Выявлен участок мозга, отвечающий за стремление пробовать новое
В ходе эксперимента с использованием магнитно-резонансной томографии (fMRI) была проанализирована активность головного мозга у 15 добровольцев (иллюстрация Science).
Человеческая история знает немало примеров необъяснимого желания людей заглянуть за горизонт. Конечно, во многих случаях миграции и путешествия были обусловлены поиском новых ареалов обитания или возможностей для обогащения. Но не всегда.
Стремление к неизведанному "прошито" в сознании человека по умолчанию – такой вывод сделали специалисты из Центра нейродиагностики при университетском колледже Лондона (Wellcome Trust Centre for Neuroimaging at University College London). Причём выбор в пользу новизны может и не быть связан с предполагаемой выгодой от принятия такого решения.
Результаты этой работы опубликованы в журнале Neuron.
Учёным удалось установить, что у большинства подопытных при выборе в пользу незнакомых объектов активизировались полосатое тело (Corpus striatum) и чёрная субстанция (Substantia nigra) головного мозга.
Нейрофизиологи считают: эти отделы являются ключевыми в мозговой системе вознаграждения, которая стимулирует человека положительными эмоциями и ощущениями.
Организм запоминает, что это было приятно, и таким образом, по мнению учёных, формируются устойчивые поведенческие модели.
Слева – активизация полосатого тела, а справа – области чёрной субстанции. Для обеспечения статистической значимости результатов каждый подопытный участвовал в 20 раундах испытаний (иллюстрация Bianca Wittmann, Nathaniel Daw et al./MEMBRANA).
"Поиск новых или необычных ощущений – фундаментальная поведенческая характеристика человека и животных", – говорит соавтор работы Бьянка Уиттманн (Bianca Wittmann).
Например, обезьяна может перейти с бананов на другой тип питания и для этого мигрирует на незнакомые территории. В целом такая стратегия оправдывает себя, поскольку новая диета оказывается более богатой полезными веществами, но заранее эту выгоду оценить нельзя – многие попытки могут оказаться неудачными.
Британским учёным не удалось до конца объяснить механизм вознаграждения на молекулярном уровне, однако они предполагают, что он представляет собой производство поощрительной "дозы" дофамина.
"У меня есть любимый сорт шоколада, но если я вижу рядом новую красиво упакованную плитку, меня так и тянет её попробовать, – объясняет доктор Уиттманн. – Именно этот принцип используют в маркетинге, регулярно стимулируя продажи старого товара в новой упаковке".
А по мнению другого участника исследования, профессора Натаниэля До (Nathaniel Daw), стимуляция новизны несёт в себе существенные риски для человека.
"Открытый нами механизм может быть полезен, когда необходимо принять решение в условиях неопределённости, – поясняет он. – С другой стороны, люди, склонные к такому типу поведения, могут быть подвержены игровым или наркотическим зависимостям, обе из которых связаны с нарушениями выработки дофамина".
Тяга к новому получила научное объяснение. Нейрофизиологи вычислили область мозга, которая побуждает людей пробовать все неизвестное, рисковать и увлекаться азартными играми. Область отвечает за низшие формы поведения и условные инстинкты.
Для эксперимента исследователи из центра неврологических исследований «Вэлкам Траст» в Университетском колледже Лондона (Wellcome Trust Centre for Neuroimaging at University College London) пригласили несколько десятков добровольцев, которые уже участвовали в других опытах. Им показали набор изображений, которые испытуемые видели раньше. Что показывали ученые, не столь важно. Намного важнее то, что при выборе определенной картинки человек получал определенный шанс на награду. Поэтому испытуемые могли вычислить, какой выбор принесет им наибольшее поощрение.
Затем условия эксперимента изменились: в набор вошли неизвестные картинки. Добровольцы тут же начали рисковать и выбирать незнакомые изображения. То есть отказались от знакомых и более безопасных вариантов.
Пока испытуемые делали выбор, активность их мозга отслеживалась при помощи магнитно-резонансной томографии: исследователи могли видеть, какие области мозга задействованы в проблеме выбора. Когда люди выбирали незнакомое изображение, у них активировалось полосатое тело (corpus striatum). Эта структура находится в одном из эволюционно старейших отделов головного мозга и практически не участвует в высших формах поведения. Она отвечает за регулирование мышечного тонуса, участвует в формировании условных рефлексов и простого поведения.
Это позволило ученым говорить, что предпочтение нового объекта — свойство, которое появилось не только у человека. Рисковать предпочитали и многие высшие животные.
«Поиск новых и незнакомых событий — фундаментальная поведенческая тенденция у людей и животных, — говорит один из авторов исследования доктор Бьянка Виттманн (Bianca Wittmann). — Имеет смысл пробовать новые варианты, поскольку в конце концов они могут оказаться очень выгодными». Например, обезьяна может отказаться от привычных бананов и отправиться в неизвестную часть леса, где найдет совсем другую пищу, вкуснее и питательнее.
Полосатое тело — одна из основных областей, которая отвечает в мозге за вознаграждение. Когда человек делает специфический выбор или выполняет определенное действие, которое оказывается выгодным, мозг награждает хозяина производством медиаторов, например дофамина. Эти «призы» помогают понимать, какая линия поведения наиболее предпочтительна.
Конечно, только по результатам томографии авторы не могут с полной уверенностью говорить, как вознаграждается выбор новинки. Но предполагают, что в этом процессе ключевую роль играет дофамин.
Только что открытыми свойствами полосатого тела давно и успешно пользуются маркетологи. Они точно знают, что, выбирая новое, мозг может завести своего хозяина в ловушку. Например, шоколадка в новой упаковке и с аннотацией «новый, улучшенный вкус» покажется человеку интереснее и с большой долей вероятности заставит его отказаться от привычной и любимой сладости.
Вроде бы полезное свойство поиска новизны, которое помогает принимать решения в сложных ситуациях, грозит еще одной проблемой. Иногда жажда нового приводит человека к увлечению азартными играми, наркомании и невоздержанному поведению. Ведь все эти проблемы также появляются на фоне жажды дофамина.
Обсуждение Сообщений: 2. Последнее - 25.08.2008г. 10:13:27