Раньше я наделял кошек (и тем более собак) повышенными интеллектуальными возможностями. Сейчас мое мнение довольно сильно изменилось, в первую очередь при наблюдении собственной кошки и животных моих знакомых.
Моя кошка очень тупое и своенравное животное. Мне не удается ее приучить не орать в любое время дня и ночи, хотя она очень активна и не болеет. Не помогают ни тапки, ни любые попытки связать причины (ее вопли) и следствия (мои немедленные меры). Т.е. ее механизм переобучения уже имеющегося поведения на другое – чрезвычайно консервативен. Конечно, я только пугаю ее, а не совершаю вредные для ее здоровья действия, но испуг ведь очень даже нежелательный стимул.
У меня была собака, когда я жил в Киргизии. У нее тоже было уже сложившееся поведение: она любила лазить по высоким крышам и перелазить через заборы. Было трудно понять, как вообще она такое проделывает, пока не подглядел в окно. Действует она совершенно по-человечески, цепляясь лапами и подтягивалась.
Очень долго ничто не могло пресечь такое поведение, несмотря на любые запреты и окрики. Нельзя было сказать, что не было достаточной связи между окриком и тем, что она делает. Но всякий раз, находясь в привычном стиле любопытства и свободолюбия, она привычно перелазила и не вспоминала блокирующие окрики.
Но потом вдруг поняла. Она явно осознала связь, и сама поняла, что перелазить нальзя. С тех пор как рукой, у нее возникла непреодолимая мысленная стена. Даже если калитка в огород была открыта, она уже не могла преодолеть внутренний запрет. Причем, даже если я звал ее в огород и тащил за шиворот, она сопротивлялась. Т.е. внутренний самозапрет был для нее важнее, и она уже не воспринимала мои противоречащие требования.
Возможно, если бы я настоял, и она разрешила бы себе зайти бы в огород, а потом опять бы научилась на перелазить сама, без моего разрешения, то возникла бы более гибкая модель поведения. Но для этого собакой нужно было бы очень долго и очень плотно заниматься, чего я не делал.
Но есть много видео, где люди показывали чудеса работы с собаками и даже с кошками.
Занимаясь принципами индивидуальной адаптивности, невольно хотелось сделать механизмы адаптивности такими, чтобы тварь (fornit.ru/beast) легко и правильно воспринимала негативные и позитивные стимулы, переучивалась, не теряя старые стереотипы для прежних условий. Хотелось найти какие-то чудесные принципы, позволяющие делать сопоставления и обобщения с большой эффективности, а не путем длительной дрессировки. Но никаке подобные принципы не просматриваются даже в намеке. А ведь уже нет принципиальных вопросов даже по функциональности циклов мышления и проблемной доминанты. Все это показало свои возможности в информационном окружении для осознания.
Но в природе все модификации уже имеющегося стереотипа очень консервативны даже для людей. Люди в новых областях тупы и своенравны, не воспринимая ничего против выработанного стереотипа, пока вдруг сами не осознают необходимость ввода нового правила и тут же не закрепят его намертво.
Получается, что какими бы классно не были новые функции, повышающие эффективность мышления (гены), они мало что дадут в плане показа разумности твари пока не будет плотно проведен очень большой и кропотливый воспитательный период, - так же как его проводят те, кто добивается от собак очень впечатляющих демонстраций. Видимо главным принципом является консервативный (иначе легко впадать в шизу от противоречивых стимулов) период освоения данного навыка, пока не будет отдан самопроизвольный приказ изменить его после накопления некоего массива пережитого. И это то, что нужно бы реализовать в модели. Но тогда тварь станет еще более тупой внешне.
Тупизну демонстрирует множество реализаций GPT с, казалось бы, достаточно огромной базой систематизированных данных (которой никогда не будет у естественно развивающегося существа). Они демонстрируют именно тупизну следования наиболее статистически усредненного в их базах. И это проявляется очень во многом. Даже когда запросил недавно расчет толщины корешка книги в жестком переплете, Оно начало делать есть демонстративно по шагам и сотворило совершенно неверный результат, видимо надергав из множества заумных методик, в то время как нужно просто число листов книги умножить на толщину бумаги данной плотности и добавить две толщины картонной обложки.
Как именно оптимально реализовать консервативность в течении периода накопления, если вообще существует этот период накопления, или решение принимается каким-то сумасбродством, но не приводящим у шизе, каковы критерии необходимости вообще решения – пока еще вопрос впотьмах. Но его можно и нужно бы начать осмысливать. Возможно, Правила типа Действие – Ответ – Эффект не должны формироваться автоматически, а только по осознанному решению. Иначе бы можно было довольно легко переучивать.
И, конечно, интеллект (стереотип действий в данных условиях) – это одно, а разумное поведение – совершенно другое. И если даже айфон имеет интеллект, и демонстрирует это, то до сих пор нет теста на разумность, который бы четко был основан на определенных принципах адаптивности.
Конечно, уже сейчас ясно из реализации Beast, что все разумное начинается с области доминанты нерешенной проблемы, но это – только начала огромного ареала принципов оптимальной организации механизмов, которые еще предстоит раскопать.
Palarm личная фото-галерея 2023-04-24 11:39:05 |
Когда мы начали тестировать Beast по начальным стадиям, тут же вылезло: обучение возможно только в игровом режиме, когда внешние стимулы лишь учитываются, но не оказывают существенного воздействия на изменение инфо-среды. Иначе хаос и неадекват реакций. Стало быть "консервативность" может оказаться просто неразвитостью или отсутствием навыка перехода в игровой режим. То есть в случае с собакой возможна ситуация, когда при очередной попытке неудобно, возможно болезненно влезть на забор вдруг произошло "впадание в детство", активировался игровой режим, весь негатив от карабканья тут же отпечатался в отрицательном образе модели понимания, прописались правила с негативным эффектом - и возникло избегание такого действия. Это объясняет, почему получив новый опыт, он тут же становится консервативным. Потому, что активация игрового режима кратковременна, а в норме выходит нужно тупо следовать приобретенным навыкам, нисмотря ни на что. То есть предшествующие представления, что более развитые животные, человек в особенности, более склонны к обучению в течении всей жизни могут оказать не верны. Все определяется способностью произвольно "залипать", "зависать", "отрешаться". Я это много раз наблюдал среди сослуживцев, когда неуверенность, страх перед освоением новой программы или даже нового действия в ней, становится непреодолимым тормозом - и это может длиться годами. Точно так же попытки объяснить работягам технологию сборки/сварки новой конструкции оказываются безуспешными, даже при условии, что они все поняли, согласились, что так правильно, лучше - но в итоге сделали по своему, по старому. И потом не могут толком объяснить, почему так: ты же понял, согласился, головой кивал - так почему?! Ну...я вот подумал... Выходит и ментальные правила так же "консервативны" по умолчанию. Как рефлексы - раз забил, и намертво, пока не случится новое переключение в игровой режим. |
Palarm личная фото-галерея 2023-04-24 17:52:13 |
Игровой режим это по сути торможение реакции со стороны психики на изменения инфо - среды, но с учётом таких воздействий. Сначала это была наследствено предопределенная модель поведения в начальные периоды развития без провоцирования атасных ситуаций. Который ещё более древний механизм перезаписи. Но он редкий, опасный, научаюший избегать граблей только при очень сильном ударе по лбу. А когда появилась возможность произвольной повторной активации игры, это дало мощную фору развития навыков. |
nan личный сайт личная фото-галерея 2023-04-26 08:05:18 |
У меня в детстве был интересный период попытки матерью заставить меня не приходить зимой с мокрыми ботинками. Продавливать лужи по дороге в школу и обратно было довольно сильным игровым развлечением. Мать начала решительно бороться с этим, ставя меня в угол (что было привычно пофиг т.к. там я уже научился думать о том, на что не хотелось тратить время на свободе), она даже пару раз меня выпорола ремнем по канонам Преступления и неотвратимого Наказания. Но это была слишком слабая порка, чтобы потом, топая по луже остановить своей неприемлемостью меня. У меня не было никакой причины впредь решить, что ломать лед нельзя. Иначе бы я затвердил бы себе такое правило и исполнял его, как это было с некоторыми самоутвержденными правилами. У меня вполне была уже развита воля, но не делание изменить привычку не было. Описанный эффект коррелирует с понятием “волевое усилие”: произвольная подстановка выбранного осознанно нового действия вместо привычного. Это – конкурентный процесс: позитивная значимость найденного действия в обозримой перспективе должна превышать значимость привычного действия. И тут нужно сравнивать не полезности автоматизмов, а именно прогнозируемые значимости объектов. Волевые усилия становятся доступны не ранее развития системы значимости объектов внимания и наработки опыта волевых усилий (самодисциплина). Так что собаки и, тем более, кошки чтобы начать реагировать на воспитательные негативные последствия должны сами решить совершить волевую замену привычного на новое – запрет привычного действия в данных условиях, т.е. иметь возможность осознанно заблокировать действие. Для чего должна превысить убеждающая сила воспитательного действия (вот тут может накапливаться негатив от постоянных воспитаний в виде кадров эпизодической памяти). Этот механизм нужно бы реализовать для Beast. |
Palarm личная фото-галерея 2023-04-26 11:55:24 |
Как сейчас выясняется при тестировании, если к ветке привязался автоматизм, другой туда не воткнешь, так и будет реагировать. А если воспитательными действиями его заблокировать - будет тупо молчать. И эту лажу не получается нормально разрулить никакими моторными правилами и функциями, точнее пока что все попытки приводили лишь к росту мусорных и глючных автоматизмов. То что ты описал выше - как раз для такой ситуации, когда надо применять принципиально другой, не "механистический" подход, а произвольным волевым усилием нагло прописать новое реагирование для старой ветки. А для более топорной ситуации, когда надо просто создать реакцию для новой ветки и если стимулы воздействуют на состояние Beast меняя его, нужен игровой режим, чтобы эти изменения не мешали привязывать стимулы к нужным состояниям. Хотя может тут еще хитрее реализация: волевое усилие не прописывает новый автоматизм для ветки, где уже есть автоматизмы, а просто формирует ментальное правило и запускает реакцию по нему. То есть осознанно-волевое реагирование буквально означает действие вопреки устоявшимся автоматизмам, используя ментальные правила. И это так и остается, в не зависимости от того, сколько было успешных повторений - такое правило никогда не создаст автоматизм для бездумного выполнения. Поэтому такие "волевые трансформации" не стабильны и могут запросто откатываться на прежний уровень реагирования автоматизмами, что и наблюдается нередко. Но могут длиться годами, поддерживаемые доминантами, которые могут становиться привычно-незаметными при наличии доминанты значимости. В какой то степени такое может быть развито у животных. |
nan личный сайт личная фото-галерея 2023-04-26 12:55:55 |
Волевое усилие по любому нужно реализовать. Вырисовывается прагматически полезная картина. В структуре моторного автоматизма есть NextID int - Следующий автоматизм в цепочке исполнения. И это еще никак не использовано. Так вот, привязанный к ветке автоматизм может иметь цепочку продолжения и при волевом училие отдельные звенья могут блокироваться, а выполняться найденное волевое продолжение. Так записывается произвольное решение поступать именно так. Нужно будет развить использование NextID При озарениях (или решение Доимнанты или просто аналогия) нужно включать функцию проверки и ВОЛЕВОГО выполнения нового действия, так, что если оно окажется полезным, то включается в цепочку привязанного штатного автоматизма. Ясно, что возникнет Правило (не ментальное, а именно моторное), где зафиксируется произвольность решения. NextID будет полезно при формировании сложных ответов, длинных фраз и т.п. заготовок. Такие цепочки могут модифицироваться именно волевыми решениями. |
Palarm личная фото-галерея 2023-04-26 13:48:46 |
В таком исполнении в принципе согласен - тут как раз реализуется с одной стороны жесткая привязка к узлу штатного, а с другой - есть возможность и дальше развивать вариабельность, причем не на уровне внешних стимулов (он одинаковый для всей цепи), а внутренней произвольности. По моему так и предполагалось изначально, для чего и был введен NextID, но из за постоянных отвлечений на вторичное забылось - теперь вспомнилось. |