Автор: Кирилл Стасевич
Всякий знает легендарную басню Эзопа про ворону, которая, чтобы напиться из кувшина с водой, бросает в него камни: вода в кувшине поднимается, и птица может достать до неё клювом. Так вот, вполне возможно, что в основу басни лёг реальный факт. Исследователи из Кембриджа (Великобритания) и Оклендского университета (Новая Зеландия) лично убедились, что вороны вполне могут поступать именно так, как в античной басне.
Неизвестно, за каким именно видом врановых мог наблюдать Эзоп, но Расселл Грей (Russell Gray) и его коллеги экспериментировали с новокаледонскими во́ронами. Эти птицы обладают, без преувеличения, легендарной репутацией: достаточно сказать, что они могут создавать орудия труда, причём не только создавать, но и оценивать их качество. Благодаря собственным «уму и сообразительности» новокаледонские во́роны — вместе с попугаями жако и какаду Гоффина — очень часто становятся участниками зоопсихологических исследований.
На этот раз эксперименты зоологов были смоделированы так, чтобы их результат не зависел от внезапного «озарения» птицы: во́роны должны были осознать связь между бросаемым предметом и меняющимся уровнем воды. Птицам предлагалось достать корм, плавающий на поверхности воды в цилиндре, но, чтобы сделать это, уровень воды нужно было поднять, бросая в цилиндр разные предметы.
Некоторые варианты опыта специально усложнялись. Во́роны, например, должны были выбрать, в какой цилиндр бросать камни: в тот, что с водой, или в цилиндр с песком. Или же птицам подсовывали предметы, которые не тонули, и во́роны должны были догадаться, от каких им будет польза. Или же они должны были сообразить, из какого цилиндра быстрее добудут корм: из того, где воды побольше, или из того, где поменьше. Все эти задания во́роны прошли с успехом.
Но вот с чем они не смогли справиться, так это с тестом, в котором нужно было учитывать ширину цилиндра с водой, или же где было три цилиндра — пара сообщающихся между собой (один из них с кормом) и третий сам по себе. В последнем случае птицы в итоге смогли всё-таки добраться до корма, но при этом они бросали камни как в правильный цилиндр, так и в неправильный, который был сам по себе и ни с каким другим не сообщался.
Целью зоологов было проверить, насколько у новокаледонских во́ронов развита способность понимать причинно-следственные связи. Конечно, самые сложные варианты задачи птицы не решили, вероятно, из-за того, что действия и их результат были не слишком очевидны, и для решения требовалось абстрагироваться от ситуации. Однако в целом понимание причинно-следственных связей у птиц оказалось довольно высоким: по словам авторов работы, такое же понимание причин и следствий демонстрируют 5–7-летние дети.
Результаты экспериментов опубликованы PLoS ONE.
Подготовлено по материалам Phys.Org.
Анонсы новостей ![]() |
Критические периоды развития у человека и вундеркинды Делаются определённые обобщения, коррелирующие с моделью представлений об организации механизмов психики МВАП: Критические периоды развития у человека и вундеркинды. 13-12-2020г. |
Обобщение материалов исследований сетчатки глаза Сетчатка: Обобщение материалов исследований сетчатки глаза. 07-11-2020г. |
Проблемы академической науки Безынициативность в отсутствие личного интереса, план по валу статей, все большая коммерческая составляющая и многое другое: Проблемы академической науки. 11-10-2020г. |
Ориентировочный рефлекс Обобщение фактических данных исследований по функции и механизмам ориентировочного рефлекса – границы между рефлексами и сознанием: Ориентировочный рефлекс. 20-09-2020г. |
Колонки новой коры Обобщение фактических данных исследований по кортикальным колонкам новой коры: Колонки новой коры. 29-08-2020г. |
Ячеистая структура нейросети Обобщения серии экспериментов с разными типами схем соединений элементов нейросимулятора в виде ячеистых структур: Ячеистая структура нейросети. 02-08-2020г. |
Анонс предметной области: «Схемотехника адаптивных нейросетей» Эта программная статья анонсирует формирование среды коллективного исследования на сайте Форнит : Анонс предметной области: «Схемотехника адаптивных нейросетей». 19-07-2020г. |
Конструктор нейросхем Для тех, кто желает развить навыки схемотехнического мышления в игровом режиме и лучше понять работу природных нейросетей: Конструктор нейросхем. 04-07-2020г. |
Деменция Деменция как норма индивидуальной адаптивности: Деменция. 19-06-2020г. |
Книга «Что такое Я - схемотехнический подход» Содержание книги основывается на постулате, что природная нейросеть мозга является схемотехнической структурой - в точности, как это можно сказать про схемотехнику электронного прибора - при всей огромной разнице в способах реализации. Книга «Что такое Я - схемотехнический подход». 11-06-2020г. |
|