Слово "интеллект" (латинское - intellectus, intelegere - чувствовать, понимать) введено усилиями эмпирических психологов и в русском языке стало распространяться в начале девятнадцатого века. Наблюдения за психикой, в том числе и собственной, делали очевидным существовании некоего потенциала понимания и того, что разные люди проявляют довольно значительные различия в этом потенциале. Проще всего было объяснить это тем, что у разных людей - разный уровень интеллекта, а не то, что разные люди нарабатывают навыки понимания в какой-то своей индивидуальной специфике и если кто-то хорош в одной области, то другой, возможно, совершенно в иной. Слишком заманчиво было начать классифицировать людей по некоему количественному качеству интеллекта или по IQ, определяя кто из них более умный и, тем самым, предсказывая его успешность на той или иной работе. Был выработать тест с заданиями, требующими все более высокого уровня понимания.
До сегодняшнего дня тест на IQ сохранил этот принцип определения уровня понимания и, соответственно, качество представлений психологов о том, что такое интеллект, хотя и сегодня для многих механизмы, определяющие наблюдаемое проявление понимания являются "черным ящиком" и, значит, нет достаточно корректно определения, что же такое интеллект.
В последнее время этологи публикуют все больше работ, показывающих, что во многих спецификах понимания и наработанных навыков действия, непосредственно требующих понимания, высшие животные превышают людей. Так, обезьяны демонстрируют несопоставимо большую внимательность и оперативность в тестах на память, удерживая смысл изображенного в памяти при пропадании объекта восприятия. Вообще в условиях специфика своего существования животные приспосабливаются лучше людей, например, волки к жизни в лесу, - настолько лучше, что даже сравнивать трудно. Это доказывает, что интеллект не присущих вообще психике, а относится только к определенным адаптивным ее элементам. Причем, можно даже разделить интеллект восприятия и интеллект действия, придав им количественные характеристики, не имеющие ничего общего с психологическими IQ-тестами. Так, для понимания смысла, воспринимаемого в одних и тех же условиях (смысл всегда зависит от контекста) опытным особям нужно некоторое минимальное количество значимых признаков восприятия. Т.е. их интеллект обратно пропорционален числу значимых признаков восприятия, по которым будет уверенно распознан смысл явления. То же самое - с интеллектом действия: опытный рабочий совершает минимум необходимых действий, а новичок - максимум бесполезных.
Вообще проблема интеллекта вырождается в давно существующую в психологии "проблему понимания" и сегодня ясно, что суть механизмов понимания - в формировании интерпретирующих моделей понимания действительности с приданием им произвольно оцениваемого смысла (в отличие от значимостей, ассоциированных с отдельными признаками восприятия и действия).