Короткий адрес страницы: fornit.ru/2438
Содержание журнала Достижения науки, техники и культуры
Ссылка на первоисточник статьи: http://science.compulenta.ru/608808/.

Осознание себя у шимпанзе

Для проверки самосознания у шимпанзе учёные предложили обезьянам сыграть в видеоигру, где им надо было управлять курсором. Как показали эксперименты, шимпанзе сумели найти связь между собственными действиями и движениями курсора по экрану.

 

Шимпанзе за видеоигрой (фото Primate Research Institute, Kyoto University).

 

Вопрос о том, обладают ли животные самосознанием, беспокоит учёных давно. Долгое время считалось, что смотреть на себя со стороны — исключительно человеческая способность. Потом выяснилось, что некоторые животные способны узнавать себя в зеркале и на изображениях; такими «умницами» оказались дельфины, слоны и, конечно, обезьяны. И, хотя эксперименты с зеркалами и фотографиями демонстрировали наличие представления о самих себе, оставалось неясным, как именно животные получают информацию о том, что они — это они?

Двое японских исследований из Института изучения приматов в Киото подвергли нескольких шимпанзе тесту, который был разработан для наблюдения за развитием шизофрении у человека. При шизофрении больной часто чувствует, что не может контролировать свои действия, так как «им управляет кто-то другой». Учёные предположили, что контроль над собой, осознание собственных действий могут лежать в основе самосознания у приматов.

Трём самкам шимпанзе предложили сыграть в видеоигру. С помощью сенсорного экрана животные должны были управлять движениями курсора на мониторе; если курсор достигал какой-то определённой точки, обезьяны получали награду. Шимпанзе быстро сообразили, в чём дело, и начали резво гонять стрелку по экрану.

Тогда условия эксперимента были изменены. На экране появились два курсора, при этом один был управляемым, а второй просто повторял движения животного, записанные во время предыдущего опыта. Задание осталось прежним: с помощью управляемого курсора получить награду. Если бы обезьяны запутались в курсорах (тем более что один из них повторял их же старые ужимки), это говорило бы о том, что они не понимают связи между своими действиями и перемещением курсора, а в игре реагируют только на «картинку» и совпадения.

Но шимпанзе сумели-таки отличить «свой» курсор от автоматического, и частота верного «умозаключения» составляла 90%. А когда обезьянам предлагали управлять курсором при отключённом сенсорном экране — животные теряли интерес к происходящему, поскольку ни один из курсоров не откликался на их усилия.

Наконец, самым «одарённым» был предложен последний вариант, когда «интерактивный» курсор имел погрешности в управлении, то есть не слишком точно повторял движения шимпанзе либо реагировал с запозданием. Но обезьяны и в этом случае сумели осознать связь между собственными движениями и метаниями стрелки по экрану.

По словам японских учёных, чья статья на эту тему опубликована в журнале Proceedings of the Royal Society B, их эксперименты ясно свидетельствуют о том, что люди и приматы разделяют некие базовые когнитивные процессы, лежащие в основе высшей нервной деятельности. В общем, наши родственники становятся нам всё ближе...

Подготовлено по материалам Франс Пресс и LiveScience.


Обсуждение Еще не было обсуждений.




Оценить статью >> пока еще нет оценок, ваша может стать первой :)

   
Архив новостей
Анонсы новостей    http://www.scorcher.ru/xml/news.rss - что это?
Что люди узнали о мозге
Обобщение исследований организации психики на 2018 год: Что люди узнали о мозге.
17-08-2018г.

Протест очевидности или почему люди спорят?
Невероятное у нормальных людей и животных стимулирует исследовательское поведение, а очевидное заставляет оставаться при своем мнении: Протест очевидности или почему люди спорят?.
06-08-2018г.

Как жить чужим умом
Оптимальная стратегия использования чужих решений: Как жить чужим умом.
30-07-2018г.

Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина
Замечания по отдельным характерным спорным утверждениям: Комментарии по лекциям Вячеслава Дубынина.
27-07-2018г.

Социальная значительность
О всеобъемлющей, нарастающей проблеме общества: Социальная значительность.
19-07-2018г.

Расширение личной памяти
Каждый авторизованный может расширить свою память: Расширение личной памяти.
18-06-2018г.

Адаптивное обучение
Статья определяет необходимое в организации идеальной системы обучения с учетом механизмов организации психики - как иерархической системы усложняющихся уровней индивидуальной и социальной адаптивности (системы адаптивности на основе произвольности).
Адаптивное обучение.
18-05-2018г.

Тишина мысли
О выделенной зоне субъективного осознания и барьере произвольного внимания: Тишина мысли.
03-05-2018г.

Социальные проблемы психики
Цель статьи - показать общее сплетение проблем современности, увидеть общие основы, их порождающие: Социальные проблемы психики.
08-04-2018г.

Развитие ребенка и влияние родителей
Как родители и педагоги могут оптимизировать развитие ребенка и его обучение: Развитие ребенка и влияние родителей.
24-03-2018г.

Яндекс.Метрика
 посетителейзаходов
сегодня:11
вчера:00
Всего:13301483