Человечеству, наблюдающему за стремительным усложнением электронных систем, уже давно пришла в голову мысль: неплохо бы все эти киберголовы приспособить к решению повседневных людских проблем. Ученые и инженеры, работающие над этой задачей, далеко продвинулись в концепциях и не слишком - в их реализации. Однако даже этого хватит, чтобы в ближайшие 5 лет в наш лексикон плотно вошли словосочетания "электронный консультант" и "электронное правительство".
Адвокатская контора онлайн
Очень часто человек, который вынужден иметь дело с какими-либо органами юстиции, испытывает проблемы, даже толком не окунувшись в процесс. Наличие в свободном доступе текстов различных кодексов и законов "чайнику" не поможет - юридический язык будто нарочно создан для того, чтобы посторонние понимали его как можно хуже. Можно, конечно, пойти на консультацию к адвокату, заплатить деньги и выслушать его совет. Однако всегда есть боязнь, что юрист окажется недобросовестным, ангажированным или вовсе некомпетентным.
Идея, которую взялись разрабатывать специалисты по искусственному интеллекту из ЮАР, придется по вкусу как раз тем, кого в судебных делах смущает человеческий фактор: виртуальный юрисконсульт, доступный по интернету. Его очевидные плюсы - беспристрастность, осведомленность во всех тонкостях закона (к тому же он будет постоянно получать все изменения и обновления в нем), невысокая (по сравнению с людьми) стоимость услуг.
В данный момент разработчики трудятся над тремя цифровыми юридическими лицами - Стейси, Дейвом и Натаном. На первом этапе они будут хранить ответы на часто задаваемые пользователями вопросы. Их создатели тем временем будут сочинять алгоритм, который позволит электронным советчикам самостоятельно обучаться, обрабатывая материалы состоявшихся процессов. Тогда троицу киберадвокатов можно будет опробовать в действительно сложных и запутанных делах.
Медсестра на микрочипах
Не секрет, что многие сферы человеческой деятельности испытывают серьезный недостаток квалифицированного персонала. Медицина - одна из таких отраслей, поэтому в ней всегда с интересом следят за развитием робототехники и систем искусственного интеллекта. Кого-то может пугать перспектива перепоручения хлопот с больными и пожилыми людьми бездушным машинам, но сами медики относятся к такой возможности с большим энтузиазмом. И даже потихоньку испытывают в больницах и домах престарелых некоторые разработки.
Прекрасный робот-шкаф HelpMate, скажем, аккуратно развозит по больнице лекарства, анализы и папки с историями болезни. Маршрут поездки по этажам и коридорам программирует специальный техник, а добирается HeplMate самостоятельно: при помощи инфракрасных датчиков оценивает "ситуацию на дороге" и, если перед ним возникает скопление больных, замедляет ход, а то и вовсе замирает - ждет, пока "пробка" рассосется. Поскольку первые модели этого робота появились еще в 2001-м, медицинские работники США и Канады намекают производителям, что хорошо бы усовершенствовать машину. Те пообещали подумать, как исключить из схемы ее работы человека-техника и позволить роботу принимать приказы от врачей и медсестер по беспроводной связи.
Дроид с располагающим названием Companion может со временем сделать необязательным личное присутствие врача в больнице. Прототип, изготовленный калифорнийской компанией InTouch Health, вооружен шасси в виде трех шаров (позволяет крепко держаться на стандартном больничном покрытии и легко преодолевать невысокие порожки), обязательным набором инфракрасных датчиков для лучшей ориентации в больничном пространстве, видеокамерой, микрофоном, динамиками и плазменным экраном. Последний нужен, чтобы контакт больного и врача был обоюдным, - во время работы с роботом доктора тоже снимает камера.
Судя по результатам испытаний в нескольких домах престарелых, такой формы коммуникации вполне достаточно, чтобы врач был в курсе проблем и жалоб своего подопечного, а тот, в свою очередь, чувствовал и наблюдал заботу о себе. Теперь Companion необходимо, что называется, довести до ума: разработать более удобную схему передвижения (пока поездками робота руководит особый работник из медперсонала - при помощи джойстика), научить его измерять температуру и давление пациенту. Список действий, которые медики рассчитывают поручить такому дроиду, довольно длинный.
Некоторые из них, предупреждают инженеры, невозможны без сложной системы искусственного интеллекта, находящейся на качественно ином уровне, нежели все известные нынешние образцы. Как-никак, роботу предстоит делать серьезные заключения о здоровье людей, поэтому у него нет права на ошибку. Людям их еще как-то прощают, железяке это "с рук" точно не сойдет.
Правительство в сетях
Фраза "электронное правительство" стала проскакивать в заголовках новостей совсем недавно, хотя электронизация работы главных государственных институтов начались еще в 1999 году. Вероятно, сказались инерция мышления и всеобщий консервативный настрой во всем, что касается институтов власти. Поэтому мало кто знает, что под этими двумя словами подразумевается не суперкомпьютер, который будет решать за людей, в каких местах им распивать спиртное и в каком размере платить подоходный налог. Скорее, переход от традиционного бумажного делопроизводства к электронному, общение чиновников и рядовых граждан через сеть и, вообще, установление прозрачности на всех этажах власти.
Понятно, что далеко не все политики готовы сделать открытой простым гражданам свою деятельность, поэтому все разработки на эту тему делятся на две категории. Первая - сугубо утилитарное воплощение: электронный аналог газеты-вестника.
Большой информационный портал, где регулярно вывешиваются все решения правительства, его планы, идеи, специальные опросы для граждан, якобы влияющие на принятие решения. При этом все, что оставалось в тени раньше, продолжает там находиться. Любопытно, что даже такая форма взаимодействия чиновников и населения не каждой стране по зубам. Например, пионеры "е-правительства" (e-government) - Соединенные Штаты в последний раз серьезно занимались своим ресурсом E-Gov более 3 лет назад. Ненамного лучше дела у британских парламентариев: они постановили перевести самих себя на цифровые технологии еще в 1998 году. Говорят, с тех пор депутаты британского парламента, наконец, научились пользоваться интернетом и электронной почтой.
Вторая ветвь развития электронного правительства - концепции в чистом виде. Тщательно разработанные планы, учитывающие сетевую безопасность, степень распространенности интернета среди населения, повышение демократичности и улучшение социального климата. Все они без особого дела лежат на серверах разработчиков, каждый желающий может ознакомиться с любым из них и составить свое мнение, почему эта концепция не может быть реализована в современном обществе.
Впрочем, в связи с определенными успехами, которые намечаются у работающих над искусственным интеллектом специалистов, в недалеком будущем жителей некоторых стран может ожидать весьма любопытная картина: в правительстве будут находиться как люди (конкретные исполнители), так и роботы (электронные советчики и консультанты). Машины вполне могут стать промежуточным звеном между обывателями и чиновниками: первые формулируют киборгу свои соображения и требования, электромозг сверяется с базой данных и анализирующим аппаратом и выдает чиновнику конкретные рекомендации: куда сколько денег выделить, кому какую работу поручить. Согласитесь, это очень похоже на идеальный вариант.