>>> наука и религия - это формы веры
Очень образно сказано "формы веры". Даже затрудняюсь сказать, на что Label "форма веры" нельзя прикрепить :)
>>> не можем воссоздать "ни цветочка, ни лепесточка"
Не можем воссоздать где? По каким критериям? Многие процессы вполне удачно моделируются, воссоздаются на компьютерах, моделируются на БАК-ах :)
>>> я все время злюсь, когда методики познания строятся на препарировании
Это описательный этап, он зачастую предшествует построению моделей.
>>> я все время злюсь, когда методики познания строятся на препарировании я все время злюсь, когда методики познания строятся на препарировании
Для прогнозирования, строго говоря, глубокое понимание внутренних механизмов протекающих в том или ином объекте не столько уж нужно. А вот для построения модели аля "белый ящик" может пригодится. Только вот из того, что у тебя есть некая качественная модель, ещё не следует того, что на основе неё ты можешь сделать сколько-нибудь сносный прогноз поведения моделируемого объекта в реальных условиях :)
Разные задачи предполагают разные пути решения. Ценность тех или иных подходов будет меняться в зависимости от поставленных перед исследователем задач и его возможностей.
Есть ведь разница, между прогнозированием поведения минутной стрелки и тысячами лет проб и ошибок в построении часового механизма? Я вот, например, скромно препарирую чужой программный код и узнаю для себя много нового и полезного и этот навык для меня много ценнее, чем прогнозирование поведения чужого программного кода без его препарирования :)
Так что ещё раз повторю. Всё сильно зависит от контекста и просто отметать разные способы познания мира, его описания, не стоит :)
>>> А гипотезы - это веер верований, основанных на попытках осмыслить неизвестное.
Гипотеза - это то, чему надлежит быть проверенным. :)
Вера, в широком смысле, может возникать из-за иллюзии известности мира. Ведь ширина охвата "глазом" у туземца и москвича разная, последний, возможно, иногда думает о большом взрыве и поглядывает на снимки из NASA, а первый - пусть о большом взрыве и не слыхал, зато умеет быстро и шустро делать стрелы, что для него куда ценнее.
Опять-таки ощущение того, что мир - это всё то, что я вижу в приделах своего горизонта и чуть-чуть неизвестного, создаёт иллюзию того, что имеющаяся база знаний вменяема и вот-вот достигнет своего пика. И эта иллюзия есть, как у туземца, так и у москвича.
При этом даже если туземцу прийти и поведать о большом взрыве, атомах и квантовой механике, даже если взрастить его с этим знанием, это знание не задержится в их обществе надолго, так как горизонт охвата у этого общества другой, ну отличается он от московского. Контекст в итоге определяет ценность тех или иных представлений и подходов.
Наверное, точно также происходит и с современной нам научной мыслью, многое мы просто не замечаем, недооцениваем просто в силу того, что нам "москвичам" это на фиг не нужно :) А то, что кажется нам ценным сегодня, возможно, в скором времени станет столь же важным, как для "туземца" квантовая механика и будет весело и с песней забыто :)
От того, какая-то толика наивности, веры в свои представления, в их описательную ценность - присутствует в каждом человеке и в способах его познания в частности. Однако, как мне кажется, ставить в один ряд веру в Религии и в Науке - слишком смело. В религии вера зачастую куда более неистова, драматична, проникновенна. В науке же она скорее идёт, как неизбежное качество, черта самого миропознания.
Конечно, слишком смело было бы так заявлять о всех религиях разом, но, как мне кажется, для тех религий (и религиозных институтов), которые нас окружают, это уличение их в "требую-неистовой-веры" и использовании "всего-для-этого", чтобы её (веру) заполучить, к сожалению, вполне справедливо. А от того, вера в доступных нам Религиях и доступной нам Науке носит всё же во многом различный характер.
Вот здесь куда лучше об этом: Ричард Фейнман: изучение и понимание Вселенной
21.08.2010г. 14:54:48