Фото: Fer Gregory / Фотодом / Shutterstock
Ученые из США и Нидерландов установили, что не позволяет верить в различные паранормальные явления не столько аналитический стиль мышления, сколько уровень развития когнитивных способностей и правильная мотивация.
Вера в явления, существование которых не доказано наукой и, в целом, не подтверждено доказательствами, довольно широко распространена в современном обществе. Есть мнение, что «прививкой» от подобных убеждений служит аналитический стиль мышления. Психологи из Университета Иллинойса и Амстердамского свободного университета провели исследование, показавшее, что этого мало. Важны также когнитивные способности и мотивация к рациональности.
Исследование состояло из двух частей; ученые сосредоточились на двух типах необоснованных верований — теориях заговора и паранормальных явлениях. В первой части исследования участвововало 343 человека. Сначала они прошли тест, позволяющий определить мотивацию к рациональному подходу — то, насколько важным лично для себя они считают необходимость делать те или иные выводы только на основе строгих доказательств. Часть вопросов теста касалось не личных убеждений, а насколько люди считают неэтичным принимать решения без доказательств. Все участники также прошли тест на аналитический стиль мышления, то есть склонность до принятия решения собирать информацию и структурировать ее. Результаты первого и второго теста хорошо коррелировали между собой.
Далее все участники прошли тест на веру в теории заговора, для чего им предложили девять популярных утверждений типа «Высадка на Луну — фейк» или «Власти США заранее знали об атаках 11 сентября» и общие утверждения вроде «В мире существуют секретные организации, влияющие на политические решения». И наконец, был предложен тест на веру в паранормальные явления — от астрологии до реинкарнации.
Анализ полученных данных показал устойчивые связи между показателями. Участники, получившие высокие баллы по тестам на аналитическое мышление и мотивацию к рационализму, оказались наименее подвержены как вере в паранормальное, так и в теории заговора.
Во второй части исследования ученые поставили задачу отделить склонность к аналитическому мышлению от собственно уровня этого мышления, то есть когнитивных способностей. В этой части также участвовало чуть более 300 человек. В дополнение к тестам на стиль мышления и ценность рационального подхода они прошли два теста на когнитивные способности — решали логические и числовые задачи, а не просто отвечали на вопросы о том, как они предпочитают разбираться с проблемами.
Участники, как и в первом тесте, также ответили на вопросы о теориях заговора и паранормальных явлениях. Ученые с помощью статистических методов проверили связь каждого из трех параметров — аналитического стиля мышления, когнитивных способностей и мотивации к рациональному подходу — и их сочетаний с необоснованными верованиями.
Наиболее сильная связь обнаружилась у совокупности двух параметров. А именно, сочетание высокого уровня когнитивных способностей с мотивацией к рациональному подходу оказалось лучшим предиктором того, что человек не будет верить в паранормальное и теории заговоров. То есть важен не сам подход к анализу проблем — аналитический стиль мышления. а именно интеллектуальные способности.
«Представленные результаты свидетельствуют о том, что высокие когнитивные способности прежде всего важны для рационального взгляда на мир, но и они не дают людям прививку от иррациональных убеждений сами по себе. Люди должны хотеть использовать свою способность мыслить в поиске истины», — заключают авторы работы.
Статья с результатами исследования опубликована в журнале Personality and Individual Differences.
Недавно также было доказано, что развивать критическое мышление помогает изучение истории.
Анонсы новостей ![]() |
Критические периоды развития у человека и вундеркинды Делаются определённые обобщения, коррелирующие с моделью представлений об организации механизмов психики МВАП: Критические периоды развития у человека и вундеркинды. 13-12-2020г. |
Обобщение материалов исследований сетчатки глаза Сетчатка: Обобщение материалов исследований сетчатки глаза. 07-11-2020г. |
Проблемы академической науки Безынициативность в отсутствие личного интереса, план по валу статей, все большая коммерческая составляющая и многое другое: Проблемы академической науки. 11-10-2020г. |
Ориентировочный рефлекс Обобщение фактических данных исследований по функции и механизмам ориентировочного рефлекса – границы между рефлексами и сознанием: Ориентировочный рефлекс. 20-09-2020г. |
Колонки новой коры Обобщение фактических данных исследований по кортикальным колонкам новой коры: Колонки новой коры. 29-08-2020г. |
Ячеистая структура нейросети Обобщения серии экспериментов с разными типами схем соединений элементов нейросимулятора в виде ячеистых структур: Ячеистая структура нейросети. 02-08-2020г. |
Анонс предметной области: «Схемотехника адаптивных нейросетей» Эта программная статья анонсирует формирование среды коллективного исследования на сайте Форнит : Анонс предметной области: «Схемотехника адаптивных нейросетей». 19-07-2020г. |
Конструктор нейросхем Для тех, кто желает развить навыки схемотехнического мышления в игровом режиме и лучше понять работу природных нейросетей: Конструктор нейросхем. 04-07-2020г. |
Деменция Деменция как норма индивидуальной адаптивности: Деменция. 19-06-2020г. |
Книга «Что такое Я - схемотехнический подход» Содержание книги основывается на постулате, что природная нейросеть мозга является схемотехнической структурой - в точности, как это можно сказать про схемотехнику электронного прибора - при всей огромной разнице в способах реализации. Книга «Что такое Я - схемотехнический подход». 11-06-2020г. |
|