших методы введения себя в транс (длительная медитация с мантрами, подъем энергии кунда-лини). Испытываемые переживания они называли «выходами в бес­сознательное состояние сознания, когда нет ни мыслей, ни чувств». В период пребывания в культовой группе возникающие визуализи­рованные представления, «слышание небесной музыки» адепты счи­тали признаками продвижения в вере. В дальнейшем, в период выхо­да из группы, у них на фоне страха и тревоги отмечались физическая слабость, изнуренность, галлюцинации общего чувства: «правая по­ловина тела в огне — левая холодна, как лед», «потоки воздуха входят в голову и начинают вращаться, двигаться», «во всем теле что-то пол­зает, что-то сводит горло, душит». Многие религии признают тот факт, что длительная сосредоточенность может привести к ряду диссоциа­тивных феноменов, таких как галлюцинации, паралич, и другим на­рушениям со стороны сенсорной сферы [3]. В некоторых случаях гип­ноз может спровоцировать развитие ограниченного, но иногда очень длительного состояния транса. Для экс-адептов особенно характер­ны диссоциативные «плавающие» («floating») состояния, возвраща­ющие их по механизму триггера обратно к культовому образу жизни.

Посттравматическое стрессовое расстройство. Возникает у экс-адептов после разрыва с культовой группой. Соответствует критери­ям МКБ-10 и включает в себя эпизоды повторного переживания трав-мы в виде навязчивых переживаний, реминисценций, снов, кошмаров, возникающих на фоне хронического чувства «оцепене­лости» и эмоциональной притупленности [13]. Особенно характер­ны подавленное настроение, безотчетная тревога, гнев, амнезия или гиперемнезия в отношении травмирующих событий, неустойчивые диссоциативные или деперсонализационные эпизоды, ощущение беспомощности, изменения отношений с другими людьми в виде изо­ляции и отчуждения, недоверия, чувства безнадежности и отчаяния.

Нарушения личности. Синдром зависимости (DDD-синдром). Аб­бревиатуру термина составляют три английских слова — deception — обман, dependency — зависимость и dread — страх. Синдром проявля­ется: 1) в характерной для адептов потере собственной воли и интел­лектуальной критичности к культовому учению, 2) в принятии жиз­ненных решений только после совета и с разрешения старшего по культу, 3) в полной и неадекватной податливости лидеру, 4) в чувстве неудобства или беспомощности в одиночестве из-за чрезмерного стра­ха, 5) в страхе быть покинутым лицом, с которым установлена тес­ная связь. Синдром зависимости является начальным нарушением психики, вслед за которым возможно развитие более тяжелых пси­хических расстройств, вплоть до психозов с агрессивным поведени­ем или суицидальными действиями.

Психозы, ассоциированные с культовой травмой. Для психозов, ассоциированых с культовой травмой, характерен индуцированный ха­рактер. В отличие от определения индуцированного психотического расстройства, ограничивающего развитие психоза рамками семьи, квазирелигиозные идеи, нередко принимающие форму бреда, инду­цируются в процессе религиозных проповедей, литургий, обрядов. Ю.И.Полищуком, наблюдавшим адептов ряда деструктивных куль­тов, выделены синдром сверхценных психогенных идей религиозно­го содержания, индуцированный религиозный сверхценный бред, индуцированный религиозный паранойяльный бред, малопрогреди-ентная шизофрения со сверхценными, паранойяльными расстрой­ствами, аффективно-бредовые психозы с псевдорелигиозным бре­дом в рамках рекуррентной и шубообразной шизофрении. Как

указывает Ф.В.Кондратьев, при диагностике подобных религиозных психозов становятся диагностически нейтральными такие класси­ческие свойства бредовых идей, как их несоответствие действитель­ности, противоречие свидетельству чувств и рассудку, результатам проверки и доказательств. При диагностике целесообразно делать акцент не на абсурдности фабулы, а на других признаках, указыва­ющих на особенности возникновения этих идей, и их сопряженнос­ти с другими психопатологическими феноменами.

7.3. Проблемы оказания психиатрической помощи адептам деструктивных культов

В исследованиях, проведенных Ф.В.Кондратьевым, установлено, что наибольшей подверженностью прозелитизму новых культов от­личаются лица, имеющие психотравмирующие проблемы, находя­щиеся в постстрессовом состоянии, в состоянии декомпенсации, с латентной психопатологией [4]. Если устанавливается факт добро­вольного присоединения к культовому образованию и у адепта не отмечается каких-либо психопатологических расстройств, то какое-либо психиатрическое вмешательство недопустимо при всей ненор­мативности нового поведения адепта. Согласно Законодательству РФ в области психиатрии, психиатрическая помощь может оказывать­ся при согласии адепта (экс-культиста) на лечение. При возникно­вении в период пребывания в секте психотических состояний, пред­ставляющих опасность для самого адепта и для окружающих, или если фиксируется состояние, при котором неоказание психиатри­ческой помощи ведет к дальнейшему утяжелению заболевания, при­нимается решение о недобровольной госпитализации. Особые труд­ности представляет психологическое консультирование экс-адептов в период выхода из культа. Здесь особый интерес представляет Вел-лспрингская программа лечения [23].

Цель Веллспрингской программы заключается в оказании помощи бывшим членам культа в возвращении к нормальной жиз­ни, свободной от вредоносных влияний их культового опыта (фаль­шивое чувство вины, депрессия, тревога, страх, смущение, гнев). Сердцевина Веллспрингской программы состоит из психологичес­кого консультирования и учебных занятий по культовой динамике и спорным религиозным и духовным вопросам. К каждому инди­виду относятся как к человеку с уникальной комбинацией потреб­ностей и характерных черт, включая слабые и сильные стороны.

Отличительной чертой программы является отказ от приобщения экс-культиста к какой-либо иной (традиционной) религии, если он сам того не желает. Занятия сочетаются с отдыхом, чтобы дать человеку шанс оправиться от изнурительного оцепенения культо­вой жизни и обеспечить построение реальной модели посткульто­вого жизненного опыта.


Секта начинается с рекламы, с распространения удивительной информации о чудесных и эффективных результатах для тех, кто поверил и научился. Это то, чего никак не может достичь ортодоксальная наука и медицина, а вот здесь - пожалуйста. Как правило результаты обещаются достаточно быстро достижимыми. Никогда нет исчерпывающей информации и важные особенности узнаются уже во время "занятий". Это планируется таким образом, чтобы постепенно и максимально вовлекать интерес. Так, самое главное и крутое, оказывается, будет не сейчас, а на следящей ступени и т.п. Потому, что все это не бесплатно и главная задача руководителей - выжать как можно больше денег. При этом заполучить веру и признание настолько, чтобы молва привлекала все больше людей.
Людям внушается мировоззрение или его отдельные элементы, кардинально отличающееся от доминирующего в культуре общества и ставится задача полностью принять его, т.е. создав предпосылки для конфликта во всех случаях нестыковки с действительностью.
Хаббард создал свою религию именно с целью обогащения и получения власти, чего вполне успешно достиг. Бронников и Норбеков занимаются совершенно тем же и практически, теми же средствами, главный из которых - намеренных обман и подтасовка "удивительных" результатов с помощью известных рекламных методов.

В статье Мистика и социальная активность показано, что вред, наносимый активным внедрением мистики в сознание в виде сектоподобных семинаров и тренингов - несоизмеримо превышает вред просто от мошенничества (предложение за деньги того, что на самом деле не выполняется), этот вред многоплановый (как индивидуальный, так и социальный), имеет неспецифическую часть (общую для всех видов сектоподобных семинаров) и специфическую (особенности конкретной преподаваемой догмы). Определны признаки сектоподобных семинаров и тренингов (сжато и без обосновывающих ссылок):

1. Это коллективные или индивидуальные занятия, куда привлекают людей заманчивыми для них посулами (явно обещаемыми или скрытыми завуалированно, намеками, предполагающими предварительное ознакомление популярной эзотерической литературой, фильмами, вроде "Секрет" и "Вниз по кроличьей норе", ознакомительными бесплатными семинарами, передачей устных сведений от адептов, друзей, просто знакомых, общением на эзотерических форумах и т.п. см. Мистическое влияние в современном обществе).
... Ощущение чуда, относительно легкого избавления от проблем, приобретения особых возможностей и даже "высокодуховное" оправдание выходящих за пределы нравственности культуры поступков - обычные посулы, мотивирующие людей посещать семинары. Как правило, объявляется о том, что человек постигает нечто более высокосовершенное по отношению к "обычным" людям, становится в этом выше "обычной" морали.
...

2. Обязательное условие таких семинаров - требование безусловной веры учителю, без сомнений и раздумий. Иногда это маскируется декларированием плюрализма мнений, поощряется скептицизм, самопознание и т.д. но как только вопросы доходит до главного - сути Идеи, под теми или иными причинами людям отказывают в праве иметь мнение на этот вопрос, отличное от того, что говорит учитель.

3. "Привязывание" к Идее до полной зависимости от нее и, главное, от ее апологетов (зомбирование), осуществляемое в несколько этапов.
Предварительное "случайное" знакомство с тем, что на первый (не подготовленный) взгляд кажется чудом, но преподносится так, что возникают мысли: "а вдруг на самом деле это - так". Эффект сильно зависит от возраста, точнее, - от стадии индивидуального развития психики, неискушенности, наивности. Обычно в детстве сказки заранее преподносятся - как нечто хоть и красиво-заманчивое, но не существующее. Но когда сразу делается авторитарнный контекст - "это - правда", то сказка часто воспринимается как реальность. Если "сказочный" возраст миновал и вдруг происходит столкновение с авторитарным "это - правда", то сначала, в норме у большинства, возникают сомнения, но так же возникает и мысль: "а вдруг", мотивирующая на большее погружение в это.
При первых посещениях семинара у организатора - задача: усилить убедительность, желательность ощущения соприкосновения с чудом, что в условиях массовости реализуется легко давно известными методами использования эффектов массового сознания и взаимовлияния. Т.к. человек на первых занятия никогда не получает конечной реализации желаемого, то всеми способами поддерживается убежденность, что все - впереди и нужно записаться на следующие курсы. Внушается мысль, что у многих уже почти получилось, а у тебя - немного похуже процесс, ты не достаточно стараешься, не достаточно веришь. Это мотивирует на посещение все более "углубленных" семинаров.
Происходит становление апологетом и все большее закрепление безусловной веры, навыков самому находить оправдания и принимать за удачу все, что хоть чем-то напоминает желаемое, не замечая досадных промахов, перенимается умение убеждать других пока еще в чем-то сомневающихся.

4. Окончательный переход ментальности личности в субкультуру данного культа, отсечение от общей культуры (отсюда происходит слово "секта") во всем, что в той или иной мере противоречит Идее. Во всех таких конфликтах может наблюдаться активная реакция неприятия, отторжения, противодействия общей культуре или пассивное ограждение себя от нее, замыкание в мирке Идеи. Первое напрямую развивает явления параноидальной шизофрении, а склонность ко второму типу реагирования - к депрессивным состояниям. В любом случае крайними, тяжелыми последствиями являются психозы...
...
В наиболее общем виде вред от активного мистического влияния на психику на уровне рассмотрения нейрофизиологических механизмов, рассматривается в статьях Вред медитаций, любой другой Психоделии, философствований, веры и, особенно детализовано - в Психологическая зависимость и порождаемая неадекватность .

Итак, общая, неспецифическая часть активного мистического воздействия (т.е. то, что присуще любому мистическому воздействию) для общества заключается в деформации нормального психического развития человека и отсечение его от доминирующей культуры (см. Стадии психического развития с выделенным там разделом), что сопровождается конфликтами, развалом деловых, семейных и социальных отношений, изоляции в субкультуре, проблемами правового и клинического характера. Антагонистичность и тяжесть последствий зависит как от особенностей отдельных людей, так и специфики конкретной мистической субкультуры. Но в любом случае развивается комплекс сверхзначимой Идеи, отвергается все, что ей противоречит, возникает соответствующие изменения психики в сторону разделения морали "для всех" и, сокровенной - "для Идеи", активное противодействие или пассивное избегание всего, что может попирать Идею, и таким образом это формирует параноидальное отношение. Поэтому изначально эзотерика трактуется самими эзотериками - как тайное знание, как бы не доступное большинству (но при этом именно большинству предлагаемое).

Для того, чтобы продвинуть свои Идеи, необходимо нейтрализовать научные попытки их рассмотрения и научный взгляд на эти вещи. Поэтому наука дискредитируется, объявляется закостеневшей, порочной, не способной понять Истину (одна из сторон деформации представлений культуры и взаимопонимания, см. Личность и социум).
Во всех мистических сектоподобных семинарах и тренингах присутствует этот основной вред и если у проводимых массовых мероприятий есть признаки, перечисленные выше, то такой вред неизбежен.
Косвенными признаками, по которым легко распознать семинары и тренинги, наносящие вред психике и где не будут выполнятся декларированные обещания, следующие:

1. На тренинге основой является мистическая теория (эзотерика, религия, мистическое учение), согласно определению мистики, данному в статье О мистике, ее сути и свойствах. Сам принцип мистических утверждений - в их недоопределенности, не конкретности, обязательному требованию веры, неизбежно приводит к неадекватностям в поведении (не соотвествие ожидаемого и получаемого). Дополнительно основополагающую теорию можно оценить с помощью критериев: Тест: Определение веса ненаучности.
2. На прямые вопросы тех, кто уже посетил семинар о конкретной полученной пользе возникают уклончивые или излишне эйфорические (фанатически окрашенные) ответы, в лучшем случае: "о! мне это очень помогло! это изменило всю мою жизнь! У меня исчезли мои проблемы".
3. Эти семинары не обещают совершенно конкретной пользы или, кроме такой пользы, обещают некие не вполне конкретные, но звучащие заманчиво или интригующе посулы, например: некое совершенствование, возвышение, развитие сверхспособностей, развитие понимания, привлечение удачи, судьбу победителя, позитивное мышление, развитие интеллекта (невозможно развивать интеллект без отработки конкретных навыков чего-то) и т.п.

Наличие даже одного из этих характерных признаков - повод вспомнить про разумный скептицизм.

В качестве иллюстрации предлагается фильм чтобы наглядно прочувствовать то, что такое секта в современном обществе (в фильме "психокульт" - в наиболее изощренном и типичном антураже): Теория лжи (Обмани меня).


Дополнительно:
  • Создатель новой секты рассказал почему закон перед ним бессилен.
  • Доверчивость, уверенность, вера.
  • Десять вопросов навязчивому незнакомцу или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным.
  • Важно, чтобы не озлобилась душа...
  • Наиболее известные преступления деструктивных культов.
  • Психиатрические аспекты деятельности тоталитарных сект.
  • Сектанство в Сибире.
  • Тоталитарные секты как новый криминогенный фактор.
    Подборка про секты: О ТЕХ, КТО ЛЮБИТ ГОСПОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНО


  • Обсуждение Сообщений: 67. Последнее - 03.01.2016г. 20:07:14