24.03.06 Люди и обезьяны после ссор пользуются похожими приемами, чтобы помириться с недавним противником. По-видимому, человек унаследовал от животных не только агрессивность, но и ее обязательное дополнение – способность улаживать конфликты. Таков один из выводов капитальной монографии российских антропологов «Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека» (под редакцией М.Л. Бутовской), в которой подводится итог многолетнему изучению постконфликтного поведения у человека и обезьян.
Агрессия и примирение: две стороны одной медали.
Когда Конрад Лоренц опубликовал свою знаменитую «Агрессию. » (1966), это вызвало бурный протест со стороны тех, кто привык думать, что поведение человека, каким бы оно ни было, есть продукт культуры, не входящий в сферу компетенции биологов. С тех пор ситуация изменилась, и сегодня мало кто из серьезных специалистов станет отрицать, что агрессивное поведение людей имеет глубокие биологические корни и базируется на древних инстинктах (из чего, впрочем, вовсе не следует «неискоренимость зла» – напротив, знание биологической подоплеки агрессии помогает ее обуздывать и даже обращать во благо). Монография «Агрессия и мирное сосуществование: универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека», вышедшая под редакцией выдающегося антрополога Марины Бутовской, продолжает и развивает идеи Лоренца. Книга показывает, что биологические корни имеются не только у человеческой агрессии, но и у ее обязательного дополнения и антипода – примирения.
Общественный образ жизни дает животным большие преимущества (вместе легче защищаться от хищников, охотиться, воспитывать детей и многое другое), но он же неизбежно порождает конфликты. У членов группы то и дело возникают конфликты интересов: то из-за банана, то из-за самки, то из-за статуса – положения в иерархии доминирования. Возникает дилемма: если всем всегда уступать, останешься без бананов. Если вступать в конфликт – испортишь отношения с соплеменниками. У животных с развитым интеллектом (таких, как обезьяны, прекрасно знающие «в лицо» всех членов своей группы) последнее обстоятельство становится существенным фактором, влияющим на принятие решений. Чтобы сохранить сплоченность коллектива вопреки неизбежным ссорам и стычкам, нужно уметь мириться.
Миротворческий инстинкт?
Общественные животные выработали эффективные способы примирения задолго до появления человека. Для этого используются особые действия, которые можно назвать символическими. У бурых макаков это - объятия и характерные клацающие звуки, у шимпанзе – поцелуи, а, например, бонобо – наиболее «социализированные» из высших обезьян – считают секс наилучшим способом примирения. Еще на «обезьяньем» уровне к улаживанию конфликтов стали привлекаться «незаинтересованные третьи лица» – мирители, которые целенаправленно и эффективно подталкивают враждующие стороны к восстановлению мирных отношений. Такие посредники наблюдались у шимпанзе, бонобо, бурых и тонкинских макаков.
Марина Бутовская и ее коллеги в течение многих лет изучали и сравнивали механизмы примирения у разных обезьян и людей. Большое внимание уделялось наблюдению за детскими коллективами (в детских садах, школах, колониях для несовершеннолетних преступников, воспитательных учреждениях для детей с задержками психического развития и так далее). Анализ и обобщение результатов этих исследований составляют основное содержание книги.
Поскольку в краткой заметке невозможно пересказать все выводы этого солидного труда, ограничимся рядом характерных примеров.
Милые бранятся – только тешатся
Оказалось, что «чем лучше развиты механизмы восстановления отношений после конфликта, тем меньше сомнений возникает у особи относительно развязывания конфликта». Яркий пример дают бурые макаки – животные очень дружелюбные, терпимые и умеющие быстро мириться после ссор – и при этом характеризующиеся высоким уровнем взаимной агрессии. У маленьких детей, как выяснилось, прослеживается та же закономерность: дети чаще ссорятся с теми, с кем легче потом помириться (например, с друзьями).
Часто ссоры (разумеется, с последующим примирением), в конечном счете, не снижают, а повышают сплоченность коллектива. Кстати, порой это справедливо и для отношений между супругами в человеческих семьях!
Умный уступает первым
Кто из участников конфликта становится инициатором примирения? Это зависит от интеллектуального уровня и типа общественного устройства. У видов с деспотическими, «тоталитарными» отношениями (резусы, яванские и японские макаки) мировую предлагает агрессор-победитель. Причина проста: жертва боится приблизиться к нему, чтобы снова не нарваться на грубость. У видов с более демократичным («эгалитарным») устройством коллектива инициатива чаще исходит от жертвы (ведь ей, как более слабой, важнее восстановить добрые отношения с победителем). Однако у обезьян, наиболее близких к человеку по интеллектуальному уровню (шимпанзе и бонобо), несмотря на эгалитарные отношения, инициатором примирения чаще становится агрессор. То же наблюдается и в детских коллективах. И на этот раз дело уже не в том, что жертва боится подойти к обидчику, а в развитии рассудка и способности к сочувствию (эмпатии). Агрессор начинает испытывать чувство вины и старается поскорее «извиниться» за содеянное.
В целом, чем сложнее устроен коллектив, тем эффективнее и разнообразнее механизмы примирения. Лучше всего они развиты у видов с «демократическим» общественным устройством. Выяснилось, что большинство способов мирного урегулирования, используемых человеком, базируются на древних поведенческих механизмах, сложившихся еще у наших далеких предков. Многие стереотипы «примирительного» поведения у человека являются в значительной мере врожденными, о чем свидетельствуют наблюдения за детьми (в том числе совсем маленькими), принадлежащими к разным расам, народам и культурам.