Исследователи установили различие между чертами лица здорового ребёнка и ребёнка-аутиста. Все части тела и органы развиваются в тесной взаимосвязи, оказывая влияние друг на друга. Это верно и в отношении мозга и лица: давно известно, что особенности формирования мозга могут впоследствии найти отражение в чертах лица. Причём это касается не только эмбрионального развития: даже через много лет после рождения какой-нибудь неврологический дефект может изменить внешность. Так что в каких-то моментах физиогномика, по сей день не имеющая научного статуса, всё же права.
Учёные из Университета Миссури (США) задались целью проверить, можно ли распознать ребёнка-аутиста по внешности. В исследовании приняли участие 64 мальчика с аутизмом и 41 обычный ребёнок 8–12 лет. Для каждого из них была построена 3D-модель головы, которую затем картировали по 17 точкам. Эти точки обозначали некие ключевые позиции на лице, вроде уголка глаза или ширины подносового желобка. После этого лицевую геометрию аутистов сравнивали с нормой.
Как утверждают авторы, отчитавшиеся о проделанной работе в журнале Molecular Autism, черты лица у аутичных детей действительно имеют некоторые общие признаки, отличающие их от детей здоровых. У них чуть шире раскрыты глаза и более широкая верхняя часть лица; щёки, нос и вообще средняя часть лица относительно короткие, не вытянутые; они отличаются более широким ртом и подносовым желобком. Кроме того, учёным удалось установить некоторые частные признаки, отличающие детей с разными видами аутистических расстройств и с разной симптоматикой. Так, детей, у которых доминируют проблемы с речью, можно по лицу отличить от тех, у кого ярче выражен повторяющийся репертуар поведения.
17 точек на лице ребёнка, использованные исследователями для того, чтобы отличить аутистов от здоровых (фото авторов работы).
Знание того, как аутизм отражается на формировании лица, способно подсказать, в каких зонах он прячется. А это, в свою очередь, очертит круг возможных причин расстройства и окажет содействие в поисках мало-мальски эффективной (лекарственной или психологической) терапии. По лицу можно будет сказать, как и в каком темпе должна развиваться болезнь.
С другой стороны, эти результаты указывают лишь на корреляцию между чертами лица и неврологическими нарушениями, а это значит, что у нейрофизиологов и молекулярных биологов появляется новая головная боль: как объяснить всю эту физиогномику на языке клеток и биомолекул.
по информации:
|