Я противник религии, о чем неоднократно и жестко заявлял.
Она связывает руки человечеству.
Но с любопытством отношусь к ее приверженцам, как к некоему парадоксу.
Ниже приведена статья искушенного священнослужителя-искусителя.
Очень любопытно было бы ее дезавуировать, не прибегая к сложной аргументации.
Ибо тем и сильны вероучители, что их аргументы просты и доступны, а
теорема Геделя, например, особенно в приложениях, интересна ограниченному кругу лиц.
И поскольку автор нижеприведенной статьи не посещает инет, постараюсь принять меры, чтобы проинформировать его о глубине заблуждения, им владеющего
Один ответ на многие вопросыХотя в названии статьи и присутствует слово "ответ", необходимо напомнить, что здесь Вы не найдете ответов, только вопросы. Возможно, некоторым может не понравиться некоторая жесткость стиля, поэтому приношу Вам свои извинения заранее, и напоминаю, что здесь мы пытаемся выяснить, как все-таки жить по правде, справедливости, честности... Поэтому пропустим ненужное и перейдем к делу. Вы, конечно же, считаете себя человеком с определенными моральными принципами, че¬ловеком, для которого справедливость и правда являются проводником в
жизни. Так Вы относитесь к себе, и у меня нет причин думать о Вас обратное, поэтому искренне Вам верю. Но позвольте мне сделать Вас непосредственным участником решения одной моральной проблемы. Очень хотелось бы знать Ваше мнение по этому поводу.
Представьте себе, что Вы работаете врачом в определенной клинике. В приемную привозят человека, пострадавшего в до¬рожной аварии, со страшными ранениями. Попытки врачей спасти его
жизнь, к сожалению, ни к чему не приводят, и он умирает, так и не приходя в сознание, на операционном столе. В одном из отделений Вашей больницы госпитализированы пятеро людей. Они здесь потому, что один из их внутренних органов не действует. Вам известно, что органами тела лежа¬щего перед Вами человека можно спасти
жизни пятерых человек, которым в срочном поряд¬ке требуются сердце, легкие, печень и две почки. Песочные часы пятерых людей скоро за¬вершат свой ход. Если срочно не найдется донор, они просто умрут! Проблема, стоящая перед Вами, такова: погибший уже не нуждается в данных органах, те же пятеро людей остро в них ну¬ждаются. Осталось решить один маленький вопрос с родствен¬никами погибшего. Но вот беда, работникам клиники никак не удается с ними связаться для того, чтобы получить их разрешение на пересадку органов. Вре¬мени для принятия решения у Вас крайне мало. Если пересадка не осуществится в течение часа, уже невозможно будет использовать эти органы, а Вам все никак не удается связаться с родственниками погибшего. Решение в Ваших руках! Что буде¬те делать? Возьмете, на свой страх и риск, и пересадите органы без разрешения родственников, спасая тем самым
жизни пятерых людей? Но перед тем, как Вы примете решение, пред¬ставьте на мгновение следующую картину: человек возвращается домой после тяжелого рабочего дня, у дверей дома его ожидает страшное известие - его единственный и горячо любимый брат погиб в результате страшной автокатастрофы! Мало того, его несчастное тело разобрано на части и его органы вырезаны без разрешения! Такое мало кого может оставить равнодушным.
Мой же вопрос таков: что Вам подсказывает Ваша мораль в этом случае? Что было бы правильным и справедливым сделать в данной ситуации? Осуществить пересадку или нет? Но даже после того как Вы сделали выбор, есть ли у Вас достаточные основания утверждать, что выбор, Вами сделанный, действительно верен!? Что если Вы потом, через некоторое время измените свое решение и станете думать, что нужно было сделать совершенно наоборот? Как вы посмотрите тогда на это свое решение? А если врач, работающий с Вами рука об руку, решит иначе, как Вы докажете правоту и справедливость Вашего решения? Есть ли у Вас убедительные доказательства, что правы именно Вы, а не он? И что Вы скажете о враче, который берет органы у умерших больных без разрешения на то близ¬ких и родственников, даже когда они активно протестуют против этого, а он использует органы даже не для спасения других
жизней, а для лабораторных исследований. По его словам, у него в этом случае нет противоречий с совестью, ведь продвижение науки вперед это очень важная цель, и не стоит считаться с мнением людей отсталых с их устаревшими взглядами, ведь они просто задер¬живают развитие науки. Ну, как Вы посмотрите на это? Есть ли у него мораль, или начисто отсутствует?
Давайте оставим на мгновение сомнения по этому поводу и зададим другой вопрос. В больнице, где Вы работаете, есть один больной, страдающий от постоянных болей, не оставляющих его ни на мгновение. Во время ежедневного осмотра Вы замечаете, что кислородный баллон, к которому подключен больной, почти пуст. И вдруг больной обращается к Вам с просьбой не менять этот баллон, оставить все как есть. Он говорит, что лучше умереть, чем постоянно испытывать страшные боли, такая
жизнь не имеет
смысла, он просит облегчить его участь, не меняя баллон. Вы исполнили бы его просьбу? А что если больной не будет просить Вас о баллоне, а попросит вколоть ему двойную дозу морфия и спасти его таким образом от страданий? Что будете делать? Убьете его собственными руками?
Другой вопрос. К Вам приходит больной семидесяти лет с какой-то проблемой. После ос¬мотра Вы решаете - необходима операция. Но наряду с возмож¬ностью излечения, существует опасность для
жизни больного при проведении операции с ис¬пользованием наркоза для человека столь преклонного возраста. Перед Вами вопрос: проводить ли операцию, зная об опасности для
жизни пациента вследствие этого, или оставите все как есть и дадите человеку возможность продолжать жить, испытывая страшные боли? Как Вы поступите? Чем обоснуете свой выбор? кричат, что Вы, стоявший последним среди них, не имеете права на такие возмутительные действия и должны уступить. Кто прав? Вы выходите на балкон, чтобы снять белье, повешенное на просушку вчера, и обнаруживаете, что соседка сверху как раз вывесила свое мокрое белье и оно, стекая, намочило Ваше заново! Ну? Имеете ли вы право сердиться на нее? Может она права, и по праву повесила белье на своей территории как пожелала? Или, может быть, она должна была сообщить Вам об этом заранее? И вообще, когда нельзя, а когда можно соседу сверху вытряхи¬вать ковры или красить ограду балкона? Семилетний ребенок порвал брюки соседского мальчишки во время игры - должны ли его родители оплачивать ущерб? Соседский ребенок разбил фару Вашего авто, а его родители наотрез отказываются платить, можно ли Вам наказать ребенка в таком случае? А что насчет возврата плохого товара в магазин? Когда Вы имеете право получить свои деньги назад, а когда продавец может просто починить товар? А если Вы уже успели попользоваться товаром, лишились ли Вы тем самым каких-либо привилегий? А если поменялась цена на товар, сколько должен Вам магазин сейчас? Все эти "маленькие вопросы" возникают иногда перед каждым человеком. Если же Вы бизнесмен или продавец в магазине, то число подобных проблем может взлететь до сотен, а то и тысяч. Говоря откровенно - для меня до сих пор остается тайной за семью печатями, каким образом атеист принимает решения во всех перечисленных случаях? И даже после того как решил - откуда у него уверенность, что решение верно? Разве совесть его не мучает потом, после принятия решения, верно ли поступил, не ошибся ли в выборе решения? А если несколько атеистов спорят между собой по определенному вопросу, как докажут, кто именно прав "по правде"? Все это приводит нас к более серьезному вопросу: есть ли вообще
смысл у понятия "справедливость" в мире атеизма? Ведь Ваша справедливость ничуть не хуже, чем справедливость кого-либо другого, даже если они обе прямо противоположны. Его "справедливость" - это плод его нужд, его духа! И даже если Вам это кажется полнейшим абсурдом, абсолютно несправедливым и несуразным, при всем этом Вы ничем не лучше, ведь вы оба появились в этом мире одинаково. Даже в Содоме были судьи, судившие "справедливо" и "истинно", содомской справедливостью, разумеется. Например, за нанесение телесных повреждений, в соответствии с их справедливостью, потерпевший платил нападавшему за услуги кровопускания. В древней Спарте, как известно, слабых и больных младенцев бросали со скалы.
Эскимосы отправляют своих стариков в снежную степь, так как они уже бесполезны для общины. А советская власть реквизировала все имущество богатых в государственную казну (а те, кто просто пытался противостоять "коммунистической справедливости", очень скоро обнаруживали, что они почему-то в Сибири и рубят лес. Знаете ли Вы, что почти 30 миллионов человек похоронены там под снегом?). Можете ли Вы доказать, что все описанное несправедливо? Какими объективными доказательствами подкрепите свое мнение, если эта справедливость субъективна? Разве слова "справедливость", "правда", "мораль" - это не пустые звуки в атеистическом мире?! Ужас фашизма, охвативший собою всю Европу и не только, был уничтожен каких-то 60 лет назад. А Вам известно, что Гитлер (да сотрется его имя) не считал себя аморальным человеком? Как раз наоборот, он считал себя даже очень и очень моральным, и поэтому искренне считал, что полное уничтожение евреев положительно скажется на всем мире. Вы сегодняшний, как и любой другой человек в мире, относитесь к нему с отвращением и брезгливостью. Но (как не трудно мне задать этот вопрос, и все же...) почему? На каком основании Вы утверждаете, что ценности, которыми Вы размахиваете как флагом, лучше или моральнее? Какое право Вы имеете судить нацистов, обвиненных в Нюрнберге?
И что же получается? Победители правы потому, что сильнее и выиграли войну? Хорошо! Тогда пусть так и скажут, но не надо прикрываться моралью и справедливостью!!
И вообще с атеистической точки зрения, откуда взялось право судить людей, называть их преступниками и тем более наказывать их? Если справедливость вещь субъективная и нет другого мерила справедливости, кроме человека, который и устанавливает, что хорошо, а что плохо, что криво, а что косо, то на каком основании может он придти и судить других людей, для которых его взгляды неприемлемы? Не это ли - откровенная несправедливость? Для меня не является тайной, что каждый атеист, дорогие чи¬татели, видит себя человеком справедливым. И здесь мы должны задать главный вопрос: справедливы по отношению к чему? Если человек является тем самым мерилом справедливо сти, можно ли тогда вообще кого-то назвать виноватым??? Все это напомнило мне старую притчу о стране, в которой выносили смертный приговор любому человеку, нарушавшему закон. Страшно жить в такой стране, не правда ли? А что же это был за закон? Во второй графе их конституции говорилось: "закон каждый устанавливает сам для себя". До сегодняшнего дня там не было казнено ни од¬ного человека!
Если человек сам устанавливает основы справедливости, разве это не лишено всякого здравого
смысла? Или я, как всегда, ошибаюсь?
Сейчас Вы наверняка говорите себе: "Ну, сейчас ты перешел все границы! Есть определенные фундаментальные основы правды и справедливости, ко¬торые приняты повсеместно и всеми, и даже невежественный человек не будет с этим спорить". Вы действительно уверены в своей правоте? Прислушайтесь к следующему. Возьмем, например, такой простой и общепринятый всеми людьми запрет: "не убей". На первый взгляд все действительно просто и ясно. Не о чем спорить, правда? Неправда!! Запрет "не убей" запрещает убивать человека. Но "небольшая" деталь остается непонятной - что такое человек? Зародыш - это человек? Убийство беспомощного старика или безнадежно больного тоже подпадает под действие этого правила? Совершенно непонятно!! Есть люди, говорящие "да", а есть, которые скажут "нет". И выслушайте еще более поразительную вещь: в мире, как известно, существуют проблемы с питанием и природными ресурсами. Проще - существует мало еды, но много желающих есть. Как справляются с этими проблемами? Профессор Френсис Крик (лауреат нобелевской премии по химии за ис¬следования ДНК) предложил поразительно "простое" решение: "определим, что "
жизнь" ребенка начинается только по прошествии 48 часов после рождения. До этого мы могли бы решать - желателен ли он в человеческом обществе. Если да - дадим ему жить дальше. Если же нет - то нет... и это, разумеется, не называется "убить". Ведь по нашему определению он еще не живой ..." Это "потрясающее" предложение было высказано в курсе университетских лекций и опубликовано в американском журнале "Nature". Выходит, что даже такой, казалось бы, простой принцип "не убей", теряет свой
смысл, когда человек устанавливает правила. Дорогие читатели, задавали ли Вы себе все эти вопросы когда-нибудь? Хоть раз? Есть ли у Вас ответы? Есть ли в Ваших руках решения для всех проблем, описанных нами здесь? Могу подбросить Вам еще кое-что не совсем ясное, но, с Вашего позволения, мне кажется, что нам нужно разобраться с более фундаментальной проблемой. Все вопросы типа: "что такое мораль?", "по каким принципам я определяю какое-либо дейст¬вие как моральное или нет?" и подобные этим основаны на одной предпосылке - человек должен быть морален. Надеюсь, Вы не рассердитесь на меня, если задам один дурацкий, простите за выражение, вопрос: "Почему"?
Да, зачем вообще человеку быть моральным? Ведь если человек всего лишь случайное соединение молекул, то почему у него должно быть хоть какое-то отношение к морали? Есть ли в этом
смысл или логика? Ведь, в соответствии с последними от¬крытиями, человек - это всего лишь крупинка космической пыли, являющаяся частью ог¬ромного пылевого облака в расширяющейся хаотично вселенной. Есть ли у подобного мира какое-либо объяснение морали, правды, справедливости, или все это призрачные видения? Я уверен, что Вы смотрите на себя, как на человека морального, честного и справедливого. Но ЗАЧЕМ?
Я не рядом с Вами, но что-то мне подсказывает, что у Вас внутри сейчас назревает бурный протест: "Нет! Не может быть! Ясно, что есть мораль, правда, справедливость. Что-то внутри меня говорит, что это так. Не знаю, как это назвать, "совесть", "внутренняя потребность", - называйте, как хотите, у меня нет ни тени сомнения, что именно так нужно себя вес¬ти каждому человеку". Искрен¬не Вам верю, дорогие читатели, Вы не единственные, кто чувст¬вует подобное. По правде это чувство одинаково для всех лю¬дей. Каждый человек действи¬тельно хочет быть честным, правдивым и справедливым. Совершая плохой поступок, он почувствует себя плохо, его "совесть" наказывает его (конечно, вместе с этим существует возможность, что он попытается заглушить этот внутренний голос, отвлечься в других делах, но, в конце концов, придет мгновение правды, когда он останется наедине с собой и скажет "я не хочу так жить, это неправильно"). Без сомнений - в любом человеке есть стремление к правде, справедливости, честности, морали, гармонии, совершенству.
Еще одним качеством человек отличается от всего созданного -- поиском
смысла. В природе нет подобного качества ни у кого, кроме него, всему "Миру достаточно инстинктов для нормального существования. Вы, случайно, не встречали рыбу, покончившую
жизнь самоубийством, из-за бес
смысленности своего существования? Нет? Жаль. Понятно, что мы тоже являемся частью этого мира, и нас тоже касаются законы природы, мы подвержены действию физических законов, как и весь остальной мир. Но для каждого из нас не является секретом, что для нас, людей, это не все. У нас есть еще кое-что - свобода выбора. Мы не аморальны, мы постоянно ищем
смысл жизни, стремимся к каким-то высшим идеалам. Я верю, что Вы, дорогие читатели, тоже согласны с последними строками.
Но остался вопрос: если человек - это случайное соединение молекул, или проще – развитая обезьяна, то как Вы объясните источник всего вышесказанного?
Что такого есть в человеке, что не дает ему покоя, толкает его вперед, является причиной его тяги к добру, справедливости, честности, правде? Что в нем такого, что заставляет его постоянно искать
смысл жизни? В Вас есть все это, но откуда? От кусочка сыра, который съели утром? От выпитого кофе? И это не ваша логика, что Вы должны так себя вести, логика говорит Вам: "делай то, что хочешь!". Разве не ясно, что все это попадает к человеку из более высшего и глубокого источника?
ВЕРА - ЕДИНСТВЕННЫЙ ОТВЕТ НА ВСЕ ЭТИ ВОПРОСЫ20.04.2006г. 14:34:32