Гигантопитеки – самые большие в истории приматы. Они отделились от «человеческой» ветви около девяти миллионов лет назад, а вымерли лишь около 100 тысяч лет назад, почти миллион лет просуществовав бок о бок с нашими предками. Челюсти и зубы гигантопитеков были порой в два раза больше, чем у современных горилл, так что размеры черепа и тела должны были быть просто огромными. Рост в три, а то и четыре метра – вполне достоверная для них величина.
Вероятно, в немалой степени питекантропы ответственны за вымирание большинства поздних азиатских человекообразных, в том числе нескольких видов и подвидов орангутанов, гигантопитеков, позднейших люфенгпитеков (в Лунгупо в южном Китае датировка люфенгпитека 1,9 млн.л.н., тогда как большинство представителей этого рода вымерло около 7 млн.л.н.) и таких малоизвестных существ, как лангсония (известная из единственной пещеры Там Хуен во Вьетнаме с датировкой 475 тыс.л.н.).
Близок к рамапитековым самый большой в истории примат Gigantopithecus из Южной и Юго-Восточной Азии – Южного Китая, Вьетнама, Таиланда, Пакистана и Индии. Гигантопитеки ответвились около 9 млн. лет назад от рамапитековых приматов, а вымерли лишь около 100 тыс. лет назад, не менее 900 тысяч лет просуществовав бок о бок с питекантропами и их потомками. Гигантопитеки известны почти исключительно по зубам, которых, впрочем, обнаружено уже несколько тысяч. Кроме зубов, найдено несколько обломков нижних челюстей и одна бедренная кость. Челюсти и зубы гигантопитеков были в полтора-два раза больше, чем у современных горилл, так что размеры черепа и тела должны были быть просто огромными.
Конечно, не факт, что пропорции челюстей и тела у гигантопитеков были такими же, как у горилл, но рост в два-три, а то и четыре метра – вполне достоверная для них величина. Не только коренные и предкоренные зубы гигантопитеков, но и их клыки служили для перетирания растений. Очевидно, гигантопитеки были огромными и специализированно-растительноядными приматами, в своём роде азиатским аналогом гориллы, но ушедшим гораздо дальше по пути специализации.
Примечательно, что останки гигантопитеков иногда встречаются в одних слоях с останками древних людей. Впрочем, не менее часто они обнаруживаются в слоях, не содержащих признаков присутствия человека. В этом случае внимание привлекает тот факт, что пещеры с этими слоями иногда расположены на весьма труднодоступных склонах крайне крутых гор, но, тем не менее, в пещерных отложениях найдены многочисленные кости копытных животных, которые явно не забрались туда сами. Логичным выглядит предположение о том, что гигантопитеки могли охотиться на разных зверей. Более того, иногда в тех же слоях обнаруживаются огромные каменные орудия труда. В руке их держать неудобно, а размеры руки у питекантропов и прочих древних людей были не больше, а то и меньше наших. Не орудия ли это гигантопитеков?
Хотя остатки черепной коробки гигантопитеков доселе не попали в руки антропологов, по размерам челюстей можно предположить, что объём мозга у этих обезьян должен был быть заметно больше, чем у гориллы. А ведь максимальный размер мозга гориллы превосходит минимальный нормальный размер мозга человека! Стало быть, у гигантопитеков средний размер мозга должен быть примерно в пределах значений питекантропов. Это, конечно, не гарантирует большого интеллекта (особенно с учётом грандиозных размеров тела), но всё же размер имеет значение! Не исключено, что гигантопитеки – очередной нереализовавшийся путь гоминизации. Препятствием для их "параочеловечивания" явилась, видимо, специализация к растительноядности (что следует из строения зубов и несмотря на вышеприведённые свидетельства периодического потребления мяса) и гигантские размеры тела. У столь огромного зверя не может быть природных врагов. А безопасность расслабляет, не даёт стимулов для развития интеллекта.
Неспроста гориллы при большем мозге никогда не используют орудий труда, тогда как гораздо более мелкие шимпанзе делают это довольно часто. Та же самая "расслабленность" и "врождённое чувство безопасности", наверняка присущие гигантопитекам как одним из самых могучих зверей своего времени, привели их к вымиранию. Древние люди, заселив Южную Азию, не могли не оценить гигантопитеков как добычу, хотя, конечно, трудности охоты на них наверняка были весьма велики. Но люди к тому времени уже были отличными охотниками, так что гигантопитеки, вероятно, пали жертвой гастрономических вкусов питекантропов и их потомков. Конечно, не исключено, что и климатические причины сыграли заметную роль, но климат в Южной Азии за последние сотни тысяч лет менялся, кажется, не столь принципиально, чтобы это привело к вымиранию гигантопитеков. Впрочем, совпадение по времени сокращения в численности гигантопитеков в Азии и вымирания массивных австралопитеков в Африке – около 0,9-1 миллиона лет назад – не может не насторожить. Вероятно, осушение климата, смена преобладающей растительности и усилившаяся конкуренция с копытными и грызунами фатально сказались на благополучии крупных человекообразных.
Можно также упомянуть, что некоторые криптозоологи склонны считать, что гигантопитеки вовсе не вымерли, а существуют поныне в труднодоступных районах планеты в виде "снежных людей"...