Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/71386 

Чтобы оставлять сообщения нужно авторизоваться.

Оригинальное сообщение от nan 2025-10-27 09:59:37

О непатриотичности Хэллоуина


Мы радостно празднуем Китайский Новый год с обилием совсем неславянских драконов, Индия и Вьетнам мало отстает от этого, у нас проходят латиноамериканские фестивали. Москва ежегодно становится центром многочисленных культурных мероприятий, среди которых особое внимание привлекают фестивали разных народов мира с участием мифических существ:

·         Международный фестиваль «Мир без границ» - а международном фестивале «Мир без границ» разнообразие мифических животных зависит от представленных стран-участниц. Одним из самых узнаваемых русских персонажей является баба Яга, обитающая в избушке на курьих ножках. Ее внешность вызывает ассоциации с опасностью и таинственностью. Леший - лесной дух-хозяин. Змей Горыныч - трехголовое огнедышащее чудовище.

·         «Зимняя сказка народов мира» - единорог - в виде огромного снежного изваяния или декораций парка. На фестивале «Зимняя сказка народов мира» участники могут встретить целый ряд мифических существ, придающих зимнему московскому пейзажу особый колорит и настроение. Каждый из этих персонажей отражает уникальные черты отдельных культур и исторических эпох. А на Масленицу сжигают чучело.

·         Дни Индии в Москве- павлин-мантикора — гибрид павлина и фантастической птицы Гаруди. Во время фестиваля «Дни Индии в Москве» посетители могут встретиться с различными мифическими существами, характерными для индийского фольклора и религии: Ракшасы - демоноподобные существа, играющие ключевую роль в индуизме. Считается, что ракшасы способны вселяться в тела живых существ и вызывать болезни, неприятности и зло. Панчаратха — это собирательный термин, используемый для обозначения пяти типов дьявольских сил, представленных в рассказах Панчатантры. Каждое существо олицетворяет разные пороки и недостатки характера, служащие уроками морали и нравственности.

·         Китайский Новый Год - наиболее распространённый образ — это огромные куклы-драконы, выполненные из шёлковой ткани, папье-маше и дерева. Популярно участие демонов-охранителей (например, Ни Цзинь и Ши Шоу) и Ян Ло Ван — повелитель загробного царства в китайской мифологии.

·         FestivalLatinoamericanodeMoscú - кецалькоатль — птица-змей, культовая фигура мексиканских мифов. Большое внимание уделяется образу Халапачи (Xalapachi) — духа ветра, способного приносить разрушения и несчастья. Наряду с ним зрители могут столкнуться с фигурой Мучачо-де-Кастро (Muchacho de Castro) — призрачным ребенком, чей крик предвещает скорую гибель кому-то поблизости.

·         Праздник Ирландской культуры - ирландский феникс — легендарная птица возрождения. Эльфы и гоблины встречаются на праздновании Дня Святого Патрика.

Хэллоуин уже давно по всему миру является народным карнавалом, и запрещать его можно, лишь исходя из кондового мракобесия «нельзя веселиться неустановленным образом!».

Но именно Хэллоуин попал в особую опалу, потому что РПЦ жестко запустило кричалки о недопустимости Хэллоуина.

·         Мы как христиане ни в коем случае не должны праздновать Хэллоуин, потому что никакое прикосновение к темной силе не проходит бесследно для человека, даже в шутливой форме.

·         Хэллоуин пришел к нам с Запада, а в самих западных странах он тянется с языческих времен. Конечно, современные участники данного «праздника», как правило, открещиваются от какой-либо мистики. Но достаточно посмотреть на атрибуты и символы Хэллоуина, чтобы увидеть духовно отрицательную суть этого явления.

·         Хэллоуин плох не игрой в переодевание, а игрой в зло. Все эти шуточки про ведьм и бесов делают инфернальный мир частью человеческого быта, хотя бы и на день, срывают табу в отношении общения с нечистой силой.

·         Хэллоуин празднуется накануне католического Дня всех святых. По поверию кельтов, духи в это время могут проникать в наш мир, то есть граница между духовным и профанным миром истончается. В нашей культуре есть аналогичные народные поверья – та же ночь перед Рождеством, вспомните Гоголя. И не христианские, а языческие традиции наших колядок тоже похожи на Хэллоуин, когда люди надевают страшные рожи – обереги. Смысл – чтобы бесы приняли за своего и не трогали.

При этом в библейских книгах есть такие ужасы как:

·         адские муки в иконах Страшного суда,

·         иссушённые пустынники, борющиеся с бесами,

·         мученики, спокойно принимающие ужасные казни.

·         «Кто злословит Бога, да будет истреблён» (Левит 24:16).

·         «Соблюдай день субботний... ибо кто делает в оный какое-либо дело, того душа истребится из среды народа своего» (Исход 31:14–15).

·         «Кто злословит отца своего или мать свою, да будет предан смерти» (Исход 21:17; Левит 20:9).

·         «Если кто купит раба-евреянина, то он шесть лет будет работать, а в седьмой — выйдет на волю даром» (Исход 21:2).

·         «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти... со страхом и трепетом» (Ефесянам 6:5; ср. Колоссянам 3:22).

·         «И поразил их [иерусалимлян] мечом... не оставил ни одного дышащего» (Навин 10:28–40).

·         «Вы слышали, что сказано: око за око... А Я говорю вам: не противься злому» (Мф. 5:38–39).

Если уж говорить о «греховности ужасов», то тогда и Данте, и Достоевский, и Андрей Рублёв (в его «Страшном суде») — все под подозрением. Но ведь именно через образ тьмы часто раскрывается свет.

Истерики РПЦ давно не удивляют, как и недавнее заявление о том, что старики уже пожили и им нужно отойти, передав детям возможность размножаться. Или призыв платить церковную десятину деньгами, натурой или трудом. Но большинство уже крепко затронутых религиозным миссионерством людей воспринимают это с непосредственностью призыва к действиям.

В том числе это подхвачено теми, кто хайпует на патриотизме.

·         Общественная палата (ОП) Бурятии опубликовала обращение, адресованное родителям, педагогам, воспитателям детсадов и молодёжи. Их призвали отказаться от празднования Хэллоуина. Учитывая высокий уровень агрессии среди детей и подростков, мы считаем неправильным предлагать им примерять образы страшных и злых персонажей, рисовать на себе кровь и ассоциировать себя со смертью. Как отметили в ОП, Хэллоуин «не имеет корней в наших традициях.

·         Народная инициатива услышана – граждане добились отмены «холуина» в Питере, инициативу людей поддержали в Госдуме и Совфеде.

·         Петербурженка, требовавшая убрать хэллоуинские интерьеры из «Перекрестка», добилась своего

·         Оскорбившаяся от вида тыкв в магазине дама записала второе видео. Хэллоуинское убранство в магазине на Ветеранов сменили на апельсины. Ранее женщина угрожала сотрудникам магазина обращением в прокуратуру за «оскорбление чувств верующих».

·         В ижевской школе № 16 собираются провести вместо Хеллоуина «Тыквенный Спас». А в лагерt дневного пребывания на каникулы 31 октября обещают провести «День тыквы». Потому что руководительница не любит Хеллоуин, а дети любят. Отменить нельзя, но если назвать праздник как-то по-другому, то и ничего страшного.

Но дети любят страшные сказки, в которых:

·         Ведьма сажает детей в клетку и кормит Гензеля досыта, ожидая, пока он станет достаточно упитанным.

·         Баба-Яга — не просто старушка в избушке на курьих ножках, а настоящая каннибалка.

·         Маленькая девочка встречает волка, который притворяется её бабушкой. Когда Красная Шапочка приходит домой, волк проглатывает бабушку целиком, а затем и саму девочку. Впоследствии охотники разрезают живот волка...

·         Героиня выходит замуж за синюю бороду, мужа с ужасающей тайной. После смерти предыдущих жен Синяя борода даёт жене ключ, запрещая ей входить в одну комнату замка. Героиня открывает дверь, обнаруживая там трупы прежних супруг, вызывая гнев супруга и едва избежав гибели.

·         В сказке «Морозко» мачеха отправляет падчерицу на мороз умирать, а родную дочь — за подарками.

·         В сказках часто встречаются восставшие мертвецы, русалки, лешие, которые заманивают людей в лес или воду, чтобы убить.

·         В сказке «Финист — Ясный Сокол» героиня проходит через множество мучений: её заставляют спать на голых иголках, варить в котле, носить раскалённые угли в руках — всё это ради того, чтобы доказать любовь.

Русские сказки часто не объясняют зла, оно просто существует как часть мира, и герой должен с ним столкнуться без гарантии спасения. Такие сказки детьми не воспринимаются как ужас, не селят в них страх, просто такой вот мир и такие бывают его герои.

Но, повзрослев, дети с упоением погружаются с настоящие жуткие истории, постигая мир ужаса и того, как возможно с этим справляться. Примеры:

·         Эдгар Аллан По - «Падение дома Ашеров»

·         Говард Лавкрафт - «Зов Ктулху»

·         Ширли Джексон - «Холм вздохов»

·         Томас Лиготти - сборники (например, «TheNightmareFactory»)

·         Стивену Кинг - «Сияние»

и огромное множество других.

В зрелом возрасте человек уже не ищет ужасов, он многое пережил, но он хорошо понимает роль и место ужасного в жизни. И этот опыт чаще всего не наработан в собственном столкновении со злом, что создает совсем иные контексты, он поэтичен. Так, стихотворение Эдгара По “Ворон” считается выдающимся в мире стихотворением, оно переведено на множество языков - это поэтический ритуал скорби.

На тусовки Хэллоуина в Москве с дорогущими билетами и заранее зомбируемыми столиками не пускают старше 30 лет. То, что запрещалось в открытую, теперь практикуется закрыто и это придает событию особой запретный шарм и огромную прибыль дельцам.

Это, конечно, не имеет ничего общего с подлинным духом Хэллоуина — праздника, восходящего к кельтскому Самону, когда граница между мирами истончается, а взрослые вспоминают о смерти, предках и тайнах бытия. Тот Хэллоуин — праздник зрелых, даже пожилых: ведь именно они ближе к порогу, о котором напоминает этот день. Но это отражает возрастной интерес к игровому переживанию атрибутов зла, что является важной составляющей развития психики.

Песня Высоцкого “Страшно аж жуть”:

В заповедных и дремучих страшных Муромских лесах
Всяка нечисть бродит тучей и в проезжих сеет страх:
Воет воем, что твои упокойники,
Если есть там соловьи, то — разбойники.
Страшно, аж жуть!

В заколдованных болотах там кикиморы живут —
Защекочут до икоты и на дно уволокут.
Будь ты пеший, будь ты конный — заграбастают,
А уж лешие так по лесу и шастают.
Страшно, аж жуть!

А мужик, купец иль воин попадал в дремучий лес,
Кто зачем: кто с перепою, а кто сдуру в чащу лез.
По причине попадали, без причины ли,
Только всех их и видали — словно сгинули.
Страшно, аж жуть!

Из заморского из лесу, где и вовсе сущий ад,
Где такие злые бесы — чуть друг друга не едят,
Чтоб творить им совместное зло потом,
Поделиться приехали опытом.
Страшно, аж жуть!

Соловей-Разбойник главный им устроил буйный пир,
А от их был Змей трёхглавый и слуга его — Вампир.
Пили зелье в черепах, ели бульники,
Танцевали на гробах, богохульники!
Страшно, аж жуть!

Змей Горыныч взмыл на древо, ну раскачивать его:
«Выводи, Разбойник, девок — пусть покажут кой-чего!
Пусть нам лешие попляшут, попоют!
А не то я, матерь вашу, всех сгною!»
Страшно, аж жуть!

Все взревели как медведи: «Натерпелись — сколько лет!
Ведьмы мы али не ведьмы, патриотки али нет?!
Налил бельма, ишь ты, клещ, — отоварился!
А ещё на наших женщин позарился!..»
Страшно, аж жуть!

И Соловей-разбойник тоже был не только лыком шит —
Он гикнул, свистнул, крикнул: «Рожа, ты, заморский паразит!
Убирайся, — говорит, — без бою, уматывай
И Вампира, — говорит, — с собою прихватывай!»
Страшно, аж жуть!..

А вот теперь седые люди помнят прежние дела:
Билась нечисть грудью в груди и друг друга извела.
Прекратилося навек безобразие —
Ходит в лес человек безбоязненно,
Не страшно ничуть!

Так что не стоит плодить лишних сущностей страха и ненависти (Оккама), а стоит воспринимать Хэллоуин как просто еще один фестиваль, неважно, что корнями не из славянских былин или христианства, которое особо грешно в описании ужасов и непотребств.

Славянская культура никогда не была замкнутой системой. Русь вбирала в себя византийское, татарское, европейское — и всё это становилось своим. Сегодня Хэллоуин в Москве или Казани — уже не американский импорт, а локальный культурный гибрид.

Я в детстве очень увлекался страшными историями и сам сочинял ужасные сказки. Мать работала библиографом в самой крутой библиотеке города и приносила мне множество книг. Однажды, студентом в стройотряде, я сказал своему киргизскому другу, что смогу испугать его сказкой, но тот не поверил. Мы забрались на гору, сели на ведра, и я начал говорит. В кульминации друг покатился вниз, грохоча ведром.

Я сегодня в чем-то гот, мне нравится темная и многозначительно беспощадная тема, потому что вся жизнь была достаточно многозначительно беспощадной. Но не ради зла как такового, а ради того поэтичного, в чем оно часто воплощается в произведениях. Это как ребенок вопит от восторга мамочке: “Ой! Смотри, как Барсик красиво шипит на меня!”, а Барсику почти 10 килограмм, не считая вздыбленной шерсти, его острые как бритва клыки очень выразительны.

Поэтому мне захотелось по поводу Хэллуина, который никак меня более ничем не заденет, сгенерировать разных демонических тварей, но гламурных как злящийся кот, с почти хентайными глазками: fornit.ru/71383.


Комментарии:

Чтобы оставлять комментарии нужно авторизоваться.