Короткий адрес страницы: fornit.ru/2179
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://compulenta.computerra.ru/chelovek/biologiya/10006767/.

Птичий характер зависит от погоды

Автор: Кирилл Стасевич 
Популяции волнистых астрильдов отличаются по характеру их членов, а характер этот зависит от условий внешней среды, в которой приходится жить птицам: чем переменчивее среда, тем более коммуникабельны и дружелюбны друг к другу пернатые, испытывающие вечные перемены.
Долгое время среди учёных считалось дурным тоном говорить о личностных особенностях животных. Заявлять, что один щенок, например, отличается мечтательностью, а другой — повышенной общительностью, могли только любители собак, профессиональный же зоолог рисковал навлечь на себя обвинения в антропоморфизме. Со временем, однако, стали накапливаться данные о том, что животные отличаются по характеру, и эти отличия проявляются не только при общении с человеком, но и внутри популяции, при контактах животных между собой.
Позже учёные стали замечать, что личностные характеристики животных похожи на человеческие. Среди животных можно найти более агрессивных, более смелых, отличающихся особым послушанием и смирением, склонных к сотрудничеству и социальным контактам...
Разумеется, сразу же возник вопрос, откуда что берётся. У птиц, как утверждают учёные из Центра исследований биоразнообразия и генетических ресурсов при Университете Порту (Португалия), особенности характера зависят от погоды. Португальцы исследовали волнистых астрильдов. Эти птицы, вообще говоря, обитают в Африке, но в последнее время их всё больше замечают в Европе: астрильды популярны в качестве домашних питомцев, и многие из них, сбежав от хозяев, стали основателями европейских популяций, в том числе на территории Португалии. Тут им пришлось столкнуться с разными и непривычными экологическими условиями, что и навело учёных на мысль проверить, не влияет ли экология на характер астрильдов. 
Оказалось, как пишут исследователи в журнале Behavioral Ecology, самые общительные и социально чуткие астрильды жили там, где погода преподносила им много сюрпризов. Чем непредсказуемей была среда обитания, тем больше птицы зависели от коллективного опыта. Каждая особь в отдельности обладала своим уникальным опытом, который, однако, не мог охватить все варианты условий, на которые была щедра местная окружающая среда. Оттого было необходимо общаться друг с другом, а это подразумевало определённые черты характера, которые можно описать общим словом «коммуникабельность». 
В более стабильных условиях астрильды, напротив, полагались преимущественно на собственный опыт. Это позволяло быстрее реагировать, чем если бы решение надо было принимать, общаясь с соседями. С другой стороны, при такой модели поведения возрастает шанс «неправильного ответа», не соответствующего внезапно изменившимся условиям среды. Однако при стабильных условиях, когда, например, пищу можно из раза в раз найти в одном и том же месте, это вполне работает. 
На следующем этапе исследователи попытались выяснить, в чём зашифрована птичья индивидуальность. Характер птиц не менялся с возрастом и в разные времена года, так что поначалу учёные предположили, что дело в каких-то генетических различиях. Однако личностных генов у астрильдов найти не удалось. (Что неудивительно, если учесть, что даже генетически идентичные особи, выросшие в общем окружении, могут проявлять разные черты характера.) 
Но, так или иначе, результаты исследований португальских зоологов ясно показывают, что личностные отличия у животных (по крайней мере у некоторых птиц) могут зависеть от внешней среды: условия обитания в одной местности могут благоприятствовать одному характеру, в другой — другому. Кроме того, та же переменчивая среда способна поддерживать в популяции набор характеров, чтобы в зависимости от погоды выживание всей группы обеспечивали либо одни (условно говоря, «социофилы»), либо другие («социопаты»). 
Вполне возможно, что точно также формируется человеческий характер. То есть, когда мы говорим об особенностях национального характера, нужно учитывать, из какой местности вышел вот этот конкретный народ.
Правда, тут же возникает вопрос, можно ли, во-первых, говорить о едином характере народов, довольно долго живших на огромных и климатически разнообразных территориях (не будем показывать пальцем на эти народы), а во-вторых, как этот самый народный характер может выжить в современной ситуации глобального смешения всех человеческих популяций. 

Подготовлено по материалам Phys.Org.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Что люди узнали о мозге
Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
17-08-2018г.

Протест очевидности или почему люди спорят?
Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.
06-08-2018г.

Как жить чужим умом
Оптимальная стратегия использования чужих решений: Как жить чужим умом.
30-07-2018г.

Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина
Замечания по отдельным характерным спорным утверждениям: Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина.
27-07-2018г.

Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Расширение личной памяти
Каждый авторизованный может расширить свою память: Расширение личной памяти.
18-06-2018г.

Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:18592047