Короткий адрес страницы: fornit.ru/3807
На форум
  Автор

Распределенное социальное обучение

(Просмотров: 5935)
Aglas
Имеет права модератора этой темыScorcher God

Сообщений: 484
1. « Сообщение №39517, от Август 27, 2013, 01:49:15 PM»

Читал на днях одну статью (случайно попалась) про муравьишек
Автор: Резникова Ж.И.
Вот ссылка

Понравилась мысль о распределенном социальном обучении.
Автор (который уже не один год занимается муравьями) на их примере (в статье приводятся эксперименты) заключила одну закономерность:

Муравьи изначально не всегда рождаются с полноценно-работающим стереотипом поведения. Однако со временем они овладевают им. То есть, "учатся инстинкту".
Гипотеза распределенного социального обучения состоит в том, что в популяции присутствуют немногочисленные носители целостных стереотипов поведения, достаточно сложных и не всегда востребованных. В ситуациях, когда соответствующее поведение оказывается полезным, эти особи служат "катализаторами" для более многочисленных носителей отдельных (до поры "спящих") фрагментов генетических программ определяющих эти стереотипы.
Путем такой простой и универсальной формы обучения, как социальное облегчение, степреотипы достраиваются до целостных, и таким образом распространение новой в популяции формы поведения происходит без привлечения столь сложных феноменов, как культурная преемственность.
Ключевым свойством "аудитории", наблюдающей за результатами деятельности носителей целостного стереотипа, является врожденная предрасположенность к выполнению определенных стереотипов поведения, типичных для вида, но не входящих в основной поведенческих репертуар до той поры, пока условия соответствующим образом не изменились.
Таким изменением может быть появление новой массовой добычи или новых врагов, вследствии скажем миграции или колебаний численности.



То есть, условно говоря, муравьи имеют набор возможных простых поведений. (Кубики, Возможность оперировать кубиками, без понимания как их можно скомбинировать вместе)
Есть муравьи, которые имеют полноценное готовое поведение (Кубики связаны определенным образом). Если их поведение дает результат, то другие обучаются этой форме поведения (достраивают связи между кубиками).
В случае, если условия меняются и становится результативным другое поведение, и есть небольшой процент представителей с готовым поведением, то происходит смена поведения (кубики достраиваются в новый поведенческий акт) опять же с помощью упрощенного социального обучения путем наблюдения.
Таким образом, может достигаться адаптация к новым условиям (в рамках имеющихся возможностей простых стереотипов поведения).


Что думаете? Правдоподобна гипотеза?


Род: Мужской
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 11369


E-Mail
2. « Сообщение №39518, от Август 27, 2013, 02:15:33 PM»

Муравьи, как и пчелы и т.п. насекомые с особо сложной нервной системой (и особо большим в сравнении с другими насекомыми видами), уже имеют основы организации личного адаптивного поведения не только. И они не исключение в том, что наследственно поведение не передается, а лишь определяется возможность его формирования - облегченная предрасположенность. Вот по ссылке - именно об этом речь, как эта предрасположенность реализуется в условиях, обеспечивающих формирование поведенческого стереотипа из того, что к нему уже было подготовлено: нужные признаки рецепторного восприятия, рядышком - моторные нейроны. В общем, примерно такая же основа в плане предрасположенности и у человека: он имеет то, что позволяет формировать стереотипы, только реализуется это гораздо сложнее, но у человека должны быть и более древние предрасположенности, формирующие стереотип без участия сознания, то, что называем инстинктами. И эти инстинткты, так же как у описанных муравьев, формируются только в соотвествующих условиях, а без них не востребуются. Э таким стереотипам относятся речевые и многие другие.



Спасибо за это сообщение! Благодарность от: Aglas

Aglas
Имеет права модератора этой темыScorcher God

Сообщений: 484
3. « Сообщение №39524, от Август 27, 2013, 04:47:59 PM»

автор: nan сообщение 39518
В общем, примерно такая же основа в плане предрасположенности и у человека: он имеет то, что позволяет формировать стереотипы, только реализуется это гораздо сложнее

То есть, можно сказать, что в каждом из нас дремлют зачатки каких-то способностей, которым нужна небольшая достройка, чтобы она реализовалась полноценно.
И если человек встретил в своей жизни носителя (или благоприятные условия) данного репертура поведения или способностей, то эти зачатки разовьются.

И поскольку сейчас большая обогащенная среда для людей и вероятность встретиться с носителями разных способностей, то и повышается вероятность, что данные стереотип разовьется.
Правда сразу вопрос: поскольку мы обладаем зачатками не одних способностей, то как активное развитие одной способности влияет на возможность раскрытия другой?


Род: Мужской
nan
Имеет права полного администратора сайта - админ

Сообщений: 11369


E-Mail
4. « Сообщение №39531, от Август 28, 2013, 08:38:09 AM»

У людей есть то, что позволяет развивать практически у каждого определенные навыки, востребованные социально, те предрасположенности, что были отобраны для нашего вида эволюцией. Но даже они имею очень большой разброс в индивидуальной реализации этих предрасположенностей. Вот речь начинает закладываться еще внутриутробно, когда внешние звуки разговоров, характерных для данной культуры родителей, формируют первичные и более сложные распознаватели "без учителя". На их основе с развитием продолжают формировать более сложные структуры распознавателей, но только в раннем детском возрасте они доходят до распознавателей речевых зон, а если на любом из предыдущих этапов будет недостаточность слышания речи, то будут образовываться пробелы, вплоть до эффекта маугли. И это уже невосполнимо, если нарушено образования распознавателей доосознаваемого уровня корректировки - нужные периоды критического созревания зон миновали.

И вот, кто-то очень легко и свободно пользуется речью, а кто-то остается на уровне эллочки-людоедки.