Короткий адрес страницы: fornit.ru/2414
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/662358/.

Во время обучения мозг разбивается на кластеры

Автор: Кирилл Стасевич  

Новые синапсы, образующиеся при обучении и запоминании, стараются расположиться неподалёку, образуя островок-кластер, в пределах которого укрепляют и поддерживают друг друга.

Дендритный отросток <font class='thesaurus' title='Определение - по щелчку' onclick=show_dic_word('%ED%E5%E9%F0%EE%ED',event)>нейрон</font>а и <font class='thesaurus' title='Определение - по щелчку' onclick=show_dic_word('%E4%E5%ED%E4%F0%E8%F2',event)>дендрит</font>ные шипики, выделенные зелёным (фото <noindex><a target=_blank href=http://www.flickr.com/photos/25387606@N05></a>skdevitt</a></noindex>).

Дендритный отросток нейрона и дендритные шипики, выделенные зелёным (фото skdevitt).

Обучение и запоминание происходят благодаря новым связям между нервными клетками: с помощью новых синапсов образуются новые нейронные цепи, в которые помещается новая информация. Сейчас связь между обучением и формированием новых синапсов уже стала общим местом. Но как именно происходит образование новых связей, каким закономерностям подчиняется? Учёные из Калифорнийского университета в Санта-Крусе (США) попробовали ответить на этот вопрос.

Предыдущие исследования показали, что двигательная активность стимулирует в нейронах моторной коры появление так называемых дендритных шипиков, особых выростов, впоследствии могущих превратиться в синапс. Теперь же учёные проанализировали, что происходит с синапсами моторной коры в течение цикла обучения.

Чтобы получить угощение, мыши должны были каждый раз выполнять одни и те же манипуляции. Исследователи, понаблюдав за образующимися синапсами, обнаружили, что во время обучения каждый следующий синапс формируется поблизости от предыдущего. То есть запоминание сопровождается кластеризацией синапсов; примерно треть межнейронных контактов образуют такие синаптические островки. Причём такие синапсы, находящиеся в пределах кластера, оказываются более долговечными, чем те, что сформировались вдали от соседей.

В статье, опубликованной в журнале Nature, авторы пишут, что соседние дендритные шипики, предшественники синапсов, могут поддерживать друг друга: если вблизи одного шипика образуется другой, то первый подрастает ещё, увеличиваясь в размере. То есть кластеризация способствует повышенной готовности к обучению и создаёт основу для формирования более прочных связей. В то же время исследователи отмечают высокую специализацию таких кластеров. В ходе эксперимента меняли условия: мыши должны были достать пищу с помощью других движений, не тех, что выполнялись раньше. В этом случае сформировавшиеся на прежнем моторном материале кластеры синапсов оказывались бесполезны — на их место приходили другие, соответствовавшие новому рисунку моторики.

Наконец, кластеризация возникала именно в условиях повторяющегося задания. Если мыши всякий раз должны были доставать пищу по-новому, то дендритные шипики и синапсы не образовывали никаких островков, лишь малая их часть тяготела друг к другу. То есть кластеризация наблюдалась при целенаправленном обучении, при повторении одних и тех же действий.

Очевидно, успешность запоминания связана с кластеризацией синапсов, но, к примеру, как часто следует повторять выучиваемое действие, чтобы образовался стабильный кластер, исследователи пока не знают. Работы в отношении синаптических кластеров будут продолжены, и не исключено, что трудам нейрофизиологов смогут найти применение в педагогических науках.

Подготовлено по материалам Калифорнийского университета в Санта-Крусе.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Занятия по адаптологии
Асинхронная онлайн-школа: занятия.
14-10-2018г.

О поддержке онлайн-обучения на сайте Форнит
Инструменты для создания своей онлайн-школы: О поддержке онлайн-обучения на сайте Форнит.
08-10-2018г.

Общество мифов
Как не достичь этического дна, когда высказанное слово – есть ложь: Общество мифов.
16-09-2018г.

О реорганизации академической науки
Cделана попытка найти направления к решению проблем академической науки именно на основе модели организации психики: О реорганизации академической науки.
05-09-2018г.

Рефлексы и автоматизмы: обобщение
Это – обобщение эволюционного развития механизмов реализации адаптивных реакций в новых условиях от условных рефлексов до осознанно сформированных автоматизмов:
Рефлексы и автоматизмы: обобщение.
27-08-2018г.

Что люди узнали о мозге
Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
17-08-2018г.

Протест очевидности или почему люди спорят?
Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.
06-08-2018г.

Как жить чужим умом
Оптимальная стратегия использования чужих решений: Как жить чужим умом.
30-07-2018г.

Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина
Замечания по отдельным характерным спорным утверждениям: Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина.
27-07-2018г.

Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:22
вчера:58
Всего:19031994