Главная книга сайта Форнит: «Мировоззрение». Другие книги:
«Познай себя», «Основы адаптологии», «Вне привычного» и Лекторий МВАП.
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/2438
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/608808/.

Осознание себя у шимпанзе

Для проверки самосознания у шимпанзе учёные предложили обезьянам сыграть в видеоигру, где им надо было управлять курсором. Как показали эксперименты, шимпанзе сумели найти связь между собственными действиями и движениями курсора по экрану.

 

Шимпанзе за видеоигрой (фото Primate Research Institute, Kyoto University).

 

Вопрос о том, обладают ли животные самосознанием, беспокоит учёных давно. Долгое время считалось, что смотреть на себя со стороны — исключительно человеческая способность. Потом выяснилось, что некоторые животные способны узнавать себя в зеркале и на изображениях; такими «умницами» оказались дельфины, слоны и, конечно, обезьяны. И, хотя эксперименты с зеркалами и фотографиями демонстрировали наличие представления о самих себе, оставалось неясным, как именно животные получают информацию о том, что они — это они?

Двое японских исследований из Института изучения приматов в Киото подвергли нескольких шимпанзе тесту, который был разработан для наблюдения за развитием шизофрении у человека. При шизофрении больной часто чувствует, что не может контролировать свои действия, так как «им управляет кто-то другой». Учёные предположили, что контроль над собой, осознание собственных действий могут лежать в основе самосознания у приматов.

Трём самкам шимпанзе предложили сыграть в видеоигру. С помощью сенсорного экрана животные должны были управлять движениями курсора на мониторе; если курсор достигал какой-то определённой точки, обезьяны получали награду. Шимпанзе быстро сообразили, в чём дело, и начали резво гонять стрелку по экрану.

Тогда условия эксперимента были изменены. На экране появились два курсора, при этом один был управляемым, а второй просто повторял движения животного, записанные во время предыдущего опыта. Задание осталось прежним: с помощью управляемого курсора получить награду. Если бы обезьяны запутались в курсорах (тем более что один из них повторял их же старые ужимки), это говорило бы о том, что они не понимают связи между своими действиями и перемещением курсора, а в игре реагируют только на «картинку» и совпадения.

Но шимпанзе сумели-таки отличить «свой» курсор от автоматического, и частота верного «умозаключения» составляла 90%. А когда обезьянам предлагали управлять курсором при отключённом сенсорном экране — животные теряли интерес к происходящему, поскольку ни один из курсоров не откликался на их усилия.

Наконец, самым «одарённым» был предложен последний вариант, когда «интерактивный» курсор имел погрешности в управлении, то есть не слишком точно повторял движения шимпанзе либо реагировал с запозданием. Но обезьяны и в этом случае сумели осознать связь между собственными движениями и метаниями стрелки по экрану.

По словам японских учёных, чья статья на эту тему опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B, их эксперименты ясно свидетельствуют о том, что люди и приматы разделяют некие базовые когнитивные процессы, лежащие в основе высшей нервной деятельности. В общем, наши родственники становятся нам всё ближе...

Подготовлено по материалам Франс Пресс и LiveScience.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Почему артисты становятся президентами
Про то, как опытные журналюги, блоггеры и артисты используют свои навыки для вранья в пользу своих представлений и активно продвигают это вранье методами изощренной, давно отрепетированной риторики.
: Почему артисты становятся президентами.
26-06-2019г.

Особенности понимания схемотехнических систем
В чем заключаются основные причины современного недопонимания функций адаптивных уровней эволюционного развития мозга: Особенности понимания схемотехнических систем.
22-03-2019г.

Про свободу слова
Эссе про свободу слова, демократию и о том, что делать с потоками лжи, которые проистекают от слова высказанного: Про свободу слова.
20-03-2019г.

Оптимальная скорость творчества
Нужно ли стремиться к максимальной скорости творчества и его производительности? Оптимальная скорость творчества.
13-03-2019г.

Конструирование модели социума мира будущего
Модель будущего на основе представлений об организации психики: Конструирование модели социума мира будущего.
24-02-2019г.

Занятия по адаптологии
Асинхронная онлайн-школа: занятия.
14-10-2018г.

О поддержке онлайн-обучения на сайте Форнит
Инструменты для создания своей онлайн-школы: О поддержке онлайн-обучения на сайте Форнит.
08-10-2018г.

Общество мифов
Как не достичь этического дна, когда высказанное слово – есть ложь: Общество мифов.
16-09-2018г.

О реорганизации академической науки
Cделана попытка найти направления к решению проблем академической науки именно на основе модели организации психики: О реорганизации академической науки.
05-09-2018г.

Рефлексы и автоматизмы: обобщение
Это – обобщение эволюционного развития механизмов реализации адаптивных реакций в новых условиях от условных рефлексов до осознанно сформированных автоматизмов:
Рефлексы и автоматизмы: обобщение.
27-08-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:14801645