Мы живем в интересное время. Люди, которые сегодня открыто ставят под сомнение реальность, больше не носят шапочки из фольги. Все чаще это наши друзья, а также те, кто находится у власти. Общественное представление о достоверных данных и надежном экспертном мнении находится на рекордно низком уровне.
Но как же это случилось? Почему, имея так много доступной информации, нам так трудно добраться до истины? Возможно, проблема как раз в этом огромном количестве информации.
Новое исследование, проведенное в Германии, показало, что люди гораздо больше верят тому, что написано в научно-популярной статье, чем изложенному в статье академической, написанной для экспертов, даже если темы похожи. И это может негативно влиять на то, как люди принимают мнения экспертов даже спустя длительное время.
Субъектами исследования стали люди с самыми разными уровнями образования. Всех их попросили прочитать либо научно-популярную статью, либо статью, предназначенную для специалистов. Затем их спросили о том, насколько они согласны с утверждениями статьи и насколько заслуживающей доверия она им показалась. Люди чаще соглашались с содержанием популярных статей, чем с экспертными публикациями, хотя не считали популярные статьи более достоверными.
Также было установлено, что люди становились более уверенными в своих собственных суждениях после прочтения популярной статьи, и это было связано с невысоким желанием искать больше информации в экспертных источниках. Эта тенденция имеет название «эффект легкости» и изучается уже много лет в психологии.
Но почему так происходит?
Исследователи предполагают, что проблема возникает из-за того, как именно написаны научно-популярные статьи, — это прямо противоположно тому, как сами ученые представляют данные друг к другу и общественности. В то время как популярные СМИ, как правило, стараются подать информацию в хорошо отредактированном, понятном и конкретном виде, научные работы постоянно подчеркивают вероятностный характер данных, возможные погрешности и альтернативные версии. Исследователи отмечают, что доступность изложения статьи — это один из основных факторов для многих читателей, который определяет, насколько они согласны с ней:
«Наши результаты также подтверждают, что популяризированные статьи воспринимаются как более понятные, в отличие от научных статей. Это подтверждает мнение, что наблюдаемые жанровые различия в плане согласия читателя с утверждениями и уверенности в его собственных суждениях действительно вызваны различиями в легкости восприятия».
Исследование также говорит, что из-за потребления популярной науки люди недооценивают важность экспертов на пути к знаниям. Они часто отказываются от экспертных мнений, которые считают чрезмерными для своего понимания.
Еще одна интересная интерпретация — что люди требуют от науки определенности, которую специалисты не могут дать. Поэтому они обращаются к популярным работам, которые нивелируют такие детали, как погрешности и вероятности, а не к экспертам, которые выражаются более сдержанно ради точности. Исследования этого вопроса, однако, были сфокусированы на том, что непосредственно беспокоит большинство читателей, в основном — здоровье. А можно было бы задаться вопросом, распространяются ли возможные отрицательные эффекты чтения большого количества научно-популярной литературы на все остальные области.
Действительно ли наличие широкого доступа к выводам экспертов, представленного журналистами и комментаторами, делает нас менее склонными верить научным результатам? Это исследование предпологает, что именно так и есть. Виновата ли в этом популярная наука? Действительно ли наша способность упрощать научные выводы служит плохую службу? Исследование еще достаточно новое, так что точного ответа пока нет. Но это означает, что авторам научно-популярных статей, возможно, придется просчитывать влияние, которое они могут иметь на своих читателей.
Комментарии представителей сайтов-участников nan: Еще об этом
Анонсы новостей ![]() |
Критические периоды развития у человека и вундеркинды Делаются определённые обобщения, коррелирующие с моделью представлений об организации механизмов психики МВАП: Критические периоды развития у человека и вундеркинды. 13-12-2020г. |
Обобщение материалов исследований сетчатки глаза Сетчатка: Обобщение материалов исследований сетчатки глаза. 07-11-2020г. |
Проблемы академической науки Безынициативность в отсутствие личного интереса, план по валу статей, все большая коммерческая составляющая и многое другое: Проблемы академической науки. 11-10-2020г. |
Ориентировочный рефлекс Обобщение фактических данных исследований по функции и механизмам ориентировочного рефлекса – границы между рефлексами и сознанием: Ориентировочный рефлекс. 20-09-2020г. |
Колонки новой коры Обобщение фактических данных исследований по кортикальным колонкам новой коры: Колонки новой коры. 29-08-2020г. |
Ячеистая структура нейросети Обобщения серии экспериментов с разными типами схем соединений элементов нейросимулятора в виде ячеистых структур: Ячеистая структура нейросети. 02-08-2020г. |
Анонс предметной области: «Схемотехника адаптивных нейросетей» Эта программная статья анонсирует формирование среды коллективного исследования на сайте Форнит : Анонс предметной области: «Схемотехника адаптивных нейросетей». 19-07-2020г. |
Конструктор нейросхем Для тех, кто желает развить навыки схемотехнического мышления в игровом режиме и лучше понять работу природных нейросетей: Конструктор нейросхем. 04-07-2020г. |
Деменция Деменция как норма индивидуальной адаптивности: Деменция. 19-06-2020г. |
Книга «Что такое Я - схемотехнический подход» Содержание книги основывается на постулате, что природная нейросеть мозга является схемотехнической структурой - в точности, как это можно сказать про схемотехнику электронного прибора - при всей огромной разнице в способах реализации. Книга «Что такое Я - схемотехнический подход». 11-06-2020г. |
|