Множество современных методик обучения детей направлено на развитие тех или иных чувств. Возможно, после данного исследования профессионалы возьмутся и за их обобщение (фото с сайта fashionisspinach.com). |
Сразу две команды британских и итальянских учёных после проведения серии экспериментов пришли к выводу, что дети в отличие от взрослых не объединяют информацию, которая приходит от разных органов чувств.
Взрослые в большинстве своём, не задумываясь, интегрируют внешний вид (форму, цвет), звук, вкус и тактильные ощущения, которые они получают от определённого предмета, в общее представление о нём.
В то же время ребёнок в возрасте до 8 лет судит об окружающем мире только по одному из чувств, утверждают физиологи под руководством Марко Нардини (
Известно, что взрослый человек вполне способен из гаммы ощущений выбрать для себя то, которое поможет ему сориентироваться в пространстве в данный момент. Пример: в комнате полной людей, если вокруг очень шумно, он найдёт нужного ему друга визуально, нежели на слух.
Группа Бурра решила проверить, так ли это в случае с детьми. Учёные попросили ребятишек в возрасте от 5 до 10 лет, а также взрослых определить, какой из двух кубиков больше. Простая, казалось бы, задача. Чтобы принять решение, испытуемым разрешалось либо потрогать, либо посмотреть на кубик, либо сделать и то и другое одновременно.
|
Выяснилось, что взрослые и дети старше 8 лет значительно лучше справлялись с заданием, когда им было разрешено и дотронуться, и осмотреть предметы.
В то же время младшие дети не проявили значительной разницы в результативности в зависимости от условий испытания.
"Мы, конечно, знали, что с возрастом человек начинает судить об окружающих предметах и событиях более точно, однако выясняется, что не менее важно научиться собирать ощущения воедино", — говорит Нардини, один из авторов следующего исследования.
Он и его коллеги предложили 28 детям в возрасте от 4 до 8 лет вернуть игрушку на то место, с которого они её взяли. Всё происходило в темноте, и ориентирами служили лишь три светящихся элемента, находящихся по периметру комнаты: в форме луны, молнии и звезды. Детям предложили сыграть в игру: взять игрушечную ракету, пройтись по комнате, чтобы заправить её топливом, посадить на неё пассажира и посчитать до десяти, имитируя взлёт со стартовой площадки. Затем ракету следовало вернуть на первоначальное место.
Во второй части эксперимента проделать то же самое попросили 17 взрослых.
В результате взрослые в среднем удалились от "точки начала" на 26 сантиметров, а дети почти в два раза дальше.
Затем задачу усложнили: в первом случае учёные выключили подсвеченные значки, а во втором раскрутили испытуемых на вращающемся стуле. Получилось, что сначала взрослые и дети могли полагаться исключительно на своё внутреннее чувство пространства, а затем — сориентироваться только по светящимся объектам (то есть по зрительному восприятию).
Взрослые участники эксперимента плохо справились с заданием в обоих случаях (если сравнить с первой частью исследования). Дети тоже не показали какой-то особо выдающейся точности, но при этом оказалось, что в случае если они полагались на какое-то одно чувство, то их результат почти ничем не отличался от варианта с использованием обоих чувств.
Выходит, что дети младше 8 лет не складывают получаемую информацию, а выбирают наиболее подходящий её источник. Возможно, именно по этой причине дети так легко теряются (сведения одного рода "выбивают" из головы другие), делают предположение учёные.
Статьи, посвящённые проведённым исследованиям, будут опубликованы в журнале
Читайте также о
Источник:
|