ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2190
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/666824/.

Чтобы прекратить социальный конфликт, сильные должны выслушать слабых

Психологи выяснили, что отношение конфликтующих сторон друг к другу улучшится, если те, кто слабее, расскажут о себе тем, кто сильнее, а последние продемонстрируют при этом всяческое внимание.

 

Как бы банально это ни  звучало, но мир во всём мире действительно зависит от способности людей слышать и понимать друг друга. (Фото <noindex><a target=_blank href=http://www.corbisimages.com>Peter Turnley</a></noindex>.)
Как бы банально это ни звучало, но мир во всём мире действительно зависит от способности людей слышать и понимать друг друга. (Фото Peter Turnley.)

 

В современной миротворческой практике для снятия напряжённости между воюющими сторонами используются так называемые лагеря мира, в которых противники могут больше узнать друг о друге с человеческой, а не с военной точки зрения. То есть собираются, к примеру, палестинцы и израильтяне в одном месте и рассказывают друг другу истории из своей жизни. В данном случае важно, что и те и другие узнают о простых человеческих судьбах: высокой геополитике на таких мероприятиях места нет. Теоретически это должно способствовать взаимопониманию и мирному урегулированию конфликта.

Но тут есть свои нюансы. Участники таких диалогов обычно неравноправны: есть более сильные и более слабые. Исследователи из Массачусетского технологического института (США) выяснили, что это неравноправие отражается на результатах диалога: более слабым важнее рассказать и быть услышанными. Психологи работали с двумя конфликтными парами: израильтяне против палестинцев и мексиканские иммигранты против жителей штата Аризона, где не так давно был принят закон против нелегальной иммиграции. Участники эксперимента должны были написать о тех трудностях, с которыми сталкиваются они сами и их близкие, а члены противоположного лагеря — прочесть это. Всё это происходило в режиме видеочата, что создавало ощущение непосредственного контакта. Все добровольцы до и после эксперимента должны были пройти через психологический тест, определявший их отношение к противоположной стороне.

Как пишут учёные в своей статье, опубликованной в Journal of Experimental Social Psychology, наиболее эффективной такая социальная терапия была в том случае, когда более слабые рассказывали свои истории своим оппонентам, а те их выслушивали. Здесь учёные обращают внимание на три момента. Во-первых, отношение к другим улучшалось у обеих сторон конфликта, то есть палестинцы начинали лучше относиться к израильтянам, а те — к палестинцам. Во-вторых, важным условием было то, что слабая сторона видела (чувствовала): её слушают, её истории кто-то прочитал. В-третьих, психологи говорят о том, что у более сильных противников развивается чувство вины, которого они могут и не осознавать. Поэтому им необходимо выслушать тех, с кем они конфликтуют, чтобы это грызущее чувство вины ослабло.

С практической точки зрения эти данные, несомненно, полезны, поскольку должны помочь наладить отношения между участниками конфликта. Но всё же трудно удержаться от искушения рассмотреть результаты под несколько другим углом. О чём всё это говорит, если не о невозможности диалога? Очевидно, что, независимо от причин конфликта, самым лёгким способом его урегулировать оказывается моральный шантаж со стороны слабых, которому с удовольствием потворствуют сильные. Тех, кто находится в невыгодном положении, не волнуют соображения справедливости: справедливость по определению на их стороне, а теперь — выслушайте-ка их историю... Впрочем, размышления в этом направлении могут лишить нас последних остатков политкорректности.

Подготовлено по материалам Массачусетского технологического института.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Эссе «Одушевление»
Литературная демонстрация общей структуры самоощущения для всех живых существ, обладающих механизмами субъективных абстракций: Эссе «Одушевление».
20-03-2022г.

Суть самоощущения
Просто и ясно показывается сущность явления самоощущения: Суть самоощущения.
23-02-2022г.

Комментарии к статье К.В.Анохина: «Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания»
Комментарии к статье К.В.Анохина: «Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания».
10-02-2022г.

Комментарии к книге Дэвид Иглмен Мозг: «Ваша личная история»
Комментарии к книге Дэвид Иглмен Мозг: «Ваша личная история».
02-02-2022г.

Реализация моделей живых существ
Итоги программной реализации систем индивидуальной адаптивности на основе жизненный параметров: Реализация моделей живых существ.
11-12-2021г.

Анонс религии «Наука»
Анонс религии «Наука»: Вера в науку.
31-10-2021г.

Критические периоды развития у человека и вундеркинды
Делаются определённые обобщения, коррелирующие с моделью представлений об организации механизмов психики МВАП: Критические периоды развития у человека и вундеркинды.
13-12-2020г.

Обобщение материалов исследований сетчатки глаза
Сетчатка: Обобщение материалов исследований сетчатки глаза.
07-11-2020г.

Проблемы академической науки
Безынициативность в отсутствие личного интереса, план по валу статей, все большая коммерческая составляющая и многое другое: Проблемы академической науки.
11-10-2020г.

Ориентировочный рефлекс
Обобщение фактических данных исследований по функции и механизмам ориентировочного рефлекса – границы между рефлексами и сознанием: Ориентировочный рефлекс.
20-09-2020г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:00
вчера:00
Всего:589715