ЗАБАВНЫЕ ПРАВИЛА БУДДИЙСКИХ МОНАХОВ
Заранее прошу прощения, если вдруг среди наших форумчан есть буддийские монахи. Смеяться над чужими правилами возможно так же глупо как и смеяться над чужой фамилией.
источник информации
Патимокха.
место патимокхи в буддийском каноне
Есть буддийский канон "Типитака" (или "Трипитака"), почитаемый самой древней и консервативной из современных буддийских школ. Эта школа называется "Тхеравада", её ещё иногда называют "Хинаяной" - "Малой колесницей". Другие школы имеют свои каноны, являющиеся модификациями (иногда значительными).
Канон состоит из трех частей. Первая часть - "Виная-питака", в основном повествует о правилах для монахов. Остальные две части в этом сообщении обсуждаться не будут. Виная-питака является наименее модифицированной в других канонах. Поэтому упомянутые здесь правила прежде всего касаются школы Тхеравады, но в других школах почти такие же. Какие именно отличия у правил других школ - я сейчас не знаю.
Итак, Винная-питака суть одна из трех частей древнейшего канона. Винная-питака в свою очередь тоже состоит из трех частей. Первая часть - "Сутта-вибханга". Сутта-вибханга является комментарием "Патимокхи". Патимокха - пока все что удалось мне найти в русском переводе из писаний имеющих хоть какое-то отношение к Виная-питаке.
важность буддийских правил для небуддистов
Не зная правил жизни буддийских монахов мы не можем иметь обоснованного мнения о буддизме. Мы будем думать о них то, что сами себе нафантазируем, и не будем знать каковы же их условия жизни на самом деле. Ознакомление с правилами может поменять мнение о буддизме в лучшую или худшую сторону, и это изменение будет шагом к объективности.
место правил в буддизме
Правила строгие, но предписаны для монахов. Их не нужно соблюдать буддистам-мирянам. В буддизме есть основная цель. Согласно писаниям буддизма достичь её могу только монахи. Буддистам-мирянам обещается не многое - всего лишь возможность стать монахами позже, в этой или "следующей" жизни. В итоге монашеские правила формально становятся неизбежными для буддистов. Это очень строгое положение дел. Многим оно не понравилось. Поэтому со временем появились школы буддизма дающие больше обещаний буддистам-мирянам.
характер правил
В целом правила направлены на поддержание пожизненного целомудрия, бедности, доброты.
принципы отбора
Эти правила позабавили лично меня, и могут не позабавить вас. Отобраны правила, нарушение которых привычно для нас. Или те, которых мы придерживаемся интуитивно, и нарушение выглядит смешным или трудноосуществимым. Или те, которые показались мне слишком формальными. Или если предписано смешное наказание (например молча стоять возле человека с расчетом что его совесть загрызет). Или если запрещается настолько коварное нарушение, что трудно себе такое вообразить. Или если проступок похож на обычную традиционную шалость современных школьников.
микрословарь
Сангха - община буддийская монашеская.
Локоть Сугаты – примерно 25 см.
Гхи - не знаю, похоже еда какая-то.
особое примечание
Послушник и монах это не одно и то же. Послушник ниже. Фигурирует здесь только в одном правиле. Послушник это как бы недомонах, и если за возражение против учения о препятствиях монаху делается выговор, то послушника сразу выгоняют из общины.
забавные правила (из патимокхи)
РАЗДЕЛ ПАРАДЖИКА
4. Если какой-либо монах, не обладающий истинным знанием, хвастается достижением сверхнормальных человеческих состояний, говоря: "Так я знаю, так я вижу", так что, несмотря на то, будет или нет он проверен позднее, – такой монах потерпел поражение и более не состоит в сангхе.
Поводом для формулирования данного правила послужил один монах, который хвастался своими достижениями перед мирянами , рассчитывая повысить свой авторитет и получать больше подаяния.
РАЗДЕЛ САНГХАДИСЕСА
9. Если какой-либо монах, полный зависти, гнева или недовольства, используя различные уловки, необоснованно обвинит другого монаха в нарушении, требующем исключения из сангхи, думая: "Таким способом я отлучу его от монашеской жизни", независимо от того, будет или нет он проверен позднее, если обвинение необоснованно и монах признает свой гнев, это требует начального и последующего собрания сангхи.
10. Если какой-либо монах агитирует за раскол в сангхе, или настаивает на поднятии таких спорных вопросов, которые могут привести к расколу в сангхе, тогда монахи должны предупредить его так: "Не агитируйте, уважаемый, за раскол в сангхе и не настаивайте на поднятии спорных вопросов, ведущих к расколу. Пусть уважаемый помирится с сангхой, с сангхой в согласии, свободной от диспутов, проводя совместную декламацию (Патимоккхи), пусть уважаемый живет в мире".
Если этот монах настаивает как прежде, пусть община предупредит его до трех раз. Если после этого монах изменит свой образ действий, то это хорошо; если же не оставит – это требует начального и последующего собрания сангхи.
11. Если какие-либо монахи – один, два или три – последователи того монаха-раскольника, будут говорить: "Не предупреждайте, уважаемые, этого монаха никаким способом. Он образец Дхармы, он образец Винаи. Он действует с нашего согласия и одобрения. Он знает, он учит нас, он радует нас". Тогда другие монахи должны предупредить их таким образом: "Не говорите так, уважаемые. Этот монах не образец Дхармы, не образец Винаи. Не поощряйте, уважаемые, раскол в сангхе. Пусть уважаемые помирятся с сангхой, с сангхой в согласии, свободной от диспутов, проводя совместную декламацию (Патимоккхи), пусть уважаемые живут в мире".
Если эти монахи настаивают как прежде, пусть община предупредит их до трех раз. Если после этого монахи изменят свой образ действий, то это хорошо; если же не оставят – это требует начального и последующего собрания сангхи.
Предупреждение сторонникам раскольника должно быть вынесено как можно быстрее, так как когда их станет четверо, они смогут образовать отдельную общину (в общине должно быть по крайней мере четыре монаха); а одна община не может накладывать наказание на другую общину. (Махавагга 9. 2)
12. В случае, если монах по природе упрям, – так что, будучи должным образом предупрежден монахами, он не слушает никого, возражая: "Уважаемые, не говорите мне ничего, ни хорошего, ни плохого, и я не буду говорить вам ничего, ни хорошего, ни плохого. Воздержитесь, почтенные, предупреждать меня." В этом случае монахи должны предупредить его таким образом: "Пусть уважаемый не упрямится. Пусть уважаемый выслушает мнение других монахов. Пусть уважаемый наставляет других монахов в правильном образе действий, и пусть другие монахи наставляют уважаемого в правильном образе действий. Именно так было преподано Блаженным: пусть монахи обучаются через взаимное предупреждение и взаимное оправдание".
И если после этого монах настаивает как прежде, пусть община предупредит его до трех раз. Если после этого монах изменит свой образ действий, то это хорошо; если же не оставит – это требует начального и последующего собрания сангхи.
РАЗДЕЛ НИСАГГИЯ ПАЧИТТИЯ
8. В случае, если мужчина или женщина – домохозяева приготовили определенную сумму денег для неродственного им монаха, думая: "Купив одежду на эти деньги, я обеспечу такого-то монаха одеждой"; и если монах, определенно не приглашенный для этой цели, придет к домохозяину и будет делать намеки относительно одежды, говоря: "Это было бы в самом деле хорошо, если бы вы обеспечили меня одеждой такого и такого образца", – из желания получить что-нибудь красивое, – тогда этот предмет одежды требует расплаты и признания.
10. В случае, если царь, царский министр, брахман или домохозяин пошлет денежный взнос для какого-либо монаха через посланника, сказав: "Купив одежду на эту сумму, обеспечь такого-то монаха одеждой"; и когда посланник, прибыв к монаху, сообщит ему: "Эта денежная сумма была послана для пользы уважаемого. Пусть уважаемый примет эти деньги", тогда монах должен ответить так: "Мы не принимаем деньги, мой друг. Мы принимаем одежду (или ткань), соответствующую определенному сезону".
Если посланник скажет монаху: "Имеет ли уважаемый монах помощника?", – тогда монах, если он желает одежду, может указать на помощника – монастырского служащего или мирянина, сказав: "Вот это, мой друг, помощник монаха." Если посланник, проинструктированный помощником, подойдет к монаху и скажет: "Я получил инструкции от помощника, на которого вы указали. Пусть уважаемый пойдет к нему, и он обеспечит вас одеждой в соответствии с сезоном"; после этого монах, придя к помощнику, может напомнить ему один, два или три раза: "Я нуждаюсь в одежде". Если после этого помощник обеспечит его одеждой, то это хорошо. Если же не обеспечит, тогда монаху следует четвертый, пятый или шестой раз стоять около него молча. Если помощник после этого обеспечит его одеждой, то это хорошо. Если же он обеспечит монаха только после дальнейших просьб, тогда это требует расплаты и признания.
Если же помощник не обеспечит монаха одеждой после должной процедуры, тогда монах должен пойти туда, откуда были посланы деньги, или послать посланника, сказав: "Те деньги, что вы, уважаемый, послали такому-то монаху, не принесли ему пользы. Возьмите назад то, что принадлежит вам. Пусть то, что принадлежит вам, не будет потеряно". Такова надлежащая процедура в этом случае.
14. Когда новый коврик изготовлен монахом, он должен служить по меньшей мере шесть лет. Если менее чем через шесть лет монах приобретет новый коврик, независимо от того, сохранил он старый или нет, тогда – если это не было утверждено монахами – это требует расплаты и признания.
15. Когда монах изготавливает новый коврик для сидения, в него должен быть включен кусок старого коврика размером "локоть Сугаты" с каждой стороны. Если монах изготовит новый коврик, не включив в него кусок старого, это требует расплаты и признания.
22. Если какой-либо монах, имея чашу для сбора подаяния, вынесшую менее чем пять починок, просит новую чашу, это требует расплаты и признания.
Чаша должна быть отдана в расплату сопровождающим его монахам. Эти монахи должны вернуть ему старую чашу, сказав: "Вот, монах, ваша старая чаша. Держите ее у себя до тех пор, пока она не разобъется". Такова надлежащая процедура в данном случае.
23. Существует пять средств, поддерживающих силы: гхи, "масло из плоти", масло, мед и сахар (патока). Эти средства могут быть приняты больным монахом. После принятия он может держать их в запасе не более семи дней, в ином случае это требует расплаты и признания.
25. Если какой-либо монах, собственноручно отдав предмет одежды или ткань другому монаху, затем, будучи разгневанным и недовольным, будет отнимать – или отнимет – ее назад, это требует расплаты и признания.
27. В случае, если у мужчины или женщины – домохозяев есть ткачи, которые делают для них полотно, и если монах, определенно не приглашенный для этой цели, придет к ткачам и будет давать им указания относительно ткани, говоря: "Эта ткань, друзья, должна быть соткана для моей пользы. Сделайте ее длинной, сделайте ее широкой, сотките ее ровно, плотно, и, возможно, я вознагражу вас за это каким-нибудь небольшим подарком", – и если впоследствии монах вознаградит их каким-либо небольшим подарком, пусть даже пищей, собранной подаянием, эта ткань требует расплаты и признания.
28. За десять дней до полной луны третьего месяца Каттика в октябре, если одежда "настойчиво" преподнесена монаху, он может принять ее, если считает, что она преподнесена "настойчиво". Если он принял ее, он может держать ее на протяжении всего сезона одежды. После этого срока, она (эта одежда) требует расплаты и признания.
РАЗДЕЛ ПАЧИТТИЯ
4. Если какой-либо монах декламирует с мирянином Дхамму строка за строкой, это требует признания.
8. Если какой-либо монах сообщает мирянину о действительном достижении сверхнормальных человеческих состояний, такой поступок требует признания.
10. Если какой-либо монах копает или вскопал почву – такой поступок требует признания.
16. Если какой-либо монах сознательно лег в принадлежащем общине жилище, чтобы посягнуть на место монаха, прибывшего ранее, с расчетом на то, что "тот, кого это будет стеснять, уйдет", – причем сделал это именно по этой, и ни по какой другой причине, – такой поступок требует признания.
17. Если какой-либо монах, рассерженный и недовольный, выгоняет или вызывает изгнание другого монаха из жилища, принадлежащего общине, такой поступок требует признания.
19. Когда монах строит для себя большое жилище, он может положить два или три слоя штукатурки вокруг оконной рамы и также усилить площадь вокруг дверной рамы на ширину дверного проема. Если он применил большее количество штукатурки, такой поступок требует признания.
29. Если какой-либо монах сознательно ест пищу, выпрошенную для него монахиней, за исключением случая, когда домохозяева заранее предназначали пищу для него (т. е. до ее просьбы), такой поступок требует признания.
35. Если какой-либо монах, поев и отказавшись от дальнейшего угощения, затем будет есть в другом месте, такой поступок требует признания.
36. Если какой-либо монах, сознательно желая, чтобы другой монах совершил ошибку, преподносит пищу этому (второму) монаху, после того как он поел и отказался от дальнейшего угощения, говоря: "Вот, монах, попробуй вот этого", и если это будет съедено, тогда такой поступок требует признания.
42. Если какой-либо монах говорит другому монаху: "Пойдем, мой друг, в ту или иную деревню для сбора подаяния", и затем, независимо от того, получил он подаяние или нет, начнет прогонять другого монаха, говоря: "Уходи, мой друг. Я не хочу сидеть или разговаривать с тобой. Я предпочитаю сидеть или разговаривать в одиночку"; и если он поступает так по этой причине, а не по какой другой, тогда такой поступок требует признания.
48. Если какой-либо монах, без необходимой причины, идет посмотреть на армию во время боевых или учебных действий, то такой поступок требует признания.
52. Щекотание с помощью пальцев требует признания.
53. Игры в воде требуют признания.
55. Если какой-либо монах пытается испугать другого монаха, то такой поступок требует признания.
56. Если какой-либо монах ищет тепла для себя и разжигает или разжег огонь, тогда – если на это нет особых причин – такой поступок требует признания.
57. Если какой-либо монах купается с интервалом менее чем в две недели, за исключением надлежащих случаев, то такой поступок требует признания. Надлежащие случаи здесь таковы: последние полтора месяца горячего сезона, первый месяц сезона дождей, два с половиной месяца жары, время лихорадки, время болезни, время работы, время нахождения в странствии, время ветра или дождя. Таковы надлежащие случаи здесь.
60. Если какой-либо монах прячет или спрятал чашу, одежду, футляр для иголок или пояс другого монаха – хотя бы в виде шутки – то такой поступок требует признания.
66. Если какой-либо монах сознательно и по договоренности путешествует вместе с караваном воров, хотя бы на расстояние от одной деревни до другой, то такой поступок требует признания.
70. И если какой-либо послушник будет говорить следующее: "Насколько я понимаю Дхамму, преподанную Блаженным, те действия, которые Блаженный назвал препятствиями, на самом деле не являются истинными препятствиями", тогда монахи должны сказать ему так: "С этого самого дня, друг послушник, более не говори о Блаженном как о своем учителе, ни даже не старайся провести две или три ночи вместе с монахами. Уходи от нас! Прочь с наших глаз!"
И если какой-либо монах сознательно поддерживает, принимает службу, соглашается или отдыхает в одном жилище с таким послушником, то такие действия требуют признания.
71. Если какой-либо, предупрежденный монахами в соответствии с правилами, говорит: "Друзья, я не буду вести себя в соответствии с этим правилом, до тех пор пока я не расспрошу об этом правиле другого монаха, опытного и обученного в дисциплине", то такой поступок требует признания.
Монахи, правила поведения следует понимать, о них следует расспрашивать, о них следует размышлять. Таково надлежащее поведение здесь.
72. Если какой-либо монах, во время декламации правил Патимоккхи, говорит: "Зачем эти меньшие и второстепенные правила поведения, когда они ведут только к беспокойству, озабоченности и замешательству?" – критицизм в отношении правил требует признания.
73. Если какой-либо монах, во время декламации правил Патимоккхи каждые две недели, говорит: "Только сейчас я услышал, что этот случай включен в правила Патимоккхи, передается в Патимоккхе, упоминается в декламации каждые две недели", и если другие монахи знают: "Этот монах уже слышал две или три декламации правил Патимоккхи, если не больше", в этом случае для монаха незнание не может служить оправданием. Какое бы нарушение он не совершил, с ним следует поступить согласно правилам. Кроме того, этот обман заслуживает порицания: "Это недостойно вас, это неправильно, что во время декламации Патимоккхи вы не уделяли правилам достаточного внимания". Такой поступок требует признания.
86. Если какой-либо монах имеет футляр для иголок, сделанный из слоновой кости, кости или рога, то такой поступок требует признания, а футляр должен быть разбит.
87. Когда монах делает новую кровать или скамью, ножки у нее должны быть не более восьми пальцев в длину – используя "палец Сугаты", – считая от нижнего края каркаса. Излишек должен быть отрезан, а нарушение признано.
88. Если какой-либо монах имеет обитую кровать или скамью, то обивка должна быть снята, а нарушение признано.
92. Если какой-либо монах имеет одежду, по размеру равную или большую, чем одежда Сугаты, избыток должен быть отрезан, а нарушение признано. Размер одежды Сугаты здесь таков: девять "локтей Сугаты" в длину, шесть "локтей Сугаты" в ширину. Таков здесь размер одежды Сугаты.
РАЗДЕЛ ПАТИДЕСАНИЯ
2. В случае, когда монахи приглашены в семейный дом на трапезу, и при этом монахиня, находящаяся там, говорит: "Дайте соус сюда, дайте рис сюда", тогда монахи должны отослать ее: "Уходи отсюда, сестра, пока монахи принимают пищу". Если ни один из монахов не отошлет ее, сказав: "Уходи отсюда, сестра, пока монахи принимают пищу", тогда монахи должны признать это так: "Друзья, мы совершили недостойное действие, которое должно быть признано. Мы признаем это".
РАЗДЕЛ СЕКХИЯ
7-8. Я буду ходить /сидеть/ в людном месте с глазами, опущенными вниз: это правило должно соблюдаться.
9-10. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте с одеждой, подтянутой вверх: это правило должно соблюдаться.
11-12. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте, громко смеясь: это правило должно соблюдаться.
17-18. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте, размахивая руками: это правило должно соблюдаться.
19-20. Я не буду ходить /сидеть/ в людном месте, размахивая головой: это правило должно соблюдаться.
25. Я не буду ходить в людном месте на цыпочках или на коленях: это правило должно соблюдаться.
33. Я буду есть поданную пищу методично (т.е. не ковыряясь в чашке): это правило должно соблюдаться.
35. Я не буду есть поданную пищу кусками, выбранными из кучи: это правило должно соблюдаться.
36. Я не буду прятать приправу курри под рис из желания получить больше: это правило должно соблюдаться.
38. Я не буду заглядывать в чужую чашку, желая найти нарушение: это правило должно соблюдаться.
41. Я не буду открывать рот, не проглотив пищу: это правило должно соблюдаться.
42. Я не буду засовывать всю руку в рот во время еды: это правило должно соблюдаться.
43. Я не буду разговаривать с набитым ртом: это правило должно соблюдаться.
46. Я не буду есть, набивая пищу за щеки: это правило должно соблюдаться.
47. Я не буду есть, встряхивая пищу: это правило должно соблюдаться.
48. Я не буду есть, разбрасывая рис вокруг себя: это правило должно соблюдаться.
49. Я не буду есть, высовывая наружу язык: это правило должно соблюдаться.
50. Я не буду есть, чавкая губами: это правило должно соблюдаться.
51. Я не буду есть, шмыгая носом: это правило должно соблюдаться.
57. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках зонтик: это правило должно соблюдаться.
58. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках посох: это правило должно соблюдаться.
60. Я не буду учить Дхамме человека, который, не будучи больным, держит в руках оружие: это правило должно соблюдаться.
73. Не будучи больным, я не буду мочиться или испражняться стоя: это правило должно соблюдаться.