Короткий адрес страницы: fornit.ru/2383
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/746042/.

У младенцев нашли сознание

Автор: Кирилл Стасевич  

Всякому, наверное, приходилось слышать умилительные восклицания «Да он всё понимает!», раздающиеся в адрес новорождённых. Младенец наблюдает за окружающим миром и надолго останавливает взгляд на чём-то или на ком-то, и это, конечно, воспринимается как признак несомненной сознательности, наблюдательности, пытливости ума, а то и будущей гениальности. Однако для нейробиологов ответ на вопрос, есть ли сознание у младенцев, долгое время не был очевиден.

Когда в поле зрения попадает какой-то движущийся объект, в нашем мозгу срабатывают соответствующие зрительные центры. Даже если этот объект движется слишком быстро, чтобы его можно было заметить, он всё равно будет зарегистрирован. Если же предмет немного задержится в поле зрения, зрительные центры из задней части мозга пошлют сигнал в префронтальную кору: в этот момент случится осознание того, что мы что-то видим, и в нашей голове возникнет образ этого объекта. Вот такие последовательные пики активности в мозге, в сенсорной зоне и префронтальной коре, и служат признаком работающего сознания. Стоит также сказать, что оба сигнала длятся менее трети секунды.

«Подопытный» младенец с шапочкой электродов (фото авторов работы).

«Подопытный» младенец с шапочкой электродов (фото авторов работы).



Сид Куйде из французского Национального центра научных исследований (CNRS) вместе с коллегами попытался выяснить, с какого возраста появляется такая двухступенчатая активность, указывающая на осознание человеком происходящего вокруг. «Материалом» для исследования послужили 240 младенцев, из которых, впрочем, только 80 оказались достаточно терпеливы, чтобы позволить надеть на себя шапочку с электродами, которая к тому же была очень чувствительна к движениям. Чтобы привлечь внимание малышей, учёные показывали им разные физиономии, которые задерживались на мониторе на долю секунды.

Сознание у детей в итоге нашли, причём наиболее «сознательными» оказались те, кому был год от роду: активность их мозга почти не отличалась от взрослой. Впрочем, вторая волна, соответствующая активности префронтальной коры, когда она получает информацию от сенсорной зоны, была у детей в три раза медленнее. Нельзя сказать, что и более юные младенцы совсем уж бессознательные. Такую же двухступенчатую активность обнаружили и у 5-месячных, только у них ответ префронтальной коры был слабее и сильнее растянут во времени, чем у детей постарше. То есть настройка сознания ещё идёт, однако, как полагают исследователи, сама по себе двухчастная «осознающая» активность возникает в мозгу с 2-месячного возраста. Сознание опирается на рабочую память, и активность префронтальной коры говорит о том, что увиденный предмет откладывается в памяти в виде удобного для манипуляции образа (другое дело — насколько удобно им манипулировать). Но, в общем, молодые родители не так уж и ошибаются, когда говорят, что их чадо, не успев родиться, уже «всё понимает».

Для нейробиологов полученные результаты важны в том смысле, что позволяют проследить становление сознания у человека с точки зрения электрической активности мозга. И это способно помочь при исследовании ситуаций, когда человек утрачивает сознание, например, под наркозом или в коме.

Стоит, однако, заметить, что споры о сознании у детей после этого исследования не утихли. Некоторые скептики указывают на то, что описанная схема реакции мозга сильно меняется в первые годы жизни. И тогда возникает вопрос, на каком именно этапе сознание можно считать сложившимся, и можно ли ту активность, которую учёные наблюдали у младенцев, считать «сознательной».

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Подготовлено по материалам ScienceNOW.

Комментарии представителей сайтов-участников nan:
>>Вот такие последовательные пики активности в мозге, в сенсорной зоне и префронтальной коре, и служат признаком работающего сознания...
А вот и нет. Это признаки лишь ассоциаций в префронтальной коре, которая может быть и без осознания и до завершенного развития механизмов сознания (потому как со стороны префронтальной коры, как и везде в мозге, так же идет формирование своих доосознательных структур). Чтобы определять наличие сознания, нужно четко понимать, что включает в себя его механизм, см. Сознание: тестирование, социальная обусловленность.

Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Что люди узнали о мозге
Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
17-08-2018г.

Протест очевидности или почему люди спорят?
Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.
06-08-2018г.

Как жить чужим умом
Оптимальная стратегия использования чужих решений: Как жить чужим умом.
30-07-2018г.

Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина
Замечания по отдельным характерным спорным утверждениям: Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина.
27-07-2018г.

Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Расширение личной памяти
Каждый авторизованный может расширить свою память: Расширение личной памяти.
18-06-2018г.

Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:22
Всего:462519