Короткий адрес страницы: fornit.ru/1930
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://www.membrana.ru/lenta/?8890.

Учёные подтвердили знаменитую формулу Эйнштейна


В 2006 году у стен Старого музея (Altes Museum) в Берлине была установлена вот такая своеобразная скульптура (фото mirumir/flickr.com).


Более ста лет прошло с тех пор, как Альберт Эйнштейн вывел свою знаменитую формулу. И вот наконец двенадцать физиков из Франции, Германии и Венгрии смогли подтвердить её при помощи сложных вычислений.

Можно много говорить о том, кто же является "настоящим отцом" знаменитой E=mc2, или если писать совсем уж правильно, то E0=mc2 (где E0энергия покоя тела массой m). Но будем придерживаться классического представления о том, что именно Эйнштейн связал массу и энергию и обобщил её на все физические явления, и поговорим о современном достижении.

Что же смущало учёных все эти годы? Согласно общепринятой модели, протоны и нейтроны (или нуклоны, составляющие атомного ядра) состоят из кварков и связывающих их глюонов. При этом известно, что у глюонов – нулевая масса, а масса кварков составляет лишь 5% массы ядра. Так откуда взялись остальные 95%?

Группа учёных под руководством Лорана Лелуша (Laurent Lellouch) из французского Центра теоретической физики (Centre de physique theorique) всё же смогла с помощью мощных суперкомпьютеров "посчитать", какова масса протонов и нейтронов.

Знаменитая формула появлялась и на небоскрёбе Taipei 101 во время прохождения Всемирного года физики, 2005 год (фото с сайта tmu.edu.tw).

По данным проведённого исследования, оставшиеся 95% массы "кроются" в энергии движения и взаимодействия между кварками и глюонами.

Другими словами, подтверждается взаимосвязь энергии и массы (одно может переходить в другое).

Данная взаимосвязь много раз подтверждалась и использовалась на практике, чаще всего для создания ядерного оружия (сколько энергии высвободится, если определённое количество массы перевести в энергию?).

Между тем разрешить данное уравнение на субатомном уровне (в квантовой хромодинамике) было задачей не из простых.

"До этого существовали лишь гипотезы", — гордо заявляют учёные в пресс-релизе парижского Национального центра научных исследований (National Center for Scientific Research).

Чтобы упростить задачу, физики использовали созданную ещё в 1970-х модель квантовой хромодинамики на решётке (lattice quantum chromodynamics). В созданной ими компьютерной программе пространство представляло собой не континуум, а трёхмерный массив точек, время также было не сплошным, а в виде дискретных точек. Таким образом, пространство-время стало четырёхмерной решёткой, кварки учёные привязали к определённым точкам решётки, а глюоны — к связям между ними. Были сделаны и другие улучшения/допущения, которые позволили оценить массы нуклонов с точностью порядка 2%.

Все подробности проведённого исследования и последующих расчётов вы найдёте в статье авторов, вышедшей в журнале Science.

Объединённая команда физиков ко всему прочему доказала работоспособность квантовой хромодинамики на решётке, что также обрадовало учёных всего мира. Ведь во многих областях науки им есть что посчитать, хотя пока нет возможности измерить это экспериментальным путём.

Например, физики до сих пор ничего не знают о распределении виртуальных частиц внутри протона и о происхождении его спина.

Узнайте также ещё об одном подтверждении теории Эйнштейна.

Источник: PhysOrg.com


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Что люди узнали о мозге
Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
17-08-2018г.

Протест очевидности или почему люди спорят?
Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.
06-08-2018г.

Как жить чужим умом
Оптимальная стратегия использования чужих решений: Как жить чужим умом.
30-07-2018г.

Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина
Замечания по отдельным характерным спорным утверждениям: Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина.
27-07-2018г.

Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Расширение личной памяти
Каждый авторизованный может расширить свою память: Расширение личной памяти.
18-06-2018г.

Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:884987