Mario Beauregard) проведено не совсем обычное исследование: они захотели изучить изменения, происходящие в работе мозга при переживании религиозного опыта. Для эксперимента были приглашены 15 монашек из ордена кармелитов.">
![]() Монашки ордена кармелитов из Оклахомы запечатлены, судя по всему, не во время переживания мистического опыта (фото с сайта oksister.com). |
Группой нейробиологов из университета Монреаля (
Борегар сказал, что его очень интересовало, какие процессы происходят в мозге во время эпизодов, связанных с мистическими чувствами.
Во время эксперимента исследователи проводили функциональное магниторезонансное сканирование и просили монашек оживить в памяти самые яркие мистические ощущения. Сканировать во время молитвы не получилось – монашки сказали, что не могут устанавливать связь с Богом, когда захотят.
Исследователи обнаружили несколько областей мозга, в которых при вспоминании мистического опыта активность была выше, чем в областях, отвечающих за эмоции. К примеру, высокой она оказалась в зоне так называемого хвостатого ядра, ассоциирующегося с чувствами радости и блаженства.
Исследователи обнаружили также активность в областях, связанных с телесными ощущениями в целом, что, возможно, и объясняет ощущение единства с Богом и с окружающими людьми. Кроме этого, обнаружились нейрофизиологические изменения, типичные для глубокого сна и медитации.
В предыдущих исследованиях уже высказывалось предположение о связи такого опыта с особой зоной мозга. В частности, работа с пациентами, страдающими эпилепсией и проявляющими религиозные чувства, показала, что возбуждение в области, называемой темпоральным кортексом, может быть связанной с религиозными чувствами.
Новое исследование показало, что при религиозном опыте усиливается активность не только в темпоральном кортексе, но и в других областях. Поэтому, по мнению Борегара, религиозный опыт – комплексное эмоционально-когнитивное явление.
Результаты этой работы отличались от предыдущих исследований, что, возможно, связано с разными условиями экспериментов, ведь в данном случае был не собственно сам опыт, а воспоминания о нём.
Борегар говорит, что возможно воспроизвести переживания монашек, используя специальную технику, и хотел бы попробовать сделать это в будущем.
Профессор Ричард Слоан (Richard Sloan) из медицинского центра
университета Колумбии (
Результаты опыта
Анонсы новостей ![]() |
Эссе «Одушевление» Литературная демонстрация общей структуры самоощущения для всех живых существ, обладающих механизмами субъективных абстракций: Эссе «Одушевление». 20-03-2022г. |
Суть самоощущения Просто и ясно показывается сущность явления самоощущения: Суть самоощущения. 23-02-2022г. |
Комментарии к статье К.В.Анохина: «Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания» Комментарии к статье К.В.Анохина: «Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания». 10-02-2022г. |
Комментарии к книге Дэвид Иглмен Мозг: «Ваша личная история» Комментарии к книге Дэвид Иглмен Мозг: «Ваша личная история». 02-02-2022г. |
Реализация моделей живых существ Итоги программной реализации систем индивидуальной адаптивности на основе жизненный параметров: Реализация моделей живых существ. 11-12-2021г. |
Анонс религии «Наука» Анонс религии «Наука»: Вера в науку. 31-10-2021г. |
Критические периоды развития у человека и вундеркинды Делаются определённые обобщения, коррелирующие с моделью представлений об организации механизмов психики МВАП: Критические периоды развития у человека и вундеркинды. 13-12-2020г. |
Обобщение материалов исследований сетчатки глаза Сетчатка: Обобщение материалов исследований сетчатки глаза. 07-11-2020г. |
Проблемы академической науки Безынициативность в отсутствие личного интереса, план по валу статей, все большая коммерческая составляющая и многое другое: Проблемы академической науки. 11-10-2020г. |
Ориентировочный рефлекс Обобщение фактических данных исследований по функции и механизмам ориентировочного рефлекса – границы между рефлексами и сознанием: Ориентировочный рефлекс. 20-09-2020г. |
|