Когда пришла пора всеръез использовать компьютеры в профессиональной деятельности мой выбор и выбор моих товарищей пал на продукцию фирмы Apple. Года три мы вообще не ведали, что такое IBM PC и винда. Отсюда до сих пор осталось у меня и стойкое на уровне инстинктов желание заточить рабочий стол "писюка" так, чтобы он ну хоть в чем-то напоминал MAC'овскую операционку (главное меню сверху, расположение иконок-программ справа)
Вообще, у меня по этому поводу давно уже есть два личных вопроса к Билли.
1. Почему, когда у любого софта меню устроено так, что доступ к нему осуществляется сверху, у Вас, уважаемый Билли, во всех виндах по умолчанию главное меню рабочего стола (пуск) внизу? Зачем юзеру нужно лишнее елозание по экрану?
2. Билли, вот давайте спроецируем десктоп (рабочий стол) на свой настоящий рабочий стол. То есть правый верхний угол монитора соответственно станет правым верхним углом нашего с Вами рабочего стола. Вопрос: если Вы правша, то разве Вам удобней за самым важным, что у вас есть на столе, тянуться правой своей рукой в ЛЕВЫЙ(!) верхний угол стола?? Ну попробуйте. Ну так почему ж опять таки по умолчанию у Вас в винде иконка "мой компьютер" и прочие располагаются слева? Не проще ли брать правой рукой то, что и лежит справа? И не следует ли из этого то, что и самое важное и нужное следует размещать на десктопе справа?Ясно-понятно, что эти вопросы остаются риторическими. И обычный виндовс-юзер даже не задумывается об этом. При этом именно эти вопросы относятся к "тонким настройкам" при проектировании пользовательских интерфейсов.
На сей счет у меня есть свои соображения-объяснения, которые вполне можно посчитать моими домыслами. Но тем не менее я их озвучу. На самом деле т.н. графический пользовательский интерфейс (GUI) разработан был в лабораториях Xerox (Великобритания), а впервые в массовой компьютерной технике введен фирмой Apple в своих Macintosh'ах. И случилось это аж в середине 80-х задолго до появления Windows. А надо сказать, что в Штатах тогда, да и сейчас эти две компьютерные платформы весьма активно толкаются локтями за рынок и корпоративных и некорпоративных пользователей (есть целые отрасли, ориентированные совсем не на платформу Wintel, например издательская деятельность). И вот когда Билли просек, что GUI - это что называется в точку, и когда понадобилось родить что-то своё аналогичное, то пришлось рожать нечто, что хоть в чем-то отличалось бы от MAC'овского. И получилось как в анекдоте: "Назло маме отморожу уши!" Вот и родилось такое совершенно нелогичное(!) интерфейсное уродство (по умолчанию — главное меню внизу, все иконки слева).
Человек конечно же привыкает ко всему, и можно из правши запросто слепить левшу, а профессиональных футболистов учат одинаково бить обоими ногами. Но это совершенно не означает то, что к построению интерфейса можно подходить без мозгов
Теперь несколько комментов к статье.
Раньше все программы имели суровый и строгий интерфес. Считалось само собой разумеющимся, что сначала нужно научиться пользоваться программой, освоить ее, а потом она становилась привычной. Так, к редактору Лексикон были приобщены практически все юзеры.Это потому что "на безрыбье и рак - рыба", а не потому что тот Лексикон представлял из себя совершенство. Тогда, когда был Лексикон, количество пользователей компьютеров вообще было на несколько порядков меньшим, чем сейчас. Возможно, что тёти-бухгалтерши и наловчились бы работать с командной строкой при запуске программ, но графический интерфейс РЕАЛЬНО из пользователя сделал т.н. "юзера" (в пренебрежительном значении слова) при этом сделав компьютер общедоступным инструментом. И не требуется уже набирать в командную строку "аглицкие" буквы. И это замечательно.
И тут совершенно так же начало культивироваться представление о некоем эстетическом чуть ли не стандарте оформления программ и, особенно, интернет-страниц. Казалось бы, есть некие абсолютные критерии того, что есть хорошо, а что есть плохо в этом деле. Многие задумки дизайнеров, найденные в муках выбора лучшего из лучшего, соответственно, для этих дизайнеров становились самыми любимыми, по значимости сравнимыми с идеями-фикс, и это так или иначе пропагандировалось в культуре пользователей.Все верно. Так было и так будет. Интернет-
культуре 10-15 лет, по-сути она только формируется и весьма быстро. До сих пор в рунете есть просто кошмарное число чудовищно сделанных сайтов. Посмотри на
культуру книгопечатания (более 500 лет). Стандартов дофига и больше. Но ты можешь пойти и против этих стандартов, никто не осудит. Покупать может только не будут, но это же мелочи
Книжные стандарты сформированы всеми предыдущими поколениями специалистов. В инете сейчас это происходит гораздо более быстрыми темпами. Появление стандартов просто неизбежно, хотим мы этого или нет. Идея-фикс это или нет - не суть важно. В производстве и в ИДЕОЛОГИИ производства сайтов и интерфейсов мне очень близко то, что делает тот же Лебедев. например, и я очень буду рад, если ЭТО станет стандартом. Стандартом КАЧЕСТВА прежде всего.
То, что одновременно могут существовать несколько культур понимания художественного творчества, подчас противоречащих одно другому, не смущает их почитателей точно так же как существование множества взаимоисключающих религиозных догм в разных религиях, нисколько не смущает их последователей.Графический дизайн и дизайн пользовательских интерфейсов - это не художественное творчество. И это важный момент. Позиция художника-творца "я так вижу и отвалите от меня" здесь совершенно не канает.
Вопрос оказывается некорректным, если понимать, что в мире все, по-сути, равнозначимо и равнопрекрасно, пока не появилось некая личная оценка этого, как правило оценка "с первого взгляда", основанная на выработавшися к данному моменту признаках симпатичности - очень древнему механизму оценки, вопрос оказывается некорректным, если понимать, что предпочтения обуславливаются некими личными особенностями в контексте культуры, в которой развивается личный жизненный опыт.Вопрос оказывается корректным в случае сравнения двух интерфейсов. Которые очень редко бывают равнозначны и равнопрекрасны. Профессионал отличается от любителя как раз тем, что может предугадать реакцию людей на предложенный интерфейс. А о "симпатичности" интерфейса стоит вообще говорить в последнюю очередь.
09.04.2007г. 21:51:42