Психологи из
Адольф Вильям Бугро. «Жажда» (1886). В первом из проведенных опытов приняли участие 90 студентов. Добровольцев разделили на две группы: тем, кто попал в первую, была предоставлена питьевая вода, а студентам из второй группы пришлось съесть некоторое количество сухих крендельков, посыпанных солью. После этого участникам предлагалось оценить свой «уровень жажды» по семибалльной шкале; разумеется, во второй группе он оказался выше. Затем добровольцев усаживали на расстоянии около 90 см от бутылки с водой и просили указать, как далеко она находится.
Среднее оценочное расстояние в первой группе оказалось равно 71, а во второй — 64 см.
Желанный предмет из второго эксперимента уже не был связан с физиологическими потребностями. Авторы пригласили 120 студентов и точно так же разделили их на две группы. Подопытные вставали в 140 см от стола, на котором лежала купюра номиналом 100 долларов, и оценивали расстояние, отделяющее от нее. У студентов из второй группы при этом сохранялся шанс забрать банкноту себе: нужно было всего лишь вытянуть карту из находившейся рядом колоды, и если она совпадала с той картой, которую испытуемые специально указывали до начала эксперимента, купюра переходила к ним в руки.
Результаты этого опыта не слишком отличались от полученных ранее: в первой группе дистанцию оценивали в 150, а во второй — в 130 см.
Во всех остальных экспериментах были зафиксированы аналогичные зависимости. По мнению исследователей, обнаруженный ими эффект объясняется довольно просто: иллюзорное приближение желанных предметов стимулирует человека, и он стремится как можно скорее достичь желанного объекта и удовлетворить свои потребности.
Подготовлено по материалам
|