Тесты IQ– это, скорее, корпоративные тесты на IT-специалиста. И поэтому в самом деле есть слабая, но корреляция между IQ и вероятностью высокой зарплаты, причем зависимость – с огромным разбросом:
Стоит прочесть материалы по изученным аспектам такой корреляции, например, 1, 2, 3, 4 и т.д.
И в самом деле, интуитивно создатели тестов IQ верно выбирали типы задач, которые могут быть востребованы в IT. Главным было то, насколько подготовленным оказывается человек для таких задач: он не должен заниматься поиском решения (тратить время на исследование, пробы и ошибки), если сразу не знает его, максимум, использовать опыт сходных решений. Человек должен сразу знать, как решать такие задачи, т.е. уже иметь опыт решения данных проблем.
И не коим образом это не “ключевым, свойством является способность человеческого интеллекта создавать новые задачи буквально из ничего, на голом месте”.
Неверным в тестах IQ является полное отсутствие граничных условий их использования: какой именно вид навыка тестируется. Они упускают бесконечно большие области навыков и сосредотачиваются на очень небольшом их числе.
Тесты на интеллект должны быть ориентированы строго на определённый вид приобретаемого опыта. Потому, что интеллект – это и есть имеющийся личный опыт решения определенных проблем, моторных и ментальных. Как формируется такой опыт – вопрос другой (но уже во многом понимаемый).
Если бы задачи были ориентированы не на работу в IT, а в кулинарии, то задачи должны были бы быть совершенно другими. В медицине лечения онкозаболеваний – третьими. Задачи должны отражать знания (лично проверенный опыт) в совершенно определенных областях для определенных условий. Например, задачи выживания на тропическом острове – одно, а задачи на выживание в Арктике – совсем другое. Задачи на способность сопоставлять – одно, а задачи на способность обобщать – совсем другое.
Задачи на жонглирование бутылками – одно, а задачи на то, как правильно выполнять фигуры высшего пилотажа на турнике – другое.
Все перечисленные виды задач и вообще любые проблемы требуют наработки психических Правил, как моторных (как действовать), так и ментальных (как решать задачи). И система цепочек таких Правил дает то, что позволяет решать задачи, не задумываясь, а уже зная как.
Два вида Системы Правил – область психики и уже вполне понимаемая область в том, как организуются массивы Правил, что они собой представляют, как формируются и как используются, не требуя осмысления. Интеллектуал в данной области не лезет за словом в карман, а в других областях он может быть наивным как ребенок и не справится даже с самым простым (как подъехать к красивой девушке, как починить кран).
Если сопоставить и обобщить то, что в текстах называют “интеллектом”, то вырисуется общее: это не способность исследовать (потому, что навык чаще всего отзеркаливается от уже обладающих им авторитетов, а не создается самим), это – не процесс творчества (нахождение новых способов решения проблем, хотя творчество и дает в результате небольшой процент багажа личного опыта), это – не способы формировать личный навык, а интеллект – это и есть система навыков для уже знакомых, привычных ситуаций. И ее эффективность (то, какой адаптивный эффект дает данный личный навык в данных условиях) можно оценивать количественно, но это уже другая история.
15.02.2023г. 7:58:02