Короткий адрес страницы: fornit.ru/2190
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/666824/.

Чтобы прекратить социальный конфликт, сильные должны выслушать слабых

Психологи выяснили, что отношение конфликтующих сторон друг к другу улучшится, если те, кто слабее, расскажут о себе тем, кто сильнее, а последние продемонстрируют при этом всяческое внимание.

 

Как бы банально это ни  звучало, но мир во всём мире действительно зависит от способности людей слышать и понимать друг друга. (Фото <noindex><a target=_blank href=http://www.corbisimages.com>Peter Turnley</a></noindex>.)
Как бы банально это ни звучало, но мир во всём мире действительно зависит от способности людей слышать и понимать друг друга. (Фото Peter Turnley.)

 

В современной миротворческой практике для снятия напряжённости между воюющими сторонами используются так называемые лагеря мира, в которых противники могут больше узнать друг о друге с человеческой, а не с военной точки зрения. То есть собираются, к примеру, палестинцы и израильтяне в одном месте и рассказывают друг другу истории из своей жизни. В данном случае важно, что и те и другие узнают о простых человеческих судьбах: высокой геополитике на таких мероприятиях места нет. Теоретически это должно способствовать взаимопониманию и мирному урегулированию конфликта.

Но тут есть свои нюансы. Участники таких диалогов обычно неравноправны: есть более сильные и более слабые. Исследователи из Массачусетского технологического института (США) выяснили, что это неравноправие отражается на результатах диалога: более слабым важнее рассказать и быть услышанными. Психологи работали с двумя конфликтными парами: израильтяне против палестинцев и мексиканские иммигранты против жителей штата Аризона, где не так давно был принят закон против нелегальной иммиграции. Участники эксперимента должны были написать о тех трудностях, с которыми сталкиваются они сами и их близкие, а члены противоположного лагеря — прочесть это. Всё это происходило в режиме видеочата, что создавало ощущение непосредственного контакта. Все добровольцы до и после эксперимента должны были пройти через психологический тест, определявший их отношение к противоположной стороне.

Как пишут учёные в своей статье, опубликованной в Journal of Experimental Social Psychology, наиболее эффективной такая социальная терапия была в том случае, когда более слабые рассказывали свои истории своим оппонентам, а те их выслушивали. Здесь учёные обращают внимание на три момента. Во-первых, отношение к другим улучшалось у обеих сторон конфликта, то есть палестинцы начинали лучше относиться к израильтянам, а те — к палестинцам. Во-вторых, важным условием было то, что слабая сторона видела (чувствовала): её слушают, её истории кто-то прочитал. В-третьих, психологи говорят о том, что у более сильных противников развивается чувство вины, которого они могут и не осознавать. Поэтому им необходимо выслушать тех, с кем они конфликтуют, чтобы это грызущее чувство вины ослабло.

С практической точки зрения эти данные, несомненно, полезны, поскольку должны помочь наладить отношения между участниками конфликта. Но всё же трудно удержаться от искушения рассмотреть результаты под несколько другим углом. О чём всё это говорит, если не о невозможности диалога? Очевидно, что, независимо от причин конфликта, самым лёгким способом его урегулировать оказывается моральный шантаж со стороны слабых, которому с удовольствием потворствуют сильные. Тех, кто находится в невыгодном положении, не волнуют соображения справедливости: справедливость по определению на их стороне, а теперь — выслушайте-ка их историю... Впрочем, размышления в этом направлении могут лишить нас последних остатков политкорректности.

Подготовлено по материалам Массачусетского технологического института.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Занятия по адаптологии
Асинхронная онлайн-школа: занятия.
14-10-2018г.

О поддержке онлайн-обучения на сайте Форнит
Инструменты для создания своей онлайн-школы: О поддержке онлайн-обучения на сайте Форнит.
08-10-2018г.

Общество мифов
Как не достичь этического дна, когда высказанное слово – есть ложь: Общество мифов.
16-09-2018г.

О реорганизации академической науки
Cделана попытка найти направления к решению проблем академической науки именно на основе модели организации психики: О реорганизации академической науки.
05-09-2018г.

Рефлексы и автоматизмы: обобщение
Это – обобщение эволюционного развития механизмов реализации адаптивных реакций в новых условиях от условных рефлексов до осознанно сформированных автоматизмов:
Рефлексы и автоматизмы: обобщение.
27-08-2018г.

Что люди узнали о мозге
Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
17-08-2018г.

Протест очевидности или почему люди спорят?
Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.
06-08-2018г.

Как жить чужим умом
Оптимальная стратегия использования чужих решений: Как жить чужим умом.
30-07-2018г.

Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина
Замечания по отдельным характерным спорным утверждениям: Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина.
27-07-2018г.

Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:00
Всего:456572