Aliza
Когда буддист, целитель или маг говорят о реинкарнациях – это воспринимается окружающими как нечто само собой разумеющееся. Совсем другое дело, если серьезный ученый рискует открыто заявить о необычных
К числу тех, кто не побоялся уйти в своих научных изысканиях дальше общепринятых рамок, относятся работы известного психиатра Яна Стивенсона. Этот исследователь был главой отделения неврологии и психиатрии в медицинском колледже Университета Вирджинии, затем стал профессором психиатрии при отделении бихевиоральной медицины и психиатрии Карлсоновского университета. В этом же университете позднее он был назначен директором программы по изучению личности.
Уже в начале своей научной карьеры он разочаровался как во фрейдистском психоанализе (где в исходных положениях – бессознательные психические процессы и мотивации, а также вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений и травмирующих переживаний), так и в бихевиоризме (в основе не сознание, а поведение как совокупность реакций на воздействия внешней среды). Стивенсон пошел против этих общепризнанных теорий, причем, в то время, когда они считались в науке базовыми! Он стал изучать другие концепции развития личности, и это привело его к парапсихологии – области науки, ищущей объективные доказательства необычных возможностей человека (например, телепатии), а также свидетельства жизни после смерти и других необычных явлений.
Изучая психологическую литературу, доктор Стивенсон натолкнулся на разрозненные сведения о воспоминаниях прошлой жизни. Заинтересовавшись, он обнаружил несколько десятков подобных сообщений в прессе. Начав анализировать и сопоставлять эти случаи, ученый обнаружил в них общие черты, что побудило его провести собственный поиск – первое, по сути, серьезное научное исследование в этой области.
Несмотря на изначальный скептицизм, Стивенсон столкнулся с сотнями похожих ситуаций, объяснить которые могла только теория реинкарнации. Поэтому он продолжил изыскания, несмотря на риск быть совсем отвергнутым сообществом традиционно мыслящих коллег-врачей, которые неоднократно поднимали ученого на смех.
Блестящим новаторством исследователя считают тот факт, что он обратился к маленьким детям за получением доказательств перевоплощений. Дело в том, что убедить научное сообщество в подлинности воспоминаний взрослых людей практически невозможно – их рассказы, по мнению скептиков, могут быть заимствованы из книг, телевидения и других средств информации. Память же ребенка чиста от жизненного опыта.
В 1961 г. Ян Стивенсон приехал в Индию, где быстро стало известно, что американский профессор собирает данные о прошлых жизнях. К нему начали приходить люди, и в течение первых пяти недель в его "багаже" было уже 25 интересных случаев. Через три года их набралось около 400. Ученый посвятил все последующие годы поиску случаев воспоминаний, попутно совершенствуя методы изучения. Вскоре и другие исследователи пошли его путем, подтверждая результаты.
Доктор Стивенсон ограничил поле изысканий только спонтанными воспоминаниями – когда дети вдруг начинали сами, без каких-либо наводящих вопросов говорить о прошлых жизнях. Это исключает вероятность применения гипноза и иных техник, при использовании которых возможно внушение определенных идей.
Начинаются истории тем, что ребенок (обычно 2-3 лет) вдруг начинает настойчиво говорить о своей прошлой жизни, указывая конкретные названия мест, имена и даты. Зачастую малыш описывает детали собственной смерти, нередко насильственной. Причем, как пишет Стивенсон, более чем в половине изученных ситуаций родные стремятся унять эти "видения".
В другом варианте развития событий – люди стараются найти подтверждение таким рассказам. Бывает, слухи доходят до тех, кто был свидетелем жизни, описываемой ребенком. И они пытаются встретиться с крохой, чтобы определить, действительно ли это воплощение их умершего родственника или знакомого. Подчас родители уступают настойчивым просьбам малыша увидеться со своей семьей из прошлой жизни и отвозят в указанное место. Как правило, во время посещения ребенок безошибочно находит дорогу к "своему" дому, называет людей по именам. Он нередко вспоминает такие факты из жизни семьи, о которых не может знать посторонний, – о тайниках, где хранятся ценности, или о тщательно скрываемых семейных конфликтах. Придя в жилье, малыш замечает изменения, случившиеся за время его "отсутствия", спрашивает о вещах и людях, если не обнаруживает их на месте, – в памяти ребенка нет сведений о том, что творилось в семье после смерти "предыдущей личности".
Изучая случай, Стивенсон всегда старался опровергнуть воспоминания ребенка. Ученый каждый раз прилагал усилия, чтобы обнаружить иные пути получения информации, кроме памяти. Он использовал даже методы дознания из судебной практики, проводя "перекрестный допрос" малыша, членов его семьи, родственников "предыдущей личности" и других свидетелей, ища даже малейшие разногласия в их словах. Исследовал каждый факт, который помнит ребенок. Опрашивал жителей данной местности, стремясь получить подробные сведения о непосредственных участниках истории. Затем проверял возможность контакта между этими двумя семьями, даже самого отдаленного.
Доктор Стивенсон стремился избежать даже малейших неточностей. И если ему самому не был известен диалект местных жителей (а он владеет пятью языками), то во время интервью ученый пользовался услугами 2-3 переводчиков. Кроме записей, которые делали у себя в блокнотах исследователи, все беседы записаны на магнитофон и зафиксированы в фотографиях. По каждому случаю собраны все доступные данные, подтверждающие события, рассказанные участниками события. Для поиска несовпадений каждый случай анализировался и с точки зрения хронологии воспоминаний ребенка и рассказов свидетелей его предыдущего воплощения.
Стивенсон не допускал публикации "сырых" фактов, которые могли бы подорвать научную ценность исследования. При изложении случаев он четко указывает возможные погрешности, все "за" и "против" источников информации и полученных данных. Так, в своей книге "20 случаев, свидетельствующих в пользу реинкарнации", доктор Стивенсон приводит историю мальчика 2,5 лет по имени Пармод из Индии. Он говорил, что был владельцем магазина в другом городе, торговавшего газированной водой и бисквитами. Когда родители отвезли ребенка туда, он сразу же привел их к "своему" магазину и показал, как привести в действие аппарат с газированной водой, который специально отключили, чтобы его проверить.
Еще пример. Трехлетняя Сими из Нангала (штат Пенджаб) принялась настаивать на поездке в Сундалнагал, где был ее дом и муж-водитель по имени Мохандала Син. Спустя год дела отца девочки привели семью в город Срапатх близ Сундалнагала. И когда папа узнал о существовании Мохандала Сина, водителя автобуса, решил посетить его вместе с дочерью. Сими сама привела отца к одному из жилищ и радостно закричала: "Папа, это мой дом!" И перечислила имена соседей. Сими удалось встретиться с теми, кто был ее мужем и сыновьями. Она точно помнила все, что происходило в минувшей жизни. Кроме того, малышку отвезли в Пирасбук к 70-летней матери ее "предыдущей личности". Женщина поговорила с ней и подтвердила, что эта трехлетняя девочка – действительно ее перевоплотившаяся дочь. Она устроила проверку, показав девочке носовой платок. Сими сказала: "Мама, из такого же материала ты когда-то сшила мне платье. Я это очень хорошо помню… жаль только, что из-за болезни мне не пришлось его носить". И поскольку воспоминания Сими столь точны, было доказано, что она действительно является перевоплощением той, прошлой личности.
Странная история произошла и с годовалой Сэмюэллой Чалкер из Сакраменто, штат Калифорния. По словам матери, в 6 месяцев девочка начала издавать странные звуки. А когда они впервые приехали в резервацию индейцев в Оклахоме, на отдых, Сэм вновь принялась лопотать. Услышав ее, два старика-индейца были удивлены и ответили крохе теми же звуками – оказалось, это старинный диалект команчей, и носителей языка осталось не более 25 человек. Но и это не самое поразительное. Старики перевели, что Сэм спрашивала о своем сыне Кане и муже – вожде Ноконе. Мама девочки выяснила, что в 1836 г. команчи похитили девочку – Джессику Блейн. Она выросла в племени, вышла замуж за вождя Нокону, родила троих детей. Позднее белые поселенцы отбили ее, но Джессика не смогла приспособиться к другой жизни. В тоске по мужу и детям, она перестала есть и умерла.
В прошлой жизни Сэм была из племени команчей и умерла в 1864 году, предполагает Стивенсон: "Когда смотришь, как едва научившаяся ходить девчушка искусно и вдохновенно исполняет вместе с команчами древний ритуальный танец солнца, всякие сомнения исчезают".
По данным, собранным ученым, чаще всего жизни, о которых вспоминали дети, обрывалась преждевременно. Видимо, люди, естественно умершие в преклонном возрасте, не переносят ярких воспоминаний в новое воплощение. А насильственная смерть оставляет глубокие следы не только в душе, но и на теле реинкарнированного – обычно именно там, куда пришлись смертельные раны, оборвавшие его предыдущую жизнь.
Проведенное Яном Стивенсоном исследование охватывает случаи на разных континентах за несколько десятилетий. Хотя большинство его маленьких пациентов родились в Индии и Шри-Ланке, он наблюдал также детей из Средней Азии, Европы, Африки и обеих Америк. К концу прошлого века в архивах ученого собралось около 3000 случаев такого типа, и чуть больше половины из них считаются доказанными – т. е. воспоминания ребенка о прошлой жизни получили вполне весомое подтверждение.
Доктор Гарольд Лиф, один из коллег Стивенсона, отзывается о нем как о скрупулезном, добросовестном и объективном исследователе. Он считает, что если кто-то и способен открыть правду о реинкарнации, избегая предвзятости, то это Стивенсон. Несмотря на попытки некоторых известных ученых поставить под сомнение часть выводов Стивенсона, результаты его исследований производят колоссальное впечатление.
Критики настаивают, что детское воображение чрезвычайно развито и что детвора любит "притворяться" кем-то другим. К тому же малыши легко поддаются внушению и могут поверить во все, что угодно. Но оппоненты не могут логично объяснить, каким образом эти дети, лишь недавно освоившие свой родной язык, в некоторых случаях могут свободно говорить на иностранном, которому их никто не учил. Более того, подобные "случаи предполагаемой реинкарнации" не столь уж редки, во всяком случае, Стивенсон изучал их с шестидесятых годов на протяжении нескольких десятилетий. Доктор Стивенсон и его коллеги обнаружили, что приблизительно в половине из 3000 зарегистрированных и изученных ими случаев "другие люди", которыми "притворялись" дети, оказывались реально существовавшими личностями, умершими до рождения этих детей.
Само количество случаев, систематизированных и опубликованных доктором Стивенсоном, является весьма весомым доказательством. Суммарная сила приведенных происшествий способна компенсировать с избытком любую погрешность отдельных деталей. Давно устоявшийся принцип научного подхода гласит: совпадение общего рисунка множества случаев является более убедительным доказательством, чем самые надежные данные, полученные из отдельных источников. Если растущее число случаев, полученных другими исследователями, несет тот же рисунок, – доказательство является практически неоспоримым.