Это азиатская форма Человека прямоходящего, многочисленные находки которой сделаны в пещере Чжоукоудянь около Пекина. Судя по обилию материалов, древние люди обитали в пещере в течение сотен тысяч лет. Интересно, что черепа в верхних слоях пещеры прогрессивней, чем в нижних: здесь происходила локальная эволюция. Синантропы – вероятные предки азиатского Гейдельбергского человека.
Далеко не сразу человек стал таким, каким он есть сейчас, в наше время. Как можно больше узнать о разных этапах развития homo sapiens, его образе жизни и быта помогут ископаемые свидетельства, бережливо спрятанные матушкой Землей до момента случайного обнаружения. Именно таким путём в 20-х годах прошлого столетия, для науки был открыт синантроп (рис. 1), останки которого обрели относительный покой в Нижней пещере местности Чжоукоудянь, что недалеко от Пекина. О территориальной принадлежности результативных поисков говорит название, вошедшее в современную классификацию, как Homo erectus pekinensis или Sinanthropus pekinensis, что в переводе с латинского значит «пекинский человек».
Данному виду представителей рода человеческого довелось жить на нашей планете за 680-780 тыс. лет до нашего времени, что как раз приходится на последний период миндельского оледенения и начало миндель-рисского межледниковья. Чтобы выжить в жесточайших условиях, не замёрзнуть и найти источники пополнения жизненных сил, первобытному человеку не оставалось ничего иного, как дополнить привычный рацион из растительной пищи мясом различных животных. Беззащитный перед природой, синантроп едва достигал 1.55 – 1.6 м. в высоту и был намного слабее не только хищных, но и целого ряда травоядных зверей.
В поисках ответа на вопрос: как выживал синантроп в сложных условиях?, нельзя не сделать вывод, что выдержать жёсткие испытания ледниковым периодом, возможно только при умении добывать и поддерживать огонь, необходимый для согревания и преобразования доступных продуктов питания в максимально пригодные для усвоения организмом. О правдивости вышесказанного свидетельствует 6-метровый шар золы, трубчатых костей и черепов животных. Для совершения тех или иных действий, человек вынужден был пользоваться орудиями труда из камня, костей и рогов, что в изобилии и завидном разнообразии было обнаружено во время раскопок.
Рис. 2 – Орудия труда синантропа
Из боле 100 тыс. орудий синантропа, найденных в Китае, следует упомянуть чопперы, представляющие собой заострённую гальку, дисковидные нуклеосы, рубила, отщепы и прочие образцы древнего быта. Чаще всего, материалом для изготовления служил кварц, песчаник и роговик. О процессе совершенствования примитивных орудий труда синантропа можно судить по слоям исследуемой почвы: от более грубых и древних - снизу, к уменьшенным размерам из верхних слоёв, где песчаник всё больше уступает место изделиям из кварца и кремня.
Путь к историческим реликвиям был указан камнедобытчиками, направившими учёных к холму драконьих костей, как испокон веков называли то место древних захоронений в пещере местности Чжоукоудянь. О том, что всё здесь имеет непосредственное отношение к первобытному человеку, учёные смогли понять по россыпям кварца, происходящего совсем с другого места. Дело оставалось только за поисками.
С момента первых находок и заключений исследовательских лабораторий Швеции, США и Китая, можно было уверенно констатировать первый в истории факт наличия ископаемых останков первобытного человека, как в Китае, так и вообще в Азии. Привычная миру история человеческой цивилизации была полностью перевёрнута обнаружением фрагментов черепов, челюстей, зубов и нижних конечностей. Учёным удалось доказать, что найденные в пещере Коцетанг человеческие останки принадлежат не менее, чем 60 особям разных возрастов, как мужского, так и женского пола.
Для получения палеонтологических выводов, учёные ориентировались на особенности черепной крышки, челюстей, коренных зубов и костей скелета, сочетающих, как человеческие, так и обезьяньи признаки, но с характерными указаниями на прямохождение. На таком основании можно было сделать вывод, что синантроп является полуобезьяной-получеловеком, по развитию вставшем на целую ступень выше в сравнении с питекантропом. Значит – обнаружено ещё одно звено в эволюции человеческого рода? Об этом свидетельствует больший объём мозга, высокий лоб и свод черепа. В случае с синантропом, прослеживается заметное сходство с современным человеком (мозг синантропа - 950-1150 мл; у человека разумного – 1425 мл; у Шимпанзе – 400 мл). Основное отличие древнего человека заключается в крепости и размерах зубов, толщине костей черепа и мощности саггитального гребня.
Рис. 3 – Череп синантропа
Судя по свидетельствам, обнаруженным в пещере, образ жизни синантропа заключался в собирании еды и охоте на животных. Трофеями раскопок являются образцы полыни, осоки, злаковых растений, а также липы, ольхи, берёзы, ивы, сосны и ели. Здесь же найдены кости 96 видов млекопитающих. Помимо волков, медведей, гиен, тигров, слонов, носорогов, кабанов и баранов, половина животных, с которыми приходилось иметь дело синантропу, относится к вымершим видам (саблезубые тигры, гигантские верблюды, древние слоны и др.). К основе рациона данного рода людей, следует отнести 2 вида оленей, не доживших до наших дней. По скромным подсчётам, 70% найденных костей принадлежат именно этим животным, что составляет от 2 до 3 тысяч особей.
Рис. 4 – Образ жизни синатропа
В суждениях об особенностях жизни синантропа, имеются подтверждения ещё одной, пугающей современного человека версии. По наличию в пещере 15 фрагментов человеческих черепов, большого количества зубов, 11 челюстей и некоторых костей из скелета, можно предположить, что данный вид людей не находил ничего предосудительного в поедании себе подобных. Подтверждению этой теории служат и повреждения на черепах, нанесённые с применением тяжёлых каменных орудий, ещё при жизни. К свидетельствам подобного рода также следует отнести обугленность человеческих костей.
Судя по величине левого полушария, отвечающего за правую сторону тела и двигательные системы организма, следует сделать вывод, что синантроп был правшой. А увеличивающееся разнообразие каменных орудий со следами искусственной обработки, говорит о способности вести более сложную трудовую деятельность. Помимо навыков обустраивать жильё в пещерах, люди того времени не прочь были попытать счастья в попытках строительства наземных сооружений. Используя брёвна и ветви, для сбережения тепла покрытые мхом и шкурами, им удавалось достичь размеров жилища в 15 метров длины и 6 ширины.
В поисках лучших условий для жизни, синантропы могли кочевать с места на место, чаще всего, отдавая предпочтение поселению на берегах озёр и рек. В любом случае, во внимание принималось не только удобство охоты и рыбной ловли, но и безопасность соседства с хищными животными и враждебными племенами. Оказаться в выигрышном положении перед иными обитателями планеты, синантропу помогает умение пользоваться огнём, как и некоторые навыки владения мелкой моторикой и звуковой речью.
Чтобы не замёрзнуть при необходимости удаления от сравнительно тёплых пещер, синантроп вынужден был мудрить над созданием одежды и обуви из шкур убитых животных. Неизвестно, с чем связаны представления о мироустройстве этих людей: с желаниями обеспечить себе хоть минимальный комфорт, или с интуитивной потребностью защитить себя и близких от болезней, но все останки съеденных животных и умерших сородичей, зачастую не доживающих до 15 лет, и никогда не перешагивающих рубеж 35, складывались в глубокую яму и обильно посыпались порошком железной руды.
Конечно, данный предок нынешнего человечества был не очень красив (низкий и узкий лоб, выраженные надбровные дуги, маленький, скошенный подбородок и уплощенный затылок). Но даже примитивная внешность не мешает сделать вывод, что синантроп является представителем homo sapiens, по уровню развития намного превосходящим не только обезьян, но и питекантропа. В подтверждение вышесказанному, следует вспомнить о строении черепа, свидетельствующего о задатках ассоциативного мышления и речи.
К великому сожалению, все найденные в пещере окаменелые останки, кроме двух зубов, затерялись во время Второй мировой войны. Современным учёным только и остаётся, что полагаться на сохранившиеся копии и описания исследователей того времени (Йохана Гуннара Андерсона, Уолтера В. Грейнджера, Дэвидсона Блека и др.).