Проблема, с которой на сегодня сталкивается система управления транспортными, грузовыми, складскими и аналогичными потоками, заключается прежде всего в значительное увеличении количества людей участвующих в сборе, обработке и передачи данных, то есть занимающихся информационными технологиями. Огромная армия менеджеров, аналитиков и других специалистов организуются лишь для того, что бы принять решение. Но, так как интересы у каждого в этой группе свои, часто несовпадающие между собой, то возникают противоречия, выход из которого на первый взгляд, могло бы быть выработка единого языка, типа Esperanto или единого документа для всей системы, но исторический опыт человечества говорит, что это не реально. А вот выработать единые правила, то есть организовать соответствующую информационную технологию для обмена данными между участниками управления транспортным потоком, это вполне приемлемо. Весь вопрос только в инструменте, который бы позволил работать разным специалистам одновременно, с учетом собственных интересов. Как и любая технология, информационная требует соответствия между способами, методами, методологией ее использования и объектом управления. Начиная с элементарных учетных систем и заканчивая сложными многофакторными системами статистической обработки, проблемы возникали практически только на уровне мощности «железа», то есть мощности процессора, объема памяти и т.д. Сами алгоритмы работы с данными особых изменений не претерпели. И пока количество людей участвующих в управлении информационными технологиями не превышал определенного уровня, своевременность ответной реакции информационных систем удовлетворяла лиц принимающих решение (ЛПР). Но, пришла логистика, которая потребовала от таких систем соответствия изменения и измерения, то есть события, которые происходят, допустим, в транспортном потоке должны быть отслежены, проанализированы, оценены и одобрены ЛПР в приемлемое время. И оказалось, что соответствующих алгоритмов отвечающих этим требованиям, практически нет. То есть, кое-что есть, но стоимость используемых ресурсов необходимых для решения таких задач, не удовлетворял возможности управленцев. Даже появление систем с красивым названием OLAP, к сожалению, положения в управлении информационными потоками существенно не изменил. Ошибка, которую делают проектировщики таких систем, заключается в том, что они пытаются превратить «живую» динамичную систему в жестко фиксированную систему объектов и их отношений, часто не понимая, что один и тот же объект для различных управленцев (отправитель груза, таможенник, экспедитор, заказчик) транспортного потока будет иметь разные свойства и характеристики. А это значит, что информационная система отражающая ситуации в транспортном потоке должна быть прежде всего динамичной и предоставлять данные и их обработку в соответствии виденья управленцев, отсюда, требования к информационным технологиям логистика должны быть следующими: - анализировать ситуацию и поведение взаимодействующих элементов системы в реальном масштабе времени; - в динамическом режиме обеспечивать мониторинг и диагностику управленческих процессов; - моделировать реальные действия и события; - прогнозировать и предупреждать критические ситуации. При этом, хочется отметить, что наиболее существенным для ЛПР являются два последних требования. Прогноз – это значит предвидеть будущий результат, а что бы предвидеть, необходимо построить модель. И так, для решения проблемы управления системами различных потоков необходимо учесть интересы всех участников в их виденье на объекты в потоке с оценкой конечного результата. Исходя из этого, при организации информационной технологии нового типа прежде всего откажемся от идеи, что все можно описать и проклассифицировать. Кроме того, определим, что все участники управления потоком общаются только через документы (устный, электронный, бумажный). Документом в данном случае является формализованным средством общения между логистиками и отношением их к объекту управления. При этом количество документов может быть любое, каждый из участников может изменять уже существующие или добавлять новые документы. «Выживаемость» этих документов будет зависеть от всех участников, если документ будут ими востребован он «выживет», в противном случае – нет. Согласованность между документами будет происходить через индивидуальные или групповые определения, то есть будут формироваться динамически словари для каждого из участника. И самое главное, если проследить за работой логистика, то можно обнаружить некий конечный набор действий, совершаемых ими над данными. Этот набор может выразить в общую процедуру: Ситуация – Анализ – Модель (Сценарий) – Прогноз – Ожидание изменения ситуации. Именно разнообразие этих процедур и определяет квалификации логистика и его опыт. Поэтому новая информационная технология должна иметь возможность накапливать эти процедуры и автоматически, и своевременно предлагать логистику наиболее подходящую для конкретной ситуации, то есть обладать некоторым интеллектом. Ниже представлена приблизительная схема работы такой системы. Взаимодействие отдельных служб, обеспечивающих управление транспортным потоком, определяется различным набором документов, которые несут в себе различные данные о состоянии этого транспортного потока. Поэтому мы можем представить любые данные, которыми пользуется логистик, в виде потока документов. Все документы принадлежат к набору доступных хранилищ данных (множественные БД как на бумажных так и на электронных носителях). Из этого потока с определенным периодом или по запросу идентифицируются необходимые документы на предмет появления в них изменений, и по шаблонам подготовленными логистиками создаются локальные, групповые и индивидуальные БД и словари, тем самым формируется представление о ситуациях (анализ), которые происходят в системе транспортного потока. Следующий этап работы логистика заключается в построении логистических цепочек из полученных данных и создании модели конкретной ситуации и ее оценка. Тем самым дается прогноз развития конкретной ситуации. Если прогноз удачен, то последовательность событий и действий записывается в базу процедур (БДП). Чем больше сформированных решений как процедуры, тем большим знанием обладает система логистик + технология, а значит вероятность принятия правильного решения у ЛПР возрастает. Словарь используемых терминов: Взаимодействие – связь между системами и/или объектами, повлекшая за собой изменения в этих объектах Данные – набор дифференцирующих признаков и их значений об объекте , или внешней среде Знания - вербализированные, субъективно выделенные отношения между явлениями, предметами и процессами Изменение – субъективная оценка приращение или убывания свойств системы Измерение – количественная оценка изменения Интеллект – свойство системы предвидеть будущий результат (моделировать последствия) Информация – свойство системы отражать свои структурные изменения Модель – отражение одной системы в другой Объект – выделенный субъектом элемент или система Отражение - структурное изменение в системе после взаимодействия Процедура – субъективно выделенная последовательность взаимодействий между предметами, явлениями и процессами Связь - субъективно выделенные отношения между предметами, явлениями и процессами Связь внутренняя - субъективно выделенные отношения между элементами системы (или суть формирующая структуру системы) Система – субъективно выделенные предметы, явления и процессы, которые по мнению субъекта объединены для достижения одной цели Структура – вся совокупность внутренних связей в системе Субъект – моделирующая система Элемент – неделимая часть системы |
|