Ознакомьтесь с Условиями пребывания на сайте Форнит Игнорирование означет безусловное согласие. СОГЛАСЕН
ВХОД
 
 
Короткий адрес страницы: fornit.ru/50323 
Вернуться к исходному документу
Обсуждение статьи Комментарии к статье К.В.Анохина: «Когнитом: в поисках фундаментальной нейронаучной теории сознания»
   Palarm список всех сообщений История редактирования (3)
Имеет права полного администратора сайта - админ Качества Palarm, оцененные другими пользователями Оценок: 6 Род: Мужской Сообщений: 2771  Сообщение № 16626 показать
ответ -только после авторизации

Однажды выхожу утром в тамбур и вижу как сосед только что вышел, заметил меня, поздоровался и не стал запирать тамбурную дверь. Я подхожу к ней, вставляю ключ, пытаюсь безуспешно его повернуть и... осознаю: дверь ведь отрыта, я же видел, что он не стал ее запирать - зачем же я сую туда ключ, пытаясь открыть уже задвинутые сувальды?

 

Практически вся "осознаваемая деятельность" на самом деле просто проигрывание заготовленных сценариев на внутренней сцене. Настоящее осознание (прерывание выполняемых действий), короткое, узкополосное восприятие, происходит только в момент сбоя проигрывателя, когда корректирующие опрос-сигналы выдают рассогласование: ситуация идет не по сценарию, стоп мотор - нужно переосмысление, поиск новой заготовки цепочек действий. В этом видимо самый большой затуп, в понимании, что Я большей частью актер, играющий пьесу строго по роли, которую...Я же сам и режиссирую по ходу представления. Фокус осознания попеременно переключается, и я осознаю себя то в режиссерском кресле, дающим указания актеру как играть, и воспринимая его "как какого то актера", то вижу себя на сцене, полностью погруженным в роль - и сидящего в зале "какого то режиссера". Такое раздвоение возникает при попытке осмыслить самого себя, для чего приходится вводить понятие "второго субъекта", в зависимости от текущего самовосприятия: если сейчас я играю - то кто этот режиссер в зале, если сижу в кресле - кто этот актер, которого я учу.

 

То есть философская проблема "непостижимости феномена сознания" из серии: это я смотрю в зеркало - или тот зазеркальный смотрит на меня оттуда?

 



10.02.2022г. 19:55:56
 
  nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 12275 E-Mail  Сообщение № 16627 показать
ответ -только после авторизации
fornitscorcher.ru

Да, когда все привычно, все делается автоматически, а самоощущение при этом оказывается лишь в роли наблюдателя.

Дело в том, что привычный автоматизм сработал потому, что условия в точности оказались такими же, как при его записи с удачным результатом (неудачный автоматизм не выполнится). Т.е. сначала отработали все основные информационные функции:

1.выяснено текущее состояние в виде Плохо, Норма или Хорошо – это базовая ветка дерева, на ветки которого прикреплены автоматизмы.

2.уточнено состояние жизненных параметров и сочетание этих параметров в виде более сложного эмоционального состояния активировало второй узел ветки – стало понятнее, в каком именно направлении нужно действовать.

3.конкретные составляющие ситуации (признаков восприятия) активировали остальные узлы ветки, еще более уточнив контекст. Были бы другие сочетания – активировались бы другие ветвления дерева.

4.для такой уникальной ситуации уже есть записанный моторный автоматизм 

5.В восприятии не оказалось чего-то вне активных узлов ветки (новое), связанное с каким-то важным последствием (значимость) и поэтому ничто не помешало автоматизму выполниться, а вот если была значимая новизна, автоматизм бы придержался до выяснения, можно ли позволить действовать привычно или нужна альтернатива – вот тут и начинается вся огромная сложность такого анализа и формирования альтернативного моторного действия.

Так вот, все указанные компоненты вплоть до 5-го пункта – дают информацию в среде учета значимости этого, что отражается как самоощущение, в которой появляется еще и кадр ранее записанной с привычным автоматизмом эпизода, который создает иллюзию обыденности (если вдруг не обратить внимание на то, что в восприятии есть что-то отличное от кадра). Новый кадр эпизода не пишется, но может уточнится активный старый кадр, и память измениться, дополняясь элементами текущего самоощущения.

А если нужно находить альтернативу, то, пишется новый кадр эпизода со значимой новизной - в память. Срабатывает система поиска альтернативного действия, появляется много дополнительной информации.

Вот почему наше самоощущение не прерывается, а только модифицируется, но при этом возникают иллюзии той реальности, которая соответствует активности ветки дерева, и мы многое можем не заметить (не обратив внимания на отличия) и воспринимать иллюзорно.



11.02.2022г. 12:26:08


p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
 
  nan список всех сообщенийИмеет права полного администратора сайта - админ Качества nan, оцененные другими пользователями Оценок: 39 Род: Мужской Сообщений: 12275 E-Mail  Сообщение № 16629 показать
ответ -только после авторизации
fornitscorcher.ru

После вопросов в личке нужно прояснить некоторые моменты.

Базовое самоощущение, кратко описанное вше – не осознается, т.е. нет самоощущения самоощущения до тех пор, пока не разовьются механизмы произвольного внимания, и тогда в некоторые моменты будет возникать самосознание, с последствиями типа: “я мыслю, значит я существую”. Это происходит у ребенка через 1,5 – 3 года после развития предшествующих функций.

Отдельные такие самосознания придают всей картине самоощущения новое качество наблюдателя от Я, а до этого роль механизмов альтернативных решений – “бездумная”, точнее – без осознания со стороны Я.

Если система значимости позволяет распознать значимость происходящего в зависимости от условий, что и позволяет реагировать определенно или при неуверенности искать альтернативы, то самосознание постепенно формируют значимости самого самоощущения: что значит ощутить себя в данных условиях – со всеми последствиями такой значимости в накапливаемом опыте самосознания.

Стоит учесть, что есть две системы значимости.

 Первая (локализация в третичной теменной зоне) – на уровне определенности рефлекторного реагирования, когда в зависимости от текущих внешних условий и внутреннего состояния уточняется контекст стиля повеления и в нем активируется определенный рефлекс. Здесь можно говорить о том. что такая система самоощущает свою систему значимости, но у ней никогда не бывает самоощущения. Это – просто автомат.

Вторая система значимости (лобная зона) формируется на основе первой и это – уже отражение ее, выделение ее значащей части как абстракции – некий взгляд со стороны. Вместо стилей поведения здесь возникают эмоциональные контексты. Поэтому такая система значимости обладает намного большими субъективными качествами отвлеченности для оперирования с выделенным вниманием, чем первая. Здесь самоощущение приобретает качества эмоциональных переживаний и в фокусе внимания к объекту переживается боль, радость, другие “чувства”, значимости происходящего, что входит в кадры эпизодической памяти.

Надеюсь, стало более понятна суть самоощущения и самосознания.

 

Опять же, более зримое пояснение в специальном топике.

 



12.02.2022г. 7:14:58


p.s. Допускаю, что мое утверждение может быть неверно, поэтому прошу показывать, что именно и почему неверно и запрашивать объяснения, если что-то непонятно.
 

Чтобы оставлять сообщеня нужно аворизоваться.

! Сообщение пропало?! посмотреть причины...

Написать простое сообщение (только текст)

Написать сообщение полноценным редактором



Последняя активность на сайте >>