Орангутаны обитают в лесах Юго-Восточной Азии: на островах Калимантан и Суматра. Это крупные обезьяны, достигающие роста до 160 см. Телосложение неуклюжее: длинные руки — их размах достигает трёх метров — могучие, толстые, с коротким первым пальцем, большой живот. Волосяной покров редкий, но длинный. Цвет шерсти красновато-рыжий. Кисти и стопы орангутанов приспособлены исключительно к древесному образу жизни. Эти обезьяны не «летают», подобно гиббонам, а лазают и ходят по ветвям, причем делают это медленно и осторожно. Живут на высоких деревьях, где и размещают свои гнёзда-постели на ночь. На землю спускаются редко, ходят на четырёх конечностях с опорой на фаланги пальцев рук. Слово «орангутан» малайского происхождения, составлено из двух слов, означающих «человек лесной». Добавление буквы «г» в конце резко искажает смысл, означая уже «человек должник». Никому этот замечательный антропоид ничего не должен.
Орангутаны относятся к роду древесных человекообразных обезьян, выделяясь среди прочих приматов более высоким уровнем развития. Зачастую орангутанов путают с его африканским двойником – другой высокоразвитой человекообразной обезьяной –
В габаритах орангутаны проигрывают гориллам. Но это не самое их главное отличие. Нет другого животного на Земле, которое было бы так не похоже на животное и так напоминало человека. У него ногти, а не когти, удивительно умные глаза, отличная мимика, маленькие «человеческие» ушки и большой, развитый мозг.
В позе прямоходящего homo sapiens орангутан едва достигает 150 см, но при этом является тяжеловесом – может весить 150 кг и больше. Все дело в пропорциях тела. У орангутана короткие ноги и массивное квадратное туловище с толстым животом. Руки же очень длинные – и по сравнению с телом, и с ногами. Сильные, мускулистые, они помогают орангутану легко, и даже изящно, «летать» по деревьям.
Это интересно! Длина рук орангутана в размахе значительно превышает рост и достигает 2,5 м. Когда обезьяна в вертикальном положении, её руки свисают ниже колен и доходят до ступней, являясь дополнительной опорой при передвижении по земле.
Ловко цепляться за ветки деревьев орангутану помогает особое строение большого пальца рук, оттопыренного и изогнутого крючком. На ногах большие пальцы тоже противопоставлены остальным и изогнуты, но слабо развиты и от них мало проку. Кривые пальцы передних лап помогают также обезьяне легко срывать плоды с деревьев, но этим их функции и ограничиваются. На более сложные манипуляции такие конечности не способны.
Орангутаны покрыты жесткой шерстью рыжего цвета. Она длинная, но при этом редкая, что не удивительно, учитывая жаркий климат тропических джунглей. Цвет шерсти меняет оттенок с возрастом примата – от ярко-рыжего в молодости, до бурого в старости.
Шерсть распределена по телу орангутана неравномерно – на боках она гуще и реже на груди. Нижняя часть тела и ладони почти голые. У орангутанов ярко выражен половой диморфизм. Их самцы наделены рядом выдающихся признаков: устрашающими клыками, забавной «бородкой» и «надутыми» щеками. Причем, щеки самцов растут по мере их взросления, образуя валик вокруг лица. У самок орангутана нет ни бороды, ни усиков, ни валиков на лице и размеры их значительно меньше, а костяк – тоньше. Обычный их вес не превышает 50 кг.
Большую часть жизни орангутан проводит на деревьях. Исключение составляют крупные приматы-самцы, вес которых становится угрожающим для веток.
Передвигаются эти обезьяны от дерева к дереву, активно задействуя свои длинные и цепкие передние конечности. Целью такой миграции является поиск источника пищи. Если еды наверху достаточно, то орангутан и не подумает спускаться на землю. Соорудит себе подобие гнезда-лежанки из согнутых веток и будет лежать-полеживать, ведя неторопливый и размеренный образ жизни. Даже возникшую жажду эта обезьяна предпочтет утолить при помощи той воды, что найдет наверху, в листьях или дуплах тропических деревьев.
Это интересно! В отличие от других обезьян, орангутаны не прыгают с ветки на ветку, а перебираются от дерева к дереву, цепляясь руками и ногами за гибкие стволы и лианы.
Это очень сильные животные. Существенный собственный вес не мешает им покорять 50-метровые вершины. Причем, интеллекта у них хватает, чтобы максимально облегчить себе задачу. Так, например, для колючего ствола дерева капоко, орангутаны мастерят себе специальные «перчатки» из крупных листьев, которые позволяют им без труда добраться до цели – сладкого древесного сока.
Орангутаны могут общаться при помощи набора звуков. Боль и гнев эта обезьяна выражает, хныкая и плача. Чтобы продемонстрировать угрозу противнику, издает громкое пыхтение и чмоканье. Оглушительный протяжный рев самца означает заявку на территорию и демонстрируется для привлечения внимания самки. Мощь этому реву помогает придать специальный горловой мешок орангутана, который раздувается как шар, извергая хлюпающий звук, переходящий в горловой крик. Слышны такие «вокалы» за километр.
Орангутаны – полигамные одиночки. Что, в целом, не свойственно приматам. Случается, что они живут парой. Но крупные сообщества в одном месте невозможны в виду нехватки пищи для всех, поэтому орангутаны разбредаются на расстояние друг от друга. Самцы при этом тщательно оберегают границы территории, на которой расположен его гарем.
Если на охраняемую территорию забредает чужак, хозяин организует воинственное представление. До «рукоприкладства» дело, как правило, не доходит, но шума при этом много. Соперники начинают трясти деревья и ломать их ветки, сопровождая эти сокрушительные действия не менее сокрушительным ором. Так продолжается до тех пор, пока один из «артистов» не срывает голос и не выбивается из сил.
Орангутаны не умеют плавать. И боятся воды, не любят её, избегая рек и закрываясь от дождя большими листьями как зонтиком.
У орангутана замедленный метаболизм. Это означает, что он может обходиться без пищи несколько дней. Существует версия, что такой уровень метаболизма (на 30% ниже нормы при такой массе тела) вызваны образом жизни приматов и вегетарианским типом их питания.
Орангутаны – миролюбивые создания. Они не склонны к агрессии и обладают спокойным, дружелюбным и даже интеллигентным нравом. При встрече с незнакомцем они предпочитают уйти в сторону и сами никогда не нападают первыми.
Даже при поимке, они не оказывают сильного сопротивления, чем злоупотребляет человек, отлавливая этих животных ради наживы.
Очень долго видовое разнообразие орангутанов ограничивалось двумя подвидами: суматранским и борнейским/калимантанским – по названию индонизийских островов, на которых они проживают. Оба вида между собой очень схожи. Одно время даже существовала версия, что суматранский и калимантанский орангутаны – представители одного вида. Но со временем это мнение было признано ошибочным, нашлись различия.
Это интересно! Считается, что калимантанский орангутан крупнее суматранского, а суматранский более редкий. На его острове водятся тигры и он предпочитает держаться от них подальше, редко спускаясь на землю. Калимантанский, не имея подобных хищников поблизости, чаще покидает дерево.
В конце прошлого столетия в видовом ряду орангутанов произошло пополнение. Был открыт новый вид — на Суматре, в районе Тапанули. Тапануильский стал третьим видом орангутанов и седьмым среди крупных человекообразных обезьян.
Ученые установили, что приматы популяции Тапанули, не смотря на то, что обитают на одном острове с суматранскими, по строению ДНК ближе к калимантанским. От суматранских родственников они отличаются и рационом питания, и вьющейся шерстью, и более высоким голосом. Строение черепа и челюстей у тапануильского орангутана также отличное от кузенов – черепная коробка меньше, а клыки шире.
Средняя продолжительность жизни орангутанов в естественных условиях– 35-40 лет, в неволе – 50 и выше. Их считают чемпионами по долголетию среди приматов (не считая человека). Известны случаи, когда орангутан доживал до 65 лет.
Ареал очень ограниченный – два острова в Индонезии – Борнео и Суматра. Покрытые густыми тропическими лесами и горами, они, на сегодняшний день, являются единственным домом для всех трех видов орангутанов. В качестве мест обитания эти крупные человекообразные выбирают болотистые низменности, богатые лесной растительностью.
Орангутаны – убежденные вегетарианцы. Основу их пищевого рациона составляют: фрукты (манго, сливы, бананы, инжир, плоды дуриана), орехи, побеги, листья, кора растений, коренья, сок, мёд, цветы и иногда насекомые, улитки, яйца птиц.
В природе у орангутанов, практически, нет врагов. Исключение составляет лишь суматранский тигр. Но на острове Борнео нет и его, так что местный вид орангутанов обитает в относительной безопасности.
Наибольшую угрозу для этих миролюлюбивых человекообразных представляют браконьеры и неумеренная хозяйственная деятельность человека, приводящая к сужению и без того ограниченного ареала обитания редких животных.
У орангутана нет четкого сезона или периода для размножения. Они могут спариваться, когда захотят. И это хорошо для размножения, но не дает ощутимого прибавления популяции. Дело в том, что самки орангутана – трепетные мамы, долго кормящие своих детенышей и, буквально, не выпускающие их из рук. Поэтому за свою жизнь одна самка, при удачном ходе событий, успевает воспитать не более 6 детенышей. Это очень мало.
Беременность самки длится 8 с половиной месяцев. На свет появляется один малыш, реже два. Обычный вес детеныша орангутана – около 2 кг. Он будет ездить на маме, крепко цепляясь за ее шкуру, первое время, особенно, пока находится на грудном вскармливании. А материнское молоко в его рационе будет до трех лет! И потом еще пару лет он будет держаться около матери, стараясь не упускать ее из вида. Только в 6-летнем возрасте орангутаны начинают самостоятельную жизнь, а половозрелыми становятся, как люди, лишь к 10-15 годам.
Орангутаны находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу. Так, численность суматранского и тапануильского видов уже объявлена критической. Калимантанский вид находится в опасности.
Важно! В настоящее время калимантанских орангутанов насчитывается около 60 тыс. особей, суматранских – 15 тыс, а тапануильских – меньше 800 особей.
Тому есть 3 причины: