Привет, Игорь! Давай попробуем посмотреть в корень, не вставая на позиции ничьих чьих интересов. И без особой патетики
которая явно не помогает видеть.
Вот что я об этом думаю.
Представим стабильное общество, давно не потрясаемое всякими революциями и смутами. По утрам люди приветствуют друг друга именно так, как привыкли, каждый вкладывая свой оттенок, передавая настроение и состояние без лишних слов. Все понимают друг друга потому, что давно отработалась сложнейшая система жестов, мимики, значений реплик и даже бессловесных звуков. Все понимают что означает то или иное действие.
И вдруг появляется чужак. Его приветствия странные и настораживающие. Вообще не понятно, не насмехается ли он? Говорит такое, что вызывает негодование и неприятие потому, что пренебрегает всем тем понятным и разумным, с чем все живут и что составляет их счастье. Ну, ничего, всем, в общем-то не до него, он даже бывает забавен.
Но вдруг выясняется, что некоторые дети переняли не только его странные и раздражающие манеры и больше уже не здороваются по утрам, но говорят и совершают то, что кажется мерзким и опасным. Ужас. Нарастает непонимание, возникают конфликты. Все начинает переворачиваться...
Такая вот картинка для пояснения того, что я имею в виду: общество всегда объединяет общая
культура, обеспечивающая взаимопонимание его членов. Лишить этой
культуры бывает даже хуже, чем лишить языка на котором все говорят потому, что 90% комунникабельности обеспечивается не словесно.
В эту
культуру входит базовая религия или общие религиозные представления (от них не свободен никто, даже атеисты), входят все понимание искусства этого этноса, традиции, язык словесный и несловесный (жесты, звуки, мимика) в пропорции 1:10, иерархия лидерства этого общества от детей до самого влиятельного лидера, в общем все.
Каким образом может появиться нечто чуждое, что дестабилизирует общество, нарушая систему его коммуникабельности и
культуру? Только тогда, когда появляется некто, кто захочет получить от этого общества то, что ему нужно, навязать свои интересы. Это не просто чужак, забредший извне. Если чужак обладает каким-то полезным навыком, ремеслом или хоть чем-то, что оказывается ценным для данного общества, он сможет обменивать это на то, что ему нужно для жизни. Он образует локальный анклав, который никак не мешает обществу и даже постепенно, сам все больше впитывает окружающую
культуру, становясь все понятнее.
Но в любом обществе большая часть членов не занимается производством ценностей, а перераспределяет эти ценности. Эти люди могут получить свое, только каким-то образом взяв чужое. Почти всегда предлагая не истинные, а не нужные обществу, ложные ценности и убеждая в их нужности. Это необходимо делать не открыто, чтобы не было похоже на ограбление. Для этого нужно увлечь некоторую часть людей своими достаточно заманчивыми посулами.
В этом, так или иначе, есть то общее, что объединяет всех политиков или религиозных деятелей. То, что в результате привнесения в общество новых заманчивых идей происходит его дестабилизаций - неизбежно. И так же неизбежны все сопутствующие конфликты и беды.
Вполне возможно, что идея и в самом деле, в конечном счете, окажется прогрессивной для этого общества. Но это, чаще всего, дело слепого случая и никак не зависит от того, кто их культивирует потому, что никто не способен предсказать во что выльется то или иное начинание.
Чаще же всего, те, кто активно внедряет в общество свои идеи, заведомо понимают, что это - обман с единственной целью - получить ему необходимое. Или не всегда понимают. Не имеет значения. Важно то, что во всех таких случаях происходит дестабилизация общества и его беды.
Должно ли общество как-то противостоять этому? Вопрос так вообще не может стоять. Общество всегда так или иначе противостоит. Или противостоят его лидеры, которые пытаются сохранить те условия стабильности, при которых их влияние (власть) возможно. Начинается политическая или религиозная война, опять же порождая беды общества. И первопричиной этих бед являются не лидеры, борющиеся против разделяющего общества, а те, кто это общество разделяет - сектанты, в самом широком
смысле: от политиков, обманывающих своими идеями, или бизнесменов, обманывающих посулами, до религиозных лидеров.
Теперь об отдельных действующих на арене общества лицах.
В плане понимания сущности сект и их деструктивного влияния на общество, порождающего беды, я не могу не согласиться с Дворкиным. Но я не знаю каким образом Дворкин тактически претворяет свои взгляды в жизнь и насколько это не привносит новых бед. Но это уже - конкретика борьбы и в ее тонкости посвящены только сами борющиеся стороны. Судить же со стороны очень трудно. Политика и сопутствующая борьба лидеров - всегда дело скрываемое и темное.
Я так же не знаю, почему конкретно правительство Китая вдруг так не полюбило Фалуньгун. Но уверен, что было место привнесения новых дестабилизирующих общество элементов. Просто за дыхательную гимнастику преследовать не стали бы. Если это "холотропное дыхание", вызывающее гипоксию мозга и галлюцинации точно по тому же механизму понижения порога возбуждения
нейронных сетей, что и наркотик ЛСД, то понятно почему с этим борются. Что-то точно есть такое, что мешает лидерам правительства Китая оставаться безучастными.
Я не хочу сказать, что общество должно застыть в своем
культурном развитии и никак более не изменяться. Напротив. Общество, вообще-то, само имеет множество механизмов не оставаться застывшим, связанным с постоянным развитием производства жизненных благ, улучшением жизни и т.п. Но и привнесение со стороны может быть не во зло и не вызывать конфликты, если это действительно предложение ценностей, а не обманчивых идей.
Я за то, чтобы каждый человек хорошо понимал, что может стоять за теми или иными посулами и сам делал свой выбор, без принуждения и обмана, и не рвя в ослеплении связи со своими близкими ради этих посулов. Ведь именно через близких и доверенных (доверенные не только люди, но и все, что было авторитетом) и осуществляется непосредственно вся связь членов общества.